Советские юниоры регулярно принимают участие в чемпионатах Европы в классе «Финн». Можно напомнить, что в 1971 г. наши спортсмены Евгений Белоусов и Владимир Витюков заняли 2-е и 5-е места. В 1973 г. Виталий Зарослов первым из советских юниоров стал чемпионом Европы, а в 1976 г. уже два советских яхтсмена поднялись на пьедестал почета: Андрей Мудриченко стал чемпионом, а Борис Захаров — серебряным призером чемпионата.
В состав советской команды, направленной на чемпионат 1977 г., состоявшийся в конце сентября в Венгрии, вошли победитель II Всесоюзных игр молодежи Сергей Хорецкий и призеры этих соревнований Николай Корячкин и Виктор Соловьев.
На чемпионат прибыло 40 молодых яхтсменов, представлявших 14 европейских стран и Бразилию. Число участников на этот раз было вдвое больше, чем на предыдущей встрече; многие объясняли это тем, что соревнования стали частью программы подготовки к Олимпийской регате 1980 г.
Обмер судов был организован на самом высоком уровне: руководил им вице-президент международной ассоциации класса «Финн» Миклош Немет. Процедуру обмера разбили на семь «станций»; передвигаясь по очереди от одной станции к другой, суда проходили полный обмер без всякой сутолоки.
Соревнования проходили в курортном городке Балатонфюреде, где расположены основные яхт-клубы Венгрии. Озеро Балатон имеет до 70 км в длину; в районе дистанции, выставлявшейся в северной части озера, ширина его составляла 12 км, глубина всего 2—4 м. Для Балатона характерны неустойчивые по направлению ветра.
В первой же гонке этот прогноз подтвердился: ветер постоянно менял направление. Н. Корячкин и В. Соловьев взяли старт неплохо, но неудачно выбрали сторону дистанции и на наветренном знаке стали один 16-м и другой — 10-м. С. Хорецкий, лавировавший правой частью дистанции, вышел на знак 8-м, вплотную за лидирующей группой. Затем, отлично пройдя оба бакштага, он возглавил гонку и к нижнему знаку пришел первым. На этих же курсах отличился Н. Корячкин, сумевший переместиться с 16-го на 2-е место. Однако на лавировке оба наших спортсмена не сумели удержать лидерство: С. Хорецкий, проиграв шведу П. Спангсу, финишировал вторым, а Н. Корячкин пропустил вперед еще трех спортсменов.
Следующая гонка проходила при очень слабом ветре северного направления. В ней опять продемонстрировал мастерство вождения «Финна» на полных курсах Н. Корячкин: за два бакштага он переместился с 23-го на 11-е место, а на фордевинде обошел девятнадцать конкурентов. Начав последнюю лавировку четвертым, на финише он стал третьим. Однако третья гонка, проводившаяся в тот же день, сложилась для него неудачно — было очевидно, что спортсмен устал. Зато двое других наших яхтсменов оказались на высоте: С. Хорецкий пришел вторым, В. Соловьев — третьим.
После трех гонок С. Хорецкий, имея 6 Штрафных очков, закрепился на первом месте, П.Спангс с 23 очками — прочно «сидел» на втором месте. А за 3—6-е призовые места с равным успехом могли вести борьбу, по крайней мере, семь яхтсменов, среди которых были и двое наших.
Четвертая гонка началась с общего фальстарта. Южный ветер едва достигал 1 балла и был крайне неустойчив. По первым трем дням уже стало ясно, что при постоянных заходах ветер все же имеет тенденцию к отклонению в какую-то определенную сторону. Именно этого не учел С. Хорецкий: после неудачного старта, «польстившись» на небольшой заход ветра, он ушел вправо и проиграл. В. Соловьев при повторном старте нарушил правило пяти минут: из-за этого, хотя он и пришел на финиш первым, результат его оказался аннулированным! Только Н. Корячкину удалось войти в десятку лучших этой «черной» для нашей команды гонки. После нее С. Хорецкий все же удерживал лидирующее положение и реальную угрозу для него продолжал представлять П. Спангс, а Н. Корячкин и В. Соловьев по-прежнему претендовали на призовые места.
На следующий день состоялись две очередные гонки. В утренней пятой гонке С. Хорецкий финишировал 4-м, но было очень важно, что он обошел П. Спангса, который пришел только девятым. Теперь для «досрочной» победы С. Хорецкому достаточно было прийти четвертым или пятым. Ему следовало стартовать на свободной воде и вести гонку той же стороной дистанции, что и шведу, однако, к сожалению, спортсмен не выполнил установки тренера. После крайне неудачного старта он вышел на первый знак только 26-м. Путем невероятных усилий ему удалось обойти 10 соперников, но 16-е место притом, что П. Спангс финишировал третьим, конечно, утешало мало.
Итак, перед последней гонкой у него было 36 очков против 43,7 у П. Спангса. Н. Корячкин и В. Соловьев довольно прочно занимали два следующих места. Ближайшие конкуренты — болгарин К. Кристев и австриец В. Мейерхофер имели соответственно 71 и 74 очка.
Завершающая гонка проходила при сильном западном ветре, высокой волне. Температура воздуха упала до 7°. На этот раз ветер имел тенденцию отходить вправо, поэтому лидеры короткими галсами уходили в правую часть дистанции, обыгрывая буквально каждое изменение ветра. Напряженнейшую первую лавировку выиграл яхтсмен из ФРГ О. Пульман, так и оставшийся недосягаемым в течение всей последующей борьбы. Вторым на знаке был П. Спангс, третьим — С. Хорецкий, причем «на хвосте» у него висели гонщики из ФРГ и Франции. Дважды проигрывал им Сергей полные курсы и дважды выигрывал лавировку, но в результате пришел на финиш третьим, чем и обеспечил победу в соревновании.
Новый чемпион Европы среди юниоров минчанин Сергей Хорецкий был встречен салютом из ракетниц и аплодисментами всех присутствующих на борту главного судейского судна. Несколько слов о чемпионе. Он 1956 года рождения. Занимается парусным спортом с 14 лет. Юношей выступал на швертботах «Кадет» и «420». В 1972 г., выиграв отбор, представлял нашу страну на юношеском чемпионате мира в классе «420», проводившемся в Португалии, и занял призовое 6-е место. Затем Сергей несколько лет выступал в качестве шкотового со своим тренером — известным советским спортсменом Евгением Ивановичем Калиной (в классах «Летучий Голландец» и «Звездный»), одновременно стал специализироваться в качестве рулевого «финна» и занимался в Белорусском институте физкультуры. Можно еще добавить, что в минувшем сезоне С. Хорецкий выступал очень уверенно и включен кандидатом в сборную олимпийскую команду страны.
Несмотря ка относительно неудачную последнюю гонку, сохранили свои места и двое других наших гонщиков: Н. Корячкин стал бронзовым призером чемпионата, а В. Соловьев — занял 4-е место.
Международному юношескому парусному спорту присущи все отличительные черты современного большого спорта и в частности — острейшая борьба примерно равных по силам соперников на всем протяжении соревнований. На чемпионате в Венгрии еще раз подтвердилась необходимость серьезной психологической подготовки молодых спортсменов. Нам, тренерам, необходимо учесть все уроки минувшего чемпионата, чтобы помочь нашим юниорам реализовать все свои возможности на дистанции.