Экипаж составили Э. В, Назаров, В. К. и К. В. Говоровы и автор этих строк.
Выйдя из Беломорска, мы направились к о. Русский Кузов, затем побывали на Соловецких о-вах, Большом Заяцком о., прошли губу Гридина, Ругозерскую губу, посетили Умбу, Кузомень и закончили свой поход в Кандалакше.
Путь из Москвы до Беломорска с перегрузкой в Череповце «Полюс» преодолел на палубе теплохода за семь суток.
Информация об изображении![На обсушке. Вода ушла метров на сто, оставив нас на илистом грунте среди нагромождения камней](https://www.barque.ru/img/articles2/na_obsushke_voda_ushla_metrov_na_sto_ostaviv_nas_na_ilistom_grunte_sredi_nagromozhdeniya_kamney_small.jpg)
На обсушке. Вода ушла метров на сто, оставив нас на илистом грунте среди нагромождения камней
Условия плавания на Белом море сложны и разнообразны. Большая амплитуда колебаний уровня воды при приливах и отливах, вызывающих сильные течения и сулои, частые перемены погоды, туманы, изобилие всевозможных надводных и подводных препятствий (камней, корг, луд, стамиков, кошек, банок), а также отсутствие укрытий на значительных участках побережья создают большие затруднения мореплавателям. Однако все трудности с лихвой компенсируются незабываемыми впечатлениями.
![На обсушке. Вода ушла метров на сто, оставив нас на илистом грунте среди нагромождения камней](https://www.barque.ru/img/articles2/na_obsushke_voda_ushla_metrov_na_sto_ostaviv_nas_na_ilistom_grunte_sredi_nagromozhdeniya_kamney_small.jpg)
На обсушке. Вода ушла метров на сто, оставив нас на илистом грунте среди нагромождения камней
Хочется остановиться на отдельных эпизодах, наиболее полно характеризующих условия и особенности плавания по Белому морю.
В ясный солнечный день мы уходили с Русского Кузова в направлении Соловков. Подгоняемый ровным 3-балльным ветром, «Полюс» быстро удалялся от островов. Не успели отойти на три-четыре мили, как ветер начал стихать, а потом и совсем прекратился. Швертбот отнесло течением назад, и вскоре мы снова оказались на траверзе Русского Кузова. Через час-полтора вновь появился ветер, но он принес низовой туман. Видимость сразу ухудшилась до 100—200 м, хотя небо над головой оставалось чистым. Туман совершенно лишил возможности ориентироваться — только картушка компаса соединяла нас с окружающим миром.
Наш курс пересекал пути движения судов. Расхождение с одним из них доставило нам немало беспокойств: его гудки мы услышали довольно близко. Видимо, до этого теплоход шел вне полосы тумана. Разошлись, так и не увидев друг друга...
День сменился вечером, вечер — ночью, а туман все еще не рассеивался. Судя по времени, уже должны были открыться маяки на Соловках. Всматриваемся до боли в глазах, но огней все нет. В какой-то момент прямо по курсу услышали слабый шум работающего двигателя. Вдруг, как по мановению волшебной палочки, туман исчез. Появились темная полоса берега, огни маяков, створные огни, россыпь огоньков где-то там, на берегу, и четкий силуэт Соловецкого монастыря на бледном фоне ночного неба.
Проход в глубь острова довольно труден: бухта Благополучия, через которую проходит узкий и извилистый фарватер, изобилует подводными опасностями. При слабом встречном ветре нам пришлось около часу лавировать, разбираясь в хитросплетении створов, буев и вех. Когда мы были метрах в 200 от пирса, ветер вдруг изменился до бакштага, шквальнуло — «Полюс» лихо пронесся мимо стоящих на якорях теплоходов и встал у причала.
Значительная часть Карельского берега представляет собой шхеры. Карта в большинстве случаев дает очень приблизительное представление о глубинах и наличии подводных препятствий. Благодаря статье Ю. А. Пантелеева, опубликованной в сборнике №19, мы в какой-то мере были подготовлены к плаванию в шхерах, но основные сложности постигали на практике, подчас на своих ошибках.
Известную опасность представляли плавающие бревна, которых здесь довольно много. С ними у нас связано немало беспокойных часов, проведенных во время перехода между Умбой и Кузоменью.
Перед началом похода некоторые опасения вызывало то обстоятельство, что мы идем на швертботе. После первых переходов наши сомнения рассеялись. Благодаря малой осадке нам были доступны такие места, пройти к которым на килевой яхте невозможно. Кроме того, швертбот сделал поход более безопасным, ибо мы смогли укрываться в местах, не доступных килевым яхтам. Так, недалеко от губы Гридина на стоянке во время шторма поползли якоря и нас начало сносить на камни. Пользуясь полной водой, мы на руках провели «Полюс» над камнями в спокойную и мелкую лагуну и пришвартовались к деревьям. Начавшийся отлив оставил «Полюс» на мягком грунте и избавил нас от необходимости нести беспокойную ночную вахту.
Наш «Полюс» показал неплохую мореходность, хорошо управлялся на любых курсах, позволял уверенно ходить под полной парусностью при ветре до 6 баллов, а под штормовыми парусами — и при более сильном.
Нашим трехнедельным походом остались очень довольны. Многое увидели, многое узнали, многое испытали.