Интересные плавания с выходом в океан за пределы наших территориальных вод выполнили дальневосточные яхтсмены (см., например, сборник №71). Все чаще в наши порты заходят яхты под флагами других государств. Наконец, впервые сразу большое число яхтсменов из 17 стран мира были гостями предолимпийского Таллина во время XXIX Балтийской регаты.
Все это не только свидетельствует об укреплении международных связей и росте авторитета советского парусного спорта, но и ставит на повестку дня все новые вопросы, связанные с подготовкой и организацией выходов наших яхтсменов на мировую арену, с приемом зарубежных гостей и в частности — с официальным превращением в международные ряда соревнований. Разве, например, можно считать нормальным положение, когда уже получившая признание за рубежом Рижская Регата Дружбы, организуемая в течение ряда лет Комиссией ДСПиКГ Федерации парусного спорта Латвии, до сих пор не имеет официального статута и потому не пользуется надлежащей поддержкой со стороны республиканских спортивных организаций.
Пора и обобщить по крупицам накопленный опыт. Известно, например, что только на Балтике советскими яхтсменами за последние двадцать лет совершено 84 заграничных плавания (в их числе — переход «Сатурна» вокруг Скандинавии). При этом около 60 раз наши крейсерские яхты участвовали в традиционных зарубежных гонках и заняли в общей сложности 22 призовых места, хотя и на том же Грифе Поморском или в Регате Гданьского залива нашим яхтсменам приходилось встречаться с экипажами, география плаваний которых и опыт участия в подобных регатах не идут ни в какое сравнение с нашими. Не секрет, что те же польские яхтсмены ежегодно проводят заграничных плаваний (в том числе и с участием в самых представительных океанских гонках) во много раз больше, чем мы за несколько лет!
Опыт сам не придет. И нам надо плавать больше и дальше. Однако популяризируя и культивируя дальние плавания, рекомендуя нашим ведомствам, ДСО и клубам проводить их чаще и по все более сложным маршрутам, не будем забывать, что подобные серьезные спортивные мероприятия требуют и соответствующей серьезной подготовки, при которой не должно быть места легкомыслию и авантюризму.
Известно, что Федерация парусного спорта СССР проводит сейчас огромную и ответственную работу по подготовке олимпийской регаты. Думается, однако, что и при этом нельзя упускать из виду бурное развитие во всем мире такого имеющего большое и прикладное, и престижное значение вида парусного спорта, как крейсерские гонки на яхтах открытого моря.
В ночь с 15 на 16 августа 1977 г. шесть ленинградских яхт вышли в море. Это были «Альбатрос» (типа «Арктурус»), «Эра» (типа «Драко»), «Россия» (типа «Таурус») и три «шестерки» — «Сольвейг», «Амур» и «Диана», начавшие 680-мильный переход в Польскую Народную Республику для участия в XII Международной регате Гриф Поморский.
Информация об изображении
Маршруты традиционных международных крейсерских гонок на Балтике с участием советских яхтсменов
Ленинградцы уже в третий раз подряд отправлялись на эту регату в Свиноуйсьце, путь к которому в осеннее время всегда усложняется началом штормов на Балтике.
Маршруты традиционных международных крейсерских гонок на Балтике с участием советских яхтсменов
Шли без заходов. До о. Гэгланд была лавировка против свежего ветра, но затем уже до конца перехода с ветром везло: он оставался устойчивым по направлению и силе — 5—6 баллов. Яхты отлично летели в бакштаг и завершили переход за пять с половиной суток. Забегая вперед, отмечу, что возвращение в Ленинград тоже прошло при попутных штормах. В общей сложности наши яхты преодолели путь в 1740 миль ради участия в одной 280-мильной гонке!
Польские яхтсмены и организаторы регаты, как всегда, приняли нас очень тепло. Мы побывали в Щецине и в Варшаве, в Центре парусной подготовки в Тшебеже, на судоверфи имени Телига. Кроме перечисленных ленинградских яхт к началу соревнований в Свиноуйсьце подошло еще шесть советских яхт — из Клайпеды: две из них — «Нерия» и «Немунас» — в дальнейшем участвовали в гонке.
Международная регата Гриф Поморский проводится Щецинским областным парусным союзом каждый нечетный год по маршруту Свиноуйсьце — маяк Фальстербурев — о-ва Кристиансе (Дания) — Свиноуйсьце.
