И вот мы готовы — настает время долгожданного старта. Мы — это Валерий Гиря и я. Идем одним экипажем на этот раз — на «Крыме». Подготовлены два «Вихря»-«тридцатки». Все необходимое собрано. Все, что можно проверить, проверено и перепроверено.
Вечером 6 июня вместе с друзьями собираемся на лодочной станции «Энергетик» — привычном месте ежегодных встреч и провожаний. В сопровождении десятка мотолодок с одноклубниками подходим к плотине Кременчугской ГЭС. Готовится традиционная «юшка» и крепкий чай. Каждый из провожающих, хотим мы или не хотим, дает что-нибудь в дальнюю дорогу: дефицитные запчасти, еще один (надежный!) термос, теплые вещи, хотя в разгаре украинское лето... А в катере уже и так ногу некуда поставить.
Расстаемся в полночь, а ранним утром, оставив за кормой первый шлюз, идем полным ходом по водохранилищу. Я — на руле. Валерий, запрятавшись в спальный мешок, сладко спит под первыми ласковыми лучами солнца. Идут хорошо знакомые места, поэтому не сбавляя скорости мчимся до Канева. Здесь швартуемся рядом с могилой Тараса Шевченко. Это уже традиция. Собираем полевые цветы, поднимаемся на три сотни ступенек поклониться великому кобзарю...
Каневский шлюз запомнился тем, что в камере пришлось занять очень неудачное положение. Мощная встречная струя потока швыряла загруженный до предела катер, как спичечный коробок. Опасность «наловить барашков» через транец была более чем реальной. Только накопленный за годы плаваний опыт шлюзовок помог выйти сухими из этого бурлящего круговорота. Водохранилище тоже встретило нас негостеприимно — разгулялось не на шутку. Да еще появились здесь сети, во множестве расставленные рыбаками. Все это несколько сбило взятый на старте бодрый темп. Однако, когда начало смеркаться, мы разглядели высоченные — 250-метровые — трубы Трипольской ГРЭС — ориентир, означающий, что пройдено 300 км.
Итак, первый привал. Что может быть лучше? Сидим у костерка, жарим и варим судачков и подлещиков, любуемся закатом, прикидываем «план» на следующий день.
Плавание даже по хорошо знакомым голубым путям Украины дает великолепный заряд бодрости. Даже обидно, что здесь, на «белых» водах зачарованной Десны, так мало собратьев-водномоторников. Выше Чернигова «моторок» практически нет вообще. А какие здесь места! Чего стоят одни леса, которые в годы войны служили родным домом партизанских соединений.
Ход у катера хороший, разлетаются в стороны стаи гусей. Десна по мере продвижения нашего вверх заметно сужается.
Останавливаемся на очередную ночевку, увидев огни города партизанской славы — Брянска. Пройдено 1000 километров, закончен днепровский этап перехода. Теперь надо переправляться через водораздел — в бассейн Волги.
Наутро надели парадные костюмы и направились на официальный прием в обком ДОСААФ. Встретили нас здесь очень тепло. Я выступил перед воспитанниками местной морской школы, рассказал о плаваниях и встречах. Ребята помогли погрузить катер на выделенную нам автомашину и через несколько часов пути мы оказались на Оке — под плотиной у города Орла.
«Верхний» участок до Белева оказался самым трудным на нашем пути из-за обилия самых различных преград и... отсутствия очистных сооружений. Воду здесь пить нельзя даже в кипяченом виде, все прибрежье пропитано неприятными запахами. Несколько километров из-за мелей шли на веслах. В самом конце дня пришлось преодолеть подряд несколько низких мостиков и кладок. Одним словом, готовить в тот вечер не захотелось. После сухого пайка повалились и заснули крепчайшим сном: физическая нагрузка дала знать! Даже проспали восход солнца.
В деревне Будоговищи встречаемся, как было условлено, с семьей Логачевых, приехавших из Москвы проведать родные места. Вместе с ними едем на Кривцовский мемориал. Это священное место наш экипаж посещает каждый раз, бывая в этих местах. Дорога поднимается между живописными рощицами. Открывается огромная поляна, окаймленная березами. За скромным обелиском, как солдаты в строю, стоят мраморные доски над братскими могилами бойцов 3-й и 6-й армий Брянского фронта, 60-й стрелковой дивизии московских ополченцев, 137-й и 283-й стрелковых дивизий, воинов-танкистов. Здесь захоронены тысячи героев, своей жизнью оплативших победу на Орловско-Курском плацдарме.
В этих местах война не оставила после себя ни одной деревни, ни одного целого дома. Останавливаемся на размытом спуске, берем на память по ржавому осколку — ими здесь усеяна вся земля.
По пути на Серпухов на четко обставленном километровыми знаками перегоне проверяем скорость катера. Главная трудность — выход на глиссирование. Преодолеваем ее с помощью эффекта спутной волны, возникающей на мелководье. Разгоняемся над песчаной отмелью. Попутный вал, поднятый катером, дает возможность частично использовать затраченную на образование волны мощность для дальнейшего наращивания скорости.
Пятикилометровые участки проходим за 7—8 минут. Мчимся, как на скоростной гонке! При благоприятных обстоятельствах свободно могли бы за световой день пройти 500—600 км. Но, увы, это только теоретически...
С помощью представителя Центрального морского клуба ДОСААФ «без потерь» преодолеваем санитарные и прочие кордоны на границе Москвы и по каналу имени Москвы мчимся на встречу с главной водной артерией Европы — Волгой.
Отдыхаем за пару десятков километров от Дубны. Местные любители рыбалки угощают нас золотыми линями. Наверно, именно таких красавцев описывал в своих рассказах о Мещоре Паустовский!
Обычно трудный путь по Рыбинскому водохранилищу прошли 15 июня на редкость легко, а вот озеро Белое встретило неожиданно крупной волной:
«Крым» свободно располагался на ее скате. Мокрые с ног до головы появились мы в Белозерске. Обсохнув, заправились, пополнили запасы свежей продукцией местного рыбзавода и вновь вышли на маршрут.
Теперь пришла пора в назидание судоводителям-любителям честно рассказать об эпизоде, бросающем тень на нашу репутацию. Мы шли уже по Вытегорскому отрезку Волго-Бал-та. Сначала это была бывшая река Ковжа, затем начался так называемый Водораздельный канал. Первая наша ошибка заключалась в том, что мы неправильно спланировали очередной переход: вышли из Белозерска слишком поздно, когда уже не было надежды добраться до удобного места следующей стоянки. Начало темнеть. То и дело попадались притопленные бревна. Даже на малой скорости, требуемой правилами движения по каналу, расходиться с ними становилось все труднее. Да и накопившаяся при плавании по озеру усталость давала о себе знать. И решили мы заночевать. О том, что стоянка и тем более ночевка на канале не разрешена, мы, конечно, знали. Но место, к которому мы приткнулись, немного не дойдя до первого на этом этапе шлюза № 6, показалось спокойным и тихим, а сам канал — пустынным и безмолвным.
На зорьке разбудили нас настойчивые мощные гудки. Выглядываю из-под тента. Перед нами черная стена — борт теплохода «Рязань», которому мы преградили путь. Ночью нас смыло и отнесло от берега волной проходящего большегрузного судна. Все это могло кончиться трагически, если бы не бдительность вахтенных на «Рязани»!
На следующий день засветло без всяких осложнений прошли все шесть шлюзов, заправились в Вознесенье и миновали Обводный канал. Теперь перед штевнем нашего «Крыма» расстилались просторы Онежского озера. Проложили курс на Петрозаводск, пошли, придерживаясь западного берега. Вода очень прозрачна. Даже страшновато видеть под бортом сплошной камень. Как записано в лоции, озеро редко бывает абсолютно спокойным, но нам повезло: мы смогли весь день поддерживать максимальную скорость и к вечеру уже ошвартовывались у причала водноспортивной базы Петрозаводска.
Нашли своих старых знакомых — отца и сына Федоровых, чемпионов СССР по водно-моторным гонкам. По их совету совершили незабываемый рейс в Кижи, познакомились с целым пластом истории талантливого древнего народа, жившего в жестоких условиях Севера.
Терять время, однако, нельзя — погода вот-вот испортится. Мчимся к Беломорско-Балтийскому каналу — последней «преграде» на нашем пути на север. Почти в темноте подходим к первому шлюзу повенецкой лестницы, но отсюда нас отправляют в Медвежьегорск. Имевшаяся у нас информация оказалась неверной — получать разрешение на переход каналом, как выяснилось, надо именно в Медвежьегорске. Наши документы и значки мастеров спорта в конце концов убедили руководителей движения, что кременчугский «Крым» достоин 19-кратного шлюзования.
Спустя двое суток вконец измученные этой процедурой подошли к последнему шлюзу. Беломорский диспетчер был краток и решителен — снял со стены карту, начертил трассу перехода до Кеми и далее — на Соловки — и дал добро на выход в море.
Времени до заката оставалось маловато, но мы так долго ждали встречи со сказочным Белым морем, что откладывать 90-километровый бросок к финишу на утро не захотелось. Однако провести эту замечательную белую ночь и любоваться восходом солнца довелось не в Кеми, как планировалось, а на островах Русские Кузова, расположенных на пол-пути. Вышел из строя мотор, а заменять его вдали от берега мы не рискнули. Эта вынужденная стоянка надолго запомнится как что-то волшебное. «Заякорившись», а точнее — зацепившись якорем за расщелину среди камней, мы спокойно перекусили и долго не могли заснуть, любуясь нежными красками морского пейзажа.
Утром, как и было «запланировано», под днищем воды не оказалось — она ушла далеко-далеко, а «Крым» спокойно сидел на камнях. Впрочем, пока мы возились с моторами, начался и прилив...
И дальше все было как в сказке. В Кеми очень быстро оформили разрешение на посещение заповедных Соловецких островов. Переход открытым морем был просто образцово безмятежным. И вот мы швартуемся в бухте Благополучия — в заливчике прямо под величественной стеной, сложенной из огромных валунов.
Трудная дорога окончена. Сбылась мечта. Перед нами прославленное «северное чудо» — Соловецкая крепость.
На счету экипажа прибавился еще один рейс: 3740 километров, пройденных за 17 ходовых дней. Если учесть, что на пути к Соловкам нам пришлось преодолеть около 40 шлюзов, то средняя скорость движения не покажется недостаточно высокой.
Об авторе
Не секрет, что за последние годы интерес к водному туризму под мотором упал. Типичный водномоторник, «придавленный» различными ограничениями и высокими ценами на бензин, плавать далеко практически перестал. Исчезло из живого языка понятие «ДСП». Нет в большинстве досаафовских СТК маршрутных комиссий. Никто не оформляет крейсерские книжки. Даже за самые отчаянные плавания никто не получает спортивные разряды и знания...
Но есть на этом печальном фоне редкие исключения. Представляем кременчугского судоводителя-любителя мастера спорта Анатолия Ивановича Тылика. Много лет назад, а точнее — в 1972 г., комсомольцы вагоностроительного завода выбрали его руководителем своего первого водно-моторного агитпохода, посвященного 50-летию образования СССР. Это плавание до Смоленска и обратно прошло так интересно и было организовано так четко, что Тылик стал неизменным командором всех последующих ДСП кременчугских спортсменов.
Его лучший личный результат — 2-е место во всесоюзных соревнованиях по ДСП (1979 г.). За кормой «Казанки» походы в Брест и Ригу, Уфу и Тольятти, Ленинград и Волгоград. И важно, что такие плавания — не только далекое прошлое. Так, в минувшую навигацию А. Тылик прошел хотя и менее протяженным, но не менее интересным маршрутом Кременчуг — Горький — Калуга — Брянск — Киев — Кременчуг. Перед тем — ходил на Соловки. Краткий отчет об этом плавании мы и предлагаем вниманию читателей.
Собственно, и в Архангельске «моторка» этого экипажа уже бывала. Именно на трассе ДСП в Архангельск (1976 г.) кременчужане впервые выполнили нормативы мастеров спорта. До Соловецких островов оставалось тогда совсем немного, но двигатели оказались уже в таком состоянии, что выходить с ними в море было нельзя. «Поход на Соловки пришлось отложить, — писал Анатолий Иванович в редакцию, — и добрых десять лет это оставалось нашей заветной мечтой».
О чем мечтают кременчугские судоводители теперь? Ни много, ни мало, а о трансконтинентальной водно-моторной гонке Брест — Тихий океан. Познакомившись с делами городского СТК, убеждаешься, что увлеченным, умеющим работать людям и такое по плечу!