В прошлом году впервые довелось принять участие в ней и советским яхтсменам. Наша «Ливико», гостившая в это время в Швеции, по предложению гостеприимных хозяев вошла в число стартующих яхт. (Для справки: «Ливико» — построенная два года назад в ПНР яхта типа «Таурус», принадлежащая таллинскому яхт-клубу «Калев»; экипаж — семь человек; капитан Бернхард Юрно — начальник цеха производственного объединения «Ливвко».)
Теперь о самой регате. Гонка вокруг острова Готланд проводится регулярно уже больше ста лет. Когда-то дистанция действительно проходила только вокруг острова — вдоль самого берега — со стартом-финишем в местной столице Висбю. Начиная с 30-х годов гонка превратилась в регату открытого моря, а сегодня ее 395-мильная трасса отвечает всем требованиям морской дистанции II категории.
Яхты стартуют и финишируют у Сандхамна. Одновременно с Готланд-Рунт проводится Балтик Рейс — Балтийская гонка по сокращенной (270 мвль) дистанции для малых яхт национальных классов и «четвертьтонников». Организатором обеих гонок является Королевский яхт-клуб Швеции. Старт по традиции дается в полдень в первое воскресенье июля (т.е. одновременно со стартом Кубка Балтики в Ленинграде).
На этот раз армада судов-участников особенно многочисленна. У причалов Королевского яхт-клуба в Сандхамне с трудом разместились более 350 яхт под флагами Швеции, Финляндии, Дании, Норвегии, ГДР, ФРГ, ПНР, Бельгии, Голландии, Франции. Англии и США. Все суда, обмеренные по формуле IOR, разбиты на шесть стартовых групп. В первую вошло 10 яхт, вторую — 21, третью (сюда вошла и «Ливико») — 39, четвертую — 32, самую многочисленную из оспаривающих призы Готланд-Рунт пятую — 74. Шестую группу составляли суда, участвующие в Балтик Рейс.
Яхты стартуют по группам. Погода пасмурная, дует северный ветер. Сразу после стартового сигнала на всех судах ставят спинакеры, яхты красивыми группами устремляются к маяку Альмагрундет.
При повороте у этого маяка сложилась острая и довольно опасная ситуация — рулевые старались держать поближе к знаку; теснота здесь была такая, что при желании не составило бы труда перепрыгивать с палубы на палубу! Случались столкновения, но без серьезных последствий (никто официальных протестов не подавал).
Наша «Ливико» не имела большого спинакера, поэтому нас сразу же обошло много яхт третьей группы. На полпути к северному мысу острова Эланд ветер зашел к весту и усилился до 7 баллов, спинакеры пришлось убирать.
Маяк Хобурген на южном берегу Готланда мы прошли в 14.00 следующего дня — 4 июля. Отсюда до самой северной точки дистанции — маяка Свенска-Бьёрн — пришлось идти в лавировку, что заняло у нас целых 50 часов. Чуть ли не половину этого времени шли в густом тумане при 7-балльном ветре, а у острова Готска-Сандё яхты штормовали при ветре от норда и норд-оста, скорость которого достигала 28 м/с. Высокие и крутые волны заставляли рулевых постоянно быть начеку.
Плохая видимость была испытанием мастерства навигаторов. Особенно трудно оказалось выйти в тумане па веху у Готска-Санде. На «Ливико» практически единственным прибором для определения места был радиоприемник «Океан» с самодельным азимутальным кругом, тем не менее нашим штурманам Велло Саатпалу и Свену Тамму удалось вывести яхту на знак.
Неприятный сюрприз ожидал перед маяком Свенска-Бьёри. Ветер, который уже несколько дней дул с норда, вызвал сильное течение. Когда мы находились в 5 милях от маяка, ветер затих, яхты попали во власть этого течения и стали заметно удаляться от маяка, который еще следовало огибать. Лишь после нескольких часов штиля мы получили ветер и вновь устремились вперед.
В ночь на 7 июля после 85 часов непрерывной гонки мы снова закрепили швартовы на причале Королевского яхт-клуба.
Информация об изображении
Дистанция крейсерских гонок Готланд-Рунт (сплошная линия) и Балтик Рейс (штриховая линия)
Сложные условия гонки оказались причиной того, что из 351 стартовавшего судна 79 сошло с дистанции (22%). Ломались мачты, рвался такелаж, были случаи потери рулей. Некоторые суда просто сбились с курса в тумане и не смогли найти поворотные знаки.
Дистанция крейсерских гонок Готланд-Рунт (сплошная линия) и Балтик Рейс (штриховая линия)
Не обошлось без мелких неполадок и на «Ливико»: рвались спинакер-брасы и стаксель-шкоты. В конце концов мы вынуждены были их дублировать. Это, конечно, осложняло повороты, но иного выхода не оставалось.
Первой финишировала шведская яхта «Урм» из первой группы. Она прошла дистанцию за 58,6 ч, показав среднюю скорость 6,8 уз. По исправленному времени экипаж «Урм» занял 4-е место. Последний финиш был принят через 50 часов — это пришла одна из яхт национального класса. Почти во всех группах победу одержали хозяева регаты. Шведским яхтсменам помогало выигрывать не только мастерство, но и опыт: почти все победители стартовали в Готланд-Рунт по десять, а то и больше раз!
Подавляющее большинство яхт-участниц были шведского и финского производства. Очень популярны, например, яхты молодого шведского конструктора и яхтсмена П. Норлина. В третьем классе чуть ли не половина (17) участвующих судов оказалась построенными по его проектам — современным по дизайну, вооружению, оснащенности яхты приборами.
В первой и второй группах преобладали суда типа «Свои» («Лебедь») производства финской верфи «Наутор». В официальном зачете параллельно с итоговыми результатами в этих группах определялись и результаты для яхт этого типа отдельно.
Организована регата была исключительно четко. При регистрации капитаны получили всю необходимую информацию в отпечатанном виде. По шведскому радио дважды в сутки на английском языке передавали специальный прогноз погоды. Карточки, выданные капитанам, содержали перечень всех радиомаяков вокруг Готланда с указанием их рабочих частот и позывных.
Характерно, что на торжественной церемонии награждения победителей и закрытия соревнований различные дипломы и призы вручались, по крайней мере, трети экипажей в каждой из групп.
Конечно, наша яхта не была подготовлена для серьезной борьбы с лучшими судами регаты (это не могло не отразиться на результате), но мы очень довольны, что смогли принять участие в Готланд-Рунт. И дело не только в том, что это обогатило наш опыт длительных гонок при неблагоприятной погоде: три с половиной сотни яхт в море — это зрелище, которое не забывается!