На этот раз в гонке стартовало 42 яхты под флагами ПНР, ГДР и СССР. В первом классе (гоночный балл 32,1—70 футов) выступало 8 яхт, включая наши «Альбатрос» и «Нерию». Не без интереса изучали мы экипажи и суда, представлявшие эту гоночную группу. Еще бы! Здесь был заявлен «Спаниель», который вел сам капитан Казимеж Яворский — призер ОСТАР-76, участник розыгрыша Адмиральского кубка-77. Экипаж 16-тонного «Торнадо» (яхта типа «Конрад-54») возглавлял опытнейший яхтсмен Тадеуш Сивец, в 1968 г. впервые представлявший польский парус в трансатлантической регате Бермуды — Скаген — Травемюнде (он шел тогда капитаном на «Комодоре»), Вошел в эту же первую группу и славный «Полонез»; за рулем его стояла известная яхтсменка Барбара Шмелевека.
Во втором классе (гоночный балл 27,6—32 фута), куда отнесли наши «шестерки» и «Эру», участвовало 13 судов. В числе конкурентов мы насчитали пять новейших яхт польской постройки типа «Драко». Одну из них — «Бумеранг» — вел известный польский парусный мастер Иржи Сюды, капитан, неоднократно побеждавший в парусных чемпионатах ПНР. Яхта «Стомил», как и «Бумеранг», только что вернулась на родину прямо с розыгрыша Адмиральского кубка-77 — из Англии, где ее команда имела возможность испытать себя в борьбе с именитыми соперниками. Наш «вечный» соперник в международных гонках в Польше — «Огар» и однотипный с ним «Яспис» представляли наиболее ходкие яхты типа «Таурус».
Третий класс (гоночный балл 24,6—27,5 фута) объединил 11 экипажей, выступавших в основном на «Таурусах», имеющих более низкий гоночный балл. Пожалуй, самым интересным среди них был модернизированный «Карфи». Капитаном на нем шел один из конструкторов яхт этого типа, победитель предыдущей гонки Гриф Поморский Чеслав Гоголкевич.
Две самостоятельные группы составили несколько «полутонников» и «четвертьтонников».
Старт был дан 30 августа в 13.15 при ветре около 5 баллов. Берем курс на первый поворотный знак — маяк Фальстербурев. Идем в галфвинд. Через 8 часов, когда первые яхты подошли к острову Рюген, ветер ослабел и зашел — стал попутным. В течение последующих суток гонка шла под спинакерами. Несколько раз яхты штилели, ночью у Борнхольма нас настигла гроза с дождем и шквалами. Последние 50 миль яхты шли в плотном тумане, ориентируясь только по радиопеленгам.
Через 46 часов борьбы на дистанции первым завершила гонку яхта «Торнадо». Вторым финишировал «Бумеранг», третьим — «Спаниель». За ними пришли «Эра», «Карфи», «Альбатрос», «Сольвейг». Пересчет результатов с учетом гандикапа, естественно, внес значительные коррективы в распределение мест. Два почетных 2-х места и одно 3-е давали нам право считать выступление советских экипажей успешным, но все же мы оставляли гостеприимную Польшу с чувством некоторой неудовлетворенности. Ведь повторилось то, что происходило на международных регатах, проходящих в ПНР, уже не один раз,— никто из нас не вышел на первое место!
Причиной тому не только весьма скромное оснащение наших судов парусами и приборами, не только моральная старость «шестерок». Успехи приносит опыт борьбы с серьезными соперниками, а его — этого опыта у нас почти нет, поскольку приобретать его нам негде.
Победители гонки Гриф Поморский-77 и результаты наших экипажей
В скобках указано общее место
I класс: 1 (8) «Спаниель», К. Яворский, ПНР; 2 (18) — «Альбатрос», Ю. Киселев, СССР; 3 (21) — «Торнадо», Т. Сивец, ПНР; 6 (24) — «Нерия», А. Завита, СССР.
II класс: 1 (1) — «Бумеранг», И. Сюды, ПНР; 2 (3) — «Сольвейг», К. Бойков, СССР; 3 (6) — «Эра», Г. Лобыничев, СССР; 4 (7) — «Амур», Б. Хабаров, СССР.
III класс: 1 (2) — «Карфи», Ч. Гоголкевич, ПНР; 7 (25) — «Россия», Б. Крипггаль, СССР; 8 (31) — «Немунас», В. Грюцус, СССР.