Каждый год в середине лета в Дании проводятся крупнейшие в мире парусные гонки (так, по крайней мере, считают сами датчане) — регата вокруг Зеландии, где на дистанции протяженностью около 230 морских миль соревнуются почти 10000 яхтсменов на 1400—2000 яхтах.
Остров Зеландия — самый большой из датских островов. Здесь расположена столица страны Копенгаген. Пролив Зунд отделяет его от Швеции с востока, с севера — открытое море Каттегата, с южной стороны — узкие извилистые шхеры и кусочек Балтийского моря с юго-востока. Таким образом, обходя вокруг Зеландии, яхтсмены могут попробовать себя в самых разнообразных условиях.
Несколько лет тому назад количество участвующих яхт достигало 2090, но за последние три-четыре года оно несколько снизилось, и в 1990 г. составило 1340. Но постоянно растут размеры парусников, и на дистанции регаты уже далеко не редкость яхты длиной 15—18 м с экипажем 15—20 человек.
Регата вокруг Зеландии стартует ежегодно, начиная с 1947 г. Первые годы она собирала всего лишь 15—50 яхт. Большинство судов, как правило, датские, но присоединяются к ним и парусники из Швеции, Норвегии и ФРГ. В 1989 г. на дистанцию регаты вышла одна эстонская яхта. В дальнейшем ожидается более широкое участие в гонках экипажей из Советского Союза. В прошлом году на старт этих гонок выходили также яхтсмены из Англии и США.
Стартует регата из Хельсингера — чудесного средневекового городка со старинным замком Гамлета Кронборг, под стенами которого плещутся волны Зунда, имеющего здесь ширину всего 4 мили.
До 1857 г. датчане собирали дань с каждого парусника, проходящего Хельсингер. На траверзе замка Кронборг все суда должны были убирать паруса и останавливаться в ожидании лодок сборщиков дани. Если какой-то парусник не выполнял это требование, его обстреливали из пушек Кронборга. Размер подати в этом случае значительно вырастал, и в сумму «штрафа» включалась даже такая статья, как стоимость истраченного для обстрела пороха.
Старт регаты дается обычно в пятницу, как правило, после 21 июня — в этот день школы закрываются на летние каникулы. 15 лет назад гонка стартовала в 19.00. Но когда число яхт перевалило за 600, их пришлось разделить на две группы, которые отправляются на дистанцию в 19.00 и 20.00. В пятницу после работы яхтсмены устремляются в Хельсингер, а уже в понедельник или, в крайнем случае, во вторник снова могут быть на работе.
Самые крупные и быстроходные яхты стартуют первыми, те, что поменьше, — во вторую очередь. Делается это для того, чтобы хоть как-то рассредоточить армаду парусников, которая может создать весьма серьезные помехи судоходству, особенно оживленному в районе Хель-сингера, где пролив постоянно пересекают паромы. Позволяет это избежать и толчеи на финише. Когда финиширует основная группа участников, яхты пересекают финишную линию с интервалом не более 3 секунд.
Вечером, перед стартом, ближайшая к замку Кронборг гавань Хельсингера оказывается забитой до отказа. Гавань рассчитана максимум на 1000 судов, но во время регаты здесь размещается гораздо больше парусников. Чтобы попасть на свою яхту, приходится долго пробираться по чужим палубам. Погода в это время, как правило, бывает хороша, и тысячи людей приходят не пирс полюбоваться необычным скоплением парусников. Раскидывается множество палаток, в которых торгуют разнообