Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Истории
  • Путешествия
  • 1979 год
  • 600-мильное плавание Беломорск — Кандалакша на швертботе
Подкатегории раздела
Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории


Поделитесь информацией


Похожие статьи
600-мильное плавание Белым и Баренцевым морями на яхте «Надежда»
500-мильное плавание на яхте «Чукотка» в одиночку
Плавание на швертботе «Мева» по реке Дунай
600-мильное плавание на яхтах по Японскому морю
Плавание в Хельсинки на яхте «Орфей» (швертбот «ЛЭС-750»)
Дальнее плавание яхт Орион и Шквал
Дальнее плавание яхт ЦВСК ВМФ «СССР—Болгария—СССР»
Кругосветное плавание русских моряков на шлюпе «Нева»
Трагическое плавание Давида Джонстона и Джона Хора
Плавание без происшествий по Каспийскому морю
Что такое спортивное плавание на моторном судне?
Кругосветное плавание Леонида Телиги на яхте «Опти»
Первое дальнее заграничное плавание
Трансевероазиатское плавание на лодках «Гейзер» и «Вулкан»


600-мильное плавание Беломорск — Кандалакша на швертботе

Год: 1979. Номер журнала «Катера и Яхты»: 80
          0


Наше 600-мильное плавание мы совершили под флагом яхт-клуба «Водник» (г. Москва) на крейсерском швертботе «Полюс» класса Т3. Маршрут проходил по красивейшим местам Беломорья — Онежскому и Кандалакшскому заливам, вдоль Карельского, Кандалакшского и Терского берегов.

Экипаж составили Э. В, Назаров, В. К. и К. В. Говоровы и автор этих строк.

Выйдя из Беломорска, мы направились к о. Русский Кузов, затем побывали на Соловецких о-вах, Большом Заяцком о., прошли губу Гридина, Ругозерскую губу, посетили Умбу, Кузомень и закончили свой поход в Кандалакше.

Путь из Москвы до Беломорска с перегрузкой в Череповце «Полюс» преодолел на палубе теплохода за семь суток.

Информация об изображенииНа обсушке. Вода ушла метров на сто, оставив нас на илистом грунте среди нагромождения камней
На обсушке. Вода ушла метров на сто, оставив нас на илистом грунте среди нагромождения камней
 
Условия плавания на Белом море сложны и разнообразны. Большая амплитуда колебаний уровня воды при приливах и отливах, вызывающих сильные течения и сулои, частые перемены погоды, туманы, изобилие всевозможных надводных и подводных препятствий (камней, корг, луд, стамиков, кошек, банок), а также отсутствие укрытий на значительных участках побережья создают большие затруднения мореплавателям. Однако все трудности с лихвой компенсируются незабываемыми впечатлениями.

Хочется остановиться на отдельных эпизодах, наиболее полно характеризующих условия и особенности плавания по Белому морю.

В ясный солнечный день мы уходили с Русского Кузова в направлении Соловков. Подгоняемый ровным 3-балльным ветром, «Полюс» быстро удалялся от островов. Не успели отойти на три-четыре мили, как ветер начал стихать, а потом и совсем прекратился. Швертбот отнесло течением назад, и вскоре мы снова оказались на траверзе Русского Кузова. Через час-полтора вновь появился ветер, но он принес низовой туман. Видимость сразу ухудшилась до 100—200 м, хотя небо над головой оставалось чистым. Туман совершенно лишил возможности ориентироваться — только картушка компаса соединяла нас с окружающим миром.


Наш курс пересекал пути движения судов. Расхождение с одним из них доставило нам немало беспокойств: его гудки мы услышали довольно близко. Видимо, до этого теплоход шел вне полосы тумана. Разошлись, так и не увидев друг друга...

День сменился вечером, вечер — ночью, а туман все еще не рассеивался. Судя по времени, уже должны были открыться маяки на Соловках. Всматриваемся до боли в глазах, но огней все нет. В какой-то момент прямо по курсу услышали слабый шум работающего двигателя. Вдруг, как по мановению волшебной палочки, туман исчез. Появились темная полоса берега, огни маяков, створные огни, россыпь огоньков где-то там, на берегу, и четкий силуэт Соловецкого монастыря на бледном фоне ночного неба.

Проход в глубь острова довольно труден: бухта Благополучия, через которую проходит узкий и извилистый фарватер, изобилует подводными опасностями. При слабом встречном ветре нам пришлось около часу лавировать, разбираясь в хитросплетении створов, буев и вех. Когда мы были метрах в 200 от пирса, ветер вдруг изменился до бакштага, шквальнуло — «Полюс» лихо пронесся мимо стоящих на якорях теплоходов и встал у причала.

Значительная часть Карельского берега представляет собой шхеры. Карта в большинстве случаев дает очень приблизительное представление о глубинах и наличии подводных препятствий. Благодаря статье Ю. А. Пантелеева, опубликованной в сборнике №19, мы в какой-то мере были подготовлены к плаванию в шхерах, но основные сложности постигали на практике, подчас на своих ошибках.

Известную опасность представляли плавающие бревна, которых здесь довольно много. С ними у нас связано немало беспокойных часов, проведенных во время перехода между Умбой и Кузоменью.

Перед началом похода некоторые опасения вызывало то обстоятельство, что мы идем на швертботе. После первых переходов наши сомнения рассеялись. Благодаря малой осадке нам были доступны такие места, пройти к которым на килевой яхте невозможно. Кроме того, швертбот сделал поход более безопасным, ибо мы смогли укрываться в местах, не доступных килевым яхтам. Так, недалеко от губы Гридина на стоянке во время шторма поползли якоря и нас начало сносить на камни. Пользуясь полной водой, мы на руках провели «Полюс» над камнями в спокойную и мелкую лагуну и пришвартовались к деревьям. Начавшийся отлив оставил «Полюс» на мягком грунте и избавил нас от необходимости нести беспокойную ночную вахту.

Наш «Полюс» показал неплохую мореходность, хорошо управлялся на любых курсах, позволял уверенно ходить под полной парусностью при ветре до 6 баллов, а под штормовыми парусами — и при более сильном.

Нашим трехнедельным походом остались очень довольны. Многое увидели, многое узнали, многое испытали.


Понравилась ли вам эта статья?
+6

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
История парусных судов на озере Байкал
55 лет в плену Аральского моря
На надувной лодке через Черное море
Корабль-памятник «Турбиния» сэра Чарльза Парсонса
Путешествие яхты «Рица» за нулевой меридиан
Глава из книги «Бродяга» яхтсмена Кшиштофа Барановского
Арктический рейс Вилли де Рооса
Плавание «Фрегата» до Корсакова и обратно
Путешествие Запорожье — Ленинград на семи моторках
Десант под парусами в Балтийском море
600-мильное плавание Белым и Баренцевым морями на яхте «Надежда»
Яхта «Арктика» на пороге Атлантики
Капитан шхуны «Ленинград» Иван Петрович Матвеев
На яхтах-по местам боевой и революционной славы
Научно-спортивная экспедиция к мысу Челюскин на плоту

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
600-мильное плавание Беломорск — Кандалакша на швертботе

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Походы под флагом спортивно-технического клуба «Искатель»
На байдарках по пяти озерам и рекам Средней Карелии
Не был ли Колумбом Одиссей?
По Иртышу и Оби на север к Карскому морю на «МАХ-4»
Походы никопольских водномоторииков
Дальний 5000-километровый поход к Белому морю
На воздушном шаре через Атлантику
Боевые будни катера «Малый охотник»
Непреклонный капитан Фосс и его «Тиликум»
Кругосветный рейс польской яхты «Дар Пшемысля»
Малые транспортные суда на Ладоге для Дороги жизни
Тендеры в строю боевых кораблей (С. В. Кудрявцев)
Полторы тысячи полярных километров на «МАХ-4»
Через Атлантику на 3-х метровой яхте
Поход Москва—Северодвинск на лодках «Москва-2», «Нептун-3» и «Крым-3»


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 36 + 47 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории