Экипажу одной из этих пяти яхт предстояло ответить на главный вопрос, который лихорадил яхтенный мир летом прошлого года: покинет пи, наконец, «Алд Маг», как неофициально называют Кубок Ста Гиней, музей спортивных трофеев Нью-Йоркского яхт-клуба! Другими словами: сможет пи европейский или австралийский претендент победить американского дефендера — защитника Кубка в начинающемся 13 сентября поединке! Напомним, что во всех предыдущих встречах сделать это не удавалось.
Пять двенадцатиметровиков-претендентов должны были сначала разыграть между собой право вступить в бой с дефендером. Чаще всего в качестве наиболее вероятного участника финала называли какую-либо из двух новейших яхт: «Австралию» или «Швериге».
Конструктор «Австралии» Боб Миллер заявил журналистам, что сравнительные испытания моделей его яхты и победителя матча 1974 г. «Корейджеса» показали превосходство новой яхты как на полных курсах, так и на лавировке, особенно в свежий ветер. На курсе бейдевинд «Австралия» должна была выигрывать не менее 6 секунд на каждую милю дистанции, а в бакштаг — целых 30 секунд! Но и «Швериге» в прикидочных гонках со своей «тренировочной лошадкой» — победителем Кубка 1958 г. «Колумбией» также выигрывала на всех курсах и при различных условиях ветра. Экипаж шведской яхты под командой ее конструктора и шкипера Пепле Петерсона провел на борту «Швериге» свыше 2000 часов, отрабатывая технику управления и тренируясь в тактике гонок.
Менее обнадеживающими были результаты прикидок нового французского претендента — яхты «Франс-2», спарринг-партнером которой служила построенная семь лет назад «Франс-1». То пи из желания хоть на чем-то сэкономить, то ли из-за недоверия к результатам буксировочных испытаний в бассейне, но субсидирующий постройку барон Бич и конструктор яхты Андре Маурик ограничились испытаниями лишь очень небольшой серии моделей; при проектировании обводов «Франс-2» они положились в основном на полученную конструктором информацию по другим двенадцатиметровикам и его опыт.
Андре Маурик создал яхту, которую отличали длинная ватерлиния, максимально возможная площадь парусности и повышенная остойчивость (расчеты показали, что центр тяжести этой яхты на 100 мм ниже, чем на американской «Констеллэйшн»); необычно выглядели полная носовая оконечность и старомодный руль, навешенный на вертикальную кормовую кромку сравнительно длинного киля. Новая яхта была спущена на воду значительно позднее других участников отборочного тура — 22 марта 1977 г. До отправки в Америку экипаж имел очень мало времени на настройку яхты и едва пи успел хорошо познакомиться с ее качествами. «Франс-2» испытывалась вместе со «старыми» «Констеллэйшн» и «Франс-1» и в целом показала сравнимые с ними скорости: в слабый ветер она несколько отставала от «Франс-1», в свежий — уходила от нее.
Неприятным сюрпризом оказались неважная устойчивость «Франс-2» на курсе при попутных ветрах и трудность управления ею в свежий ветер; пришлось даже срочно передвигать вперед мачту. Очевидно именно поэтому уже за океаном, куда Бич доставил обе яхты и 30 человек, составлявших их экипажи, он вдруг заявил, что снимает «Франс-2» с отборочных гонок как бесперспективное судно. Таким образом, спортивную честь Франции пришлось защищать на яхте постройки 1970 г., разумеется — приведенной в соответствие с новыми правилами класса, оснащенной новыми парусами и мачтой.
Трудно было сказать что-либо определенное о качествах переоборудованной «Гретель-2». (Предполагалось даже переименовать яхту в «Гретель-3», поскольку переделали ее так капитально, что в связи с изменением обводов пришлось заменить более 75% площади наружной обшивки!) «Гретель-2» готовилась к гонкам в Сиднее, «Австралия» — в Перте, на другой стороне континента. Так и получилось, что сравнить обе яхты австралийцы смогли только уже в Ньюпорте!
Перед официальными стартами отборочных соревнований претендентам была предоставлена возможность «прикинуться» всем вместе в нескольких, так называемых, информационных гонках. По их результатам знатоки парусного спорта так оценили гоночный потенциал яхт (в порядке убывания): 1 — «Австралия», 2 — «Швериге», 3 — «Гретель-2», 4 — «Франс-1».
Наконец начались и официальные полуфинальные отборочные встречи, полностью копирующие условия предстоящего матча — поединка между защитником и претендентом. В каждом из двух полуфиналов встречались по две яхты.
«Австралия» (шкипер Ноэл Робинз — чемпион континента в классе «Солинг») одержала легкую победу над заметно уступающей ей в скорости «Франс-1»: счет поединка был 4:0. В решающую гонку «Франс» повел сам Марсель Бич (накануне шкипер Пьер Тробле был тяжело ранен рукояткой сорвавшейся со стопора шкотовой лебедки). Рука пожилого миллионера оказалась, видимо, недостаточно твердой: во время предстартового маневрирования форштевень французской яхты врезался в борт «Австралии». Жюри, рассмотрев протесты обеих сторон, дисквалифицировало признанного виновным магната...
Были происшествия и во втором поединке: «Гретель-2» (шкипер — экс-чемпион мира в классе Р5,5 Гордон Игнэйт) против «Швериге» (Пелле Петерсон). Первую гонку шведы выиграли. Во второй «Гретель» взяла реванш. А в третьей, проходившей при свежем ветре, страсти разгорелись так, что на лидирующей шведской яхте поломали мачту — раздался треск металла, 10-метровый ее обломок рухнул за борт. Австралийцы, естественно, гонку выиграли, но обратились в жюри с просьбой не засчитывать этот результат: ведь поломка на «Швериге» явилась непредвиденным обстоятельством, не зависящим от искусства яхтсменов. Более того, они просили дать шведам время для полного ремонте вооружения, а парусный мастер с «Австралии» работал всю ночь, помогая шведскому коллеге чинить грот, разорванный при аварии. В двух заключительных гонках шведы победили, хотя оба раза «Гретель-2» и брала блестящие старты.
Наступил день финала турнира претендентов.
Начало гонки буквально потрясло экспертов, уверенно предсказавших победу «звезды» шерстяного континента: Петерсон удачно принял старт и на 3 мин 28 сек раньше «Австралии» обогнул первый поворотный буй дистанции! Но, как оказалось впоследствии, этот успех шведской яхты был чистой случайностью. Уже на бакштагах «Австралия» сократила разрыв наполовину, на последней лавировке обошла шведскую яхту и финишировала с отрывом в 51 сек.
Ноэл Робинз и во всех остальных трех гонках финишировал первым, причем в заключительной гонке опередил Петерсона на целых 13 мин!
Тем временем усиленно готовились к матчу и американцы. Читатели уже знают, что в штатах были построены два новых двенадцатиметровика: «Идипенденс» по проекту Тэда Худа и «Энтерпрайз» по проекту фирмы «Спаркмен и Стефенс». Кроме того велась подготовка переоборудованных в соответствии с новыми правилами класса двух «старых» судов — победителя гонок 1974 г. «Корейджеса» и яхты с Дальнего Запада «Интрепид» — соперника и победителя «Гретель-2» в поединке 1970 г. Однако к началу отборочных гонок дефендеров стало ясно, что синдикату, субсидирующему кампанию «Интрепид», не хватает для ее завершения 400 тыс. долл.— ведь на одну перевозку яхты через континент требовалось 50 тыс. долл.!
Таким образом, комитету по проведению гонок предстояло сделать выбор между тремя дефендерами и их экипажами.
Шкипером «Корейджеса» назначали 38-летнего миллионера, члена Нью-Йоркского яхт-клуба Тэда Тонера. За 12 лет активных занятий парусным спортом он был чемпионом США в классе «Летучий Голландец», чемпионом мира в классе Р5,5 и в океанских гонках крейсерских яхт. В 1974 г. он принимал участие в кампании Кубка Америки, будучи шкипером нового двенадцатиметровика «Маринер», который не прошел отборочных гонок. Много лет назад Тонер приобрел двенадцатиметровик «Америкэн Игл», переоборудовал его в крейсерско-гоночную яхту и несколько раз пересекал Атлантику с тем, чтобы завоевывать призы главнейших парусных гонок у берегов Европейского континента. Уже одно это давало основания полагать, что тонкости управления яхтами 12-метрового класса ему хорошо известны!
Его главным соперником стал Тэд Худ — конструктор и шкипер «Индипенденс», владелец. всемирно известной фирмы по пошиву парусов, шкипер победоносного «Корейджеса» в гонках 1974 г. и победитель многих океанских гонок на длинные дистанции. Именитым был и шкипер на «Энтерпрайз»: это также был известный парусный мастер экс-чемпион мира в «Звездном» классе и чемпион Олимпийских игр Ловелл Норт. Разумеется, Худ и Норт выступали под своими фирменными парусами; заказ на паруса для «Корейджеса» выполнял Худ.
Принятая Нью-Йоркским яхт-клубом система отбора предусматривает проведение серии предварительных и «обсервационных» гонок — испытаний всех заявленных яхт. В каждой из этих серий участники кампании встречаются друг с другом попарно.
В предварительных гонках, проведенных в июле, наибольшее число побед одержала «Энтерпрайз» — последнее творение маститого Олина Стефенса: Норт выиграл 6 гонок у Тонера («Корейджес») и 2 у Худа («Индипенденс»), проиграв им соответственно 2 и 4 гонки. «Корейджес» приходил к финишу первым 7 раз, одержав 5 побед над «Индипенденс» и 2 над «Энтерпрайз».
Однако последующая обсервационная серия гонок в августе стала подлинным триумфом ветерана — «Корейджеса» и его шкипера, которого журналисты стали именовать не иначе как «Террибл Тэдом» — .«Ужасным Тэдом»: он проиграл только 1 гонку (Норту) и одержал 9 побед из 10 возможных!
В ходе обсервационных гонок Норт — признанный мастер хождения под парусом в слабые ветра, не смог реализовать всех возможностей новой яхты, допустив ряд тактических промахов, а «Индипенденс» просто не развивала скорости, достаточной, чтобы обойти «Корейджес». В паре «Энтерпрайз» — «Индипенденс» яхты продемонстрировали примерно равные ходовые качества (счет их встреч по сумме гонок обеих серий 6:5 в пользу новой яхты).
Борьба за почетное право защищать Кубок была, как мы видим, не менее острой, чем среди претендентов. Любопытно, что в ходе ее и Худ и Норт вынуждены были заменять своих тактиков — есть такая «должность» на борту каждого двенадцатиметровика среди 11 членов экипажа! Но и эта и другие меры соперников не помешали «Ужасному Тэду» добиться заветной цепи — участия в финальном матче с «Австралией».
В пасмурный ветреный день 13 сентября 1977 г. в 12 часов 10 минут прозвучал стартовый выстрел. С этого момента судьи у поворотных знаков, многочисленные наблюдатели, кино- и телеоператоры, тысячи болельщиков на больших и малых судах, дирижабле и вертолетах начали фиксировать все происходящее на 24,3-мильной дистанции. Через 12 сек после выстрела форштевень «Австралии» с Ноэлем Робинзом у руля пересек невидимую линию, обозначенную стартовым створом; на 12 сек позже принял старт «Корейджес». На противоположных галсах яхты сразу ушли в разные стороны, и сказать что либо определенное об их относительном положении по крайней мере первые 20 мин было невозможно. Но вот оба судна ока-запись на параллельных курсах: «Австралия» шла несколько впереди и под ветром у американской яхты, но можно было заметить, что «Корейджес» держит круче к ветру (примерно на 3°) и притом шкоты его парусов более свободны, а яхта имеет несколько больший крен.
Робинз решает перейти на наветренную по отношению к американцу сторону, делает поворот и проходит под кормой «Корейджеса»: ясно, что Тэд оказывается уже впереди. У наветренной марки можно было точно оценить отставание «Австралии»: она обогнула знак на 1 мин 8 сек позже. Первая лавировка заняла всего 43 мин, причем было показательно, что «Корейджес» сделал за это время семь поворотов оверштаг, тогда как «Австралия» — десять. После первого бакштага американцы увеличили отрыв на 8 сек, после второго — еще на 7.
Так, то отрываясь еще больше, то немного подпуская «Австралию» ближе. Тонер лидировал остальные три колена дистанции и финишировал первым, опередив соперника на 1 мин 48 сек.
Американцы очень чутко реагировали на малейшие изменения ветра, а в тот день его скорость колебалась от 6 до 8,5 м/с. Экипаж «Корейджеса» трижды менял стакселя (ставились паруса, пошитые из дакрона весом 165, 220 и 300 г/м2). И стояли стакселя на «Корейджесе» идеально, в отличие от «Австралии», на которой выбрать шкот должным образом мешали краспицы, шкотовые углы стакселей располагались заметно ближе к носу, чем на американской яхте, а верхняя часть стакселей сильно отдувалась под ветер. Для того чтобы как-то исправить положение, спонсор и капитан австралийской команды Алан Бонд взял на следующий день тайм-аут.
В четверг гонка началась в слабый ветер, который, к тому же, постоянно менял направление. Тонер более активно реагировал на заходы ветра и к началу финишной лавировки уже опережал австралийскую яхту на целых 5 мин. Однако на этот раз все решил «третий участник гонки» — время: «Корейджес» был в 500 м от финиша, когда ракета, пущенная с судейского судна, известила об истечении контрольного времени (5,5 часа с начала гонки).
Повторная гонка состоялась в облачный и дождливый день при ветре 5—8 м/с. Оба шкипера взяли блестящий старт — пересекли стартовый створ всего через 2 сек после выстрела! (Можно представить, каким должен быть для этого глазомер рулевых, если учесть, что они располагаются примерно в 15 м от форштевня, а яхта на скорости 6 уз проходит такое расстояние за какие-нибудь 5 сек!) На всех поворотных знаках было зафиксировано отставание «Австралии» от «Корейджеса» на 2 мин, но на фордевинде и финишной лавировке австралийскому экипажу удалось сократить этот разрыв и финишировать всего на 23 сек позже «Корейджеса». Это и был лучший результат «Австралии» в матче: в третьей гонке американцы опередили ее на 2 мин 32 сек, в четвертой — на 2 мин 25 сек.
Так с сухим счетом 4:0 в пользу дефендера закончился очередной матч на Кубок Америки!
Долго еще в яхтенной прессе описывались отдельные события этой кампании, в которую оказались вовлеченными многие знаменитые яхтсмены, конструкторы, верфи и... миллионеры. По общему признанию, именно от них — от миллионеров — зависит, будет пи повторена через три года попытка австралийских и европейских яхтсменов завоевать старейший парусный приз, увезенный за океан на борту шхуны «Америка» в 1851 г.
Почему проиграла «Австралия»! Можно пи вообще одержать победу над американцами! — На эти вопросы пытались, каждый по-своему, дать ответ ведущие обозреватели и знатоки парусного мира.
Вот краткие выводы наиболее авторитетных из них. Австралийцы построили замечательную яхту, которая практически ничем не уступала «Корейджесу» — лучшему из американских двенадцатиметровиков последних восьми лет. Единственным недостатком проекта Боба Миллера была, пожалуй, несколько излишняя остойчивость. Так, при ветре 3 м/с «Австралия» имела крен 3°, тогда как «Корейджес» шел с креном 6°. При слабых ветрах лишний градус крена оказывается только полезным: паруса, прогибаясь под собственным весом, приобретают правильную форму и обладают лучшими тяговыми характеристиками. Кроме того, при крене (разумеется — только небольшом) благодаря удлинению ватерлинии немного снижается сопротивление воды движению яхты. Все это было учтено американцами и дало те незаметные секунды, которых не хватило австралийцам для победы.
Слабым местом «Австралии» были паруса, пошитые австралийским отделением фирмы «Норт». Их материал был тяжелее, чем триаксиальная ткань на «Корейджесе»; велики были углы скручивания в верхней части (как у грота, так и у стакселя); правильной выборке шкотов стакселя мешали краспицы. Американцы же имели в своем распоряжении исключительно богатый «гардероб» великолепных парусов — с десяток стакселей и пять спинакеров, отличающихся один от другого буквально несколькими унциями веса ткани и дюймами в размерах. Это и позволяло им с максимальной отдачей использовать малейшие изменения ветра. Сама смена стакселей выполнялась американским экипажем настолько четко и быстро, что наблюдатели не всегда успевали зафиксировать этот момент. А вот на «Австралии» смена стакселей неизменно сопровождалась большими потерями времени и отходом в сторону от наивыгоднейшего курса. Неудивительно, что делали австралийцы это не так часто, как можно было бы.
Пользуясь свободой у знаков, Робинз огибал их очень неэкономично — по дуге с большим радиусом, а перемену галсов в слабый ветер, наоборот, выполнял слишком резко — не использовал инерцию 20-тонного судна для того, чтобы выбраться на десяток-другой метров на ветер.
Видимо, ошибкой было и то, что Робинз даже не пытался навязать Тонеру ближнюю тактическую борьбу — ни на дистанции, ни в предстартовое время, хотя это могло бы помочь австралийцам свести на нет небольшое преимущество «Корейджеса» в скорости. В море каждый шел сам по себе и располагал полной свободой маневра, в отличие от «настоящих» парусных соревнований и даже от гонок предыдущего розыгрыша Кубка Америки.
В цепом все склонились к тому мнению, что австралийцы слишком понадеялись на технику и упустили вопросы подготовки экипажа и тонкой настройки вооружения. В то время как американцы напряженно тренировались и проводили отборочные гонки, «Австралия» и «Гретель-2» даже ни разу не встретились у себя «дома». Да и в Ньюпорте, как только экипаж «Гретель» проиграл отборочные гонки, яхту и людей отправили на родину, вместо того чтобы с их помощью натаскивать экипаж «Австралии».
«Алан Бонд имел превосходные шансы и был близок к победе, но упустил ее». — Так заключает свой анализ событий английский обозреватель Джек Найте.
После неудачи в XXII матче 1974 г. австралийцы и французы сразу же заявили, что оружия не складывают и с новыми силами продолжат борьбу. На этот раз шок оказался слишком сильным. После поединка в Ньюпорте прошло полгода, а ни Алан Бонд, ни Марсель Бич, ни другие магнаты еще так и не сообщили своего решения...
Примечания
1. См. статью «Вокруг Кубка Америки» в сборнике №68.