Летом прошлого года мы — восемь водномоторников, рабочих и служащих Рижского опытного завода технологической оснастки, совершили дальний 5000-километровый поход по маршруту: Шимск — Новгород — Ленинград — Вологда — Архангельск — Беломорск — Новгород — Шимск.
Путешествие началось по суше; к поселку Шимск Новгородской области три наши лодки были доставлены автотранспортом. Совершенно случайно получилось так, что лодки у нас оказались разными. • Нашу флотилию составили дюралевый «Прогресс-4» с двумя «Вихрями», самодельная фанерная «Волжанка» и самодельный же пластмассовый «Мефисто», имеющий размерения 4,1X1,65 м (обе под двумя «Нептунами-23»). Забегая вперед, хочу сразу же сказать большое спасибо рабочим Московского машзавода «Красный Октябрь» за хорошие моторы! Наши моторы были оборудованы электростартерами от «Москвы-30», генераторами, электронным зажиганием. Работали великолепно. «Нептун-23» вполне заслуживает Знака качества!
Первый штамп в свои крейсерские книжки мы поставили в п. Шимск 23 июня, а последний — там же, но месяцем позже, 24 июля. Маршрут прошли за 23 ходовых дня.
Хотя нас и пугали разговорами о трудности заправки, на протяжении всего пути, включая даже Анзерские острова и Соловки, с бензином было вполне благополучно, а ведь нам требовалось сразу почти 600 л! Встречали нас везде очень радушно, всюду оказывали посильную помощь.
Плавание до Вологды прошло совершенно спокойно, а вот на Сухоне начались сюрпризы. Река представляла целый букет неприятностей. Местами она сильно обмелела и была засорена множеством бревен-топляков. К тому же мешали сильное течение, обилие камней и молевой сплав — почти 100 км шли вместе с лесом. И все-таки можем сказать: все эти сложности с лихвой компенсировались красотою северной природы.
Самое большое впечатление произвело неповторимое Белое море. Оно было относительно спокойным, поразило нас светлыми ночами и красивыми закатами, просто сказочными островами.
Беломорско-Балтийский канал прошли на палубе теплохода. А дальше, от Вознесенья, дорога нам была уже хорошо знакома.
На Ладожском канале мы воспользовались километровыми столбами для сравнительного замера скоростей. Новенький «Прогресс-4», кстати сказать, выглядел к этому времени очень тоскливо: соединения все расшатались, шпангоуты местами оторвались.
Или нам не повезло, или для подобных плаваний под двумя моторами эта лодка не подходит. Скорость с тремя пассажирами составляла 37 км/ч. Когда мы готовились к походу, то имелось в виду, что все лодки пойдут под одним мотором. Но на тренировочных выходах обнаружилось, что при этом «Прогресс-4» с походной нагрузкой не может выйти на глиссирование. Поэтому-то и решили идти на двух моторах, хотя мой «Мефисто», строго говоря, рассчитан был на одномоторную установку.
«Волжанка» с двумя пассажирами и экипировкой показала 43 км/ч, а «Мефисто» с такой же нагрузкой — 51 км/ч.
В настоящее время прорабатываем маршрут по Волге и Оке.