Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Истории
  • Знаменитые корабли
  • 1979 год
  • Корабль-памятник «Турбиния» сэра Чарльза Парсонса
Подкатегории раздела
Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Музей и памятник линейный корабль «Миказа»
Кругосветное плавание сэра Френсиса Дрейка
Сообщения: радиомост, памятник, прогресс, катастрофа, рекорд...
Сообщения: манеры, памятник, экзамен, чудеса, отель, капитанша...
Сообщения: ботинг, ладья, загадка, тримаран, памятник, музей...
Судно-памятник баркентина «Кронверк» у Петропавловской крепости
Океанский парусный корабль «Товарищ»
Первый русский корабль «Орел»
Трехмачтовый корабль «Бэлклузе» — плавучий экспонат
История знаменитого парусника «Рижский корабль»
Как катер стал катером: две «Синие птицы» сэра Малькольма Кэмпбелла
Сообщения: памятник, «Отец парусников», мель, гребец, лебедь, впередсмотрящий...
Третий норвежский корабль «Лейф Эриксон»
Сообщения: адмирал, реликвия, памятник, колокол, реклама, велосипед, кругосветка...


Корабль-памятник «Турбиния» сэра Чарльза Парсонса

Год: 1979. Номер журнала «Катера и Яхты»: 77
          0


Это небольшое суденышко не совершало выдающихся научных открытий и боевых подвигов, однако по праву занимает достойное место среди знаменитых кораблей мира. Как памятник творцам новой техники «Турбиния» хранится в специальном зале музея в Ньюкаслапон-Тайне. Без упоминания о нем не обходится ни одна серьезная работа по истории караблестроения.

Информация об изображенииФото «Турбинии» на ходу
Фото «Турбинии» на ходу
 
Судьба этого судна неотделима от имени известного английского изобретателя и промышленника, президента Общества морских инженеров-механиков Парсонса. Сэр Чарлз Алджернон Парсонс (1854—1931) основал завод по производству корабельных паровых турбин разработанного им типа, но в течение нескольких лет безуспешно пытался заинтересовать ими Адмиралтейство и владельцев трансатлантических судоходных компаний. Выход, который был найден прославленным изобретателем, сам по себе вошел в историю: он построил быстроходное экспериментальное судно специально для демонстрации возможностей турбины, добился того, чтобы скорость этого судна чуть ли не на треть превысила наивысшие скорости лучших боевых кораблей того времени и — на свой страх и риск, в нарушение всех порядков — показал «товар лицом». Показал так, что о двигателях нового типа заговорили даже люди, совершенно далекие от морских проблем.

Произошло это в 1897 г. во время празднования 60-летия правления английской королевы Виктории. На Спитхейдском рейде был устроен грандиозный морской парад: в торжественном строю застыли 165 боевых кораблей под флагом «владычицы морей» и 15 лучших кораблей иностранных флотов, приглашенных от имени престарелой королевы. (Утверждают, что в те дни в Портсмут — морскую столицу Британии — съехалось около миллиона гостей!) И вот за несколько минут до появления королевской яхты перед строем украшенных флагами расцвечивания броненосцев, осев кормой, пронеслось с «фантастической» скоростью свыше 30 уз низенькое необычного вида судно с широкой лихо наклоненной назад трубой. Попытки догнать «нарушителя порядка» оказались бесполезными. Дело было сделано: дебют турбины стал сенсацией, турбину признали сразу и безоговорочно.


Этому дню предшествовали годы напряженной работы. Формы корпуса «Турбинии» отрабатывались сначала на 2-футовой модели, буксируемой по реке Райтон за рыболовную леску, затем на 6-футовой самоходной модели с резиновым моторчиком. Стоит, однако, подчеркнуть, что при всей, казалось бы, очевидной примитивности этих первых экспериментов, Парсонс умел добиваться исключительно высокой точности: когда тремя годами позже модель того же корпуса испытали в настоящем опытовом бассейне в Хаслере, разница в замерах сопротивления не превысила 2—3%.

Стремительный корпус «Турбинии» имел наибольшую длину — 31,49 м, длину по ватерлинии — 30,48 м, ширину — 2,74 м и осадку — 0,91 м. Отношение длины к ширине составило 11,5. Килевая линия получила плавный подъем к оконечностям, начинающийся едва ли не у самого миделя. Ватерлинии были сделаны острыми в носу и приполненными для устранения чрезмерного дифферента — в корме; по существу днищевые ветви шпангоутов в кормовой части этого круглоскулого водоизмещающего корпуса оказались горизонтальными, как сказали бы мы сейчас — рассчитанными уже на режим, переходный к глиссированию.

Информация об изображенииСхема общего вида и теоретический чертеж «Турбинии»
Схема общего вида и теоретический чертеж «Турбинии»
 
Водоизмещение «Турбинии» в окончательном ее виде составило 45 т, причем половина полного веса приходилась на механическую установку (собственно турбина весила 3660 кг).

Особую сложность как раз и представило проектирование двигательно-движительного комплекса. Достаточно сказать, что когда 14 ноября 1894 г. начались ходовые испытания построенного судна, имевшего тогда традиционную одновальную установку, скорость хода его составила лишь около половины ожидаемой по результатам расчетов Парсонса. Той осенью «Турбиния» 31 раз выходила на мерную милю и давала самый полный вперед, однако наивысшим ее достижением была скорость всего в 19,75 уз. Было от чего впасть в отчаяние, но Парсонс и не думал опускать руки.


Изобретатель пришел к выводу, что причина неудачи — в падении КПД из-за развития кавитации тяжело нагруженного и работающего с огромным числом оборотов гребного винта. Можно напомнить, что о сущности явления кавитации тогда известно было очень немного: практически о ней заговорили только годом раньше, в связи с неудачей при испытаниях 27-узлового миноносца «Дэринг». И Чарлз Парсонс начал с нуля — занялся изучением кавитации. Он построил специальный бассейн (большой бак с застекленными стенками), создал комплекс точных приборов и провел систематические испытания моделей гребных винтов, варьируя их диаметр, шаг, число и площади лопастей. Он первым применил фотографирование работающего гребного винта (известны, например, его снимки 1895 г., сделанные с выдержкой 1/3000 секунды).

Информация об изображенииСхема расположения энергетической установки
Схема расположения энергетической установки
 
Не будем утомлять читателя перечислением всего, что было сделано неутомимым Парсонсом за долгие и мучительные десять лет практически непрерывной работы по доводке двигателя и винтов «Турбинии». Отметим главное — важнейшей мерой было «рассредоточение» мощности: «Турбиния» из одновальной превратилась в трехвальную (стоит ли говорить, что для этого пришлось ни много ни мало — разрабатывать и изготовлять новую турбину!).

Три ступени этой новой турбины (высокого, низкого и среднего давления) общей мощностью 2000 л. с. работали напрямую каждая на свой гребной вал, число оборотов которых на полной скорости доходило до 2230. Чтобы максимально снизить нагрузку на лопасть (отдалить самый момент начала кавитации) и этим уменьшить развитие кавитации лопастей, пришлось пойти и на увеличение числа винтов: в феврале 1896 г. на «Турбинии» были установлены на каждом валу по три одинаковых винта диаметром 18 дюймов (456 мм) и шагом 24 дюйма (610 мм). С девятью такими винтами (это, пожалуй, непревзойденный рекорд по числу винтов!) судно и развило 35-узловую скорость, которая вывела из равновесия флегматичных британских адмиралов.

Остается добавить, что сразу после «Спитхейдского инцидента» Парсонсу были заказаны турбины для сверхскоростного (37 уз) 390-тонного миноносца «Вайпер». На нем пришлось сделать силовую установку четырехвальной; при этом (1904 г.) Парсонс уменьшил число винтов на каждом валу до двух — получилась классическая схема «тандем» (причем шаг заднего винта был больше, чем переднего).

В том же 1904 г. с учетом накопленного опыта и результатов многолетних исследований Парсонс снова взялся за движители «Турбинии»: отказавшись от ранее принятого решения, он установил на каждом валу вместо трех только по одному, но гораздо более эффективному широколопастному гребному винту большего диаметра. Скорость замечательного судна осталась прежней.


Понравилась ли вам эта статья?
+20

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Путешествие на парусниках по озеру Кереть
Первые страницы истории Советского парусного спорта
Плавание на яхте «Арктика» по Средиземному морю
Слово о балтийских охотниках — катерах «МО»
История создания катеров типа «Малый охотник»
В Баренцево море на моторно-парусной яхте
Повторение плавания к Америке совершенное Св. Бренданом
Интервью у Яна и Петра Паты на борту «Каравеллы»
Плавание на яхте «Гедания» из Арктики в Антарктику
5000-километровое путешествие на надувной лодке «Пеликан»
В теплые страны или как я стал жителем Сенгилея
На лайбе «Святая Анна» из книги воспоминаний «Парус — моя жизнь»
История парусных судов на озере Байкал
55 лет в плену Аральского моря
На надувной лодке через Черное море

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Корабль-памятник «Турбиния» сэра Чарльза Парсонса

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Путешествие яхты «Рица» за нулевой меридиан
Глава из книги «Бродяга» яхтсмена Кшиштофа Барановского
Арктический рейс Вилли де Рооса
Плавание «Фрегата» до Корсакова и обратно
Путешествие Запорожье — Ленинград на семи моторках
Десант под парусами в Балтийском море
600-мильное плавание Белым и Баренцевым морями на яхте «Надежда»
Яхта «Арктика» на пороге Атлантики
Капитан шхуны «Ленинград» Иван Петрович Матвеев
На яхтах-по местам боевой и революционной славы
Научно-спортивная экспедиция к мысу Челюскин на плоту
600-мильное плавание Беломорск — Кандалакша на швертботе
Походы под флагом спортивно-технического клуба «Искатель»
На байдарках по пяти озерам и рекам Средней Карелии
Не был ли Колумбом Одиссей?


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 33 + 27 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории