В 1851 г. в Лондоне проводилась первая Всемирная выставка промышленности и техники. Одним из рекламных аттракционов ее стали международные гонки яхт вокруг о-ва Уайт, принять участие в которых был приглашен и Нью-йоркский яхт-клуб. Честь звездно-полосатого флага защищала яхта «Америка», построенная по типу американских лоцманских шхун. Она имела длину 31 м при ширине 7 м, водоизмещение 170 т и площадь парусности 489 м2. Постройка шхуны обошлась в 20 тыс. долл.
22 августа в 54-мильной гонке с 16 соперниками — шхунами и тендерами водоизмещением от 48 до 390 т — «Америка», только что пересекшая океан под парусами, финишировала первой, на 24 мин. опередив ближайшего английского соперника. Владельцу шхуны Джону Стивенсу был вручен «Кубок 100 гиней», выполненный из серебра английскими мастерами в викторианском стиле.
В 1857 г. Джон Стивенс передал этот кубок, названный в честь шхуны Кубком «Америки», Нью-йоркскому яхт-клубу в качестве переходящего приза для международных соревнований, условия которых были разработаны этим клубом.
Кстати, 10 октября того же 1857 г. Императорский Санкт-Петербургский яхт-клуб получил письмо секретаря Нью-йоркского яхт-клуба Блудсвода, которое являлось первым приглашением русских яхтсменов участвовать в международных соревнованиях:
«Милостивый государь!
Мне поручено уведомить членов вашего общества, что кубок, оцененный в сто гиней, выигранный яхтою «Америка» при Каусе в Англии на гонке, бывшей 22 августа 1851 г., представлен в Нью-йоркский яхт-клуб. Этот приз предлагается яхтам всех нации на следующих условиях.
Суда яхт-клубов всех наций имеют право участвовать в гонках на этот приз с яхтою или другим судном, имеющим не менее тридцати и не более трехсот тонн; они должны быть измерены по правилам таможни той нации, которой принадлежат».
Далее оговаривались дополнительные условия соревнований и выражалась надежда, «что этот кубок послужит предметом дружеского соревнования между всеми яхт-клубами».
Но только в 1870 г. в Нью-Йорке появился первый претендент — английская 33-метровая шхуна «Кэмбрия». В гонке на акватории Нью-йоркского порта англичанам пришлось соревноваться с 20-ю американскими шхунами, защищающими Кубок. «Кэмбрия» финишировала только десятой.
Позже правила соревнования изменили: гонки стали матчевыми, в них участвовали уже только один претендент и одни защитник, соревнования стали проводиться в океане — близ маяка Брентон в районе Ньюпорта. Победитель сначала определялся по результатам четырех, затем — семи гонок на олимпийской дистанции.
Общее представление об участниках и результатах 25 соревнований иа Кубок Америки дает приводимая таблица. В первый период — с 1870 по 1876 г.— в гонках участвовали мореходные шхуны, построенные по типу судов, используемых для торговых перевозок и других целей. 1881 —1887 гг. стали периодом соревнований между американскими мелкосидящими шлюпами с выдвижным килем и английскими узкими тендерами с большой осадкой и постоянным металлическим килем. С 1895 г. в гонках стали участвовать специально построенные для этой цели килевые яхты длиной 36—42 м — настоящие гоночные машины, мало пригодные для плавания в открытом море, перегруженные парусами. Корпуса чаще всего строились из металла — стали, алюминиевых сплавов и даже бронзы. Громадные паруса шились из особой хлопчато-шелковой ткани.
В 1934—1937 гг. гонки проводились на яхтах класса J, оснащенных уже бермудскими парусами. Их металлические корпуса имели наибольшую длину 41 м, по ватерлинии — 26.5 м, осадку — 4.6 м и водоизмещение 170 т. Стальная мачта высотой 51,5 м несла 700 м2 парусов. Управляли такой яхтой 30 яхтсменов. В наши дни подобное судно стоило бы около 5 млн. долл. Неудивительно, что после II Мировой войны соревнования на Кубок Америки возобновились (с 1958 г.) на более дешевых и компактных яхтах класса R12. Яхт класса J было построено всего 10 штук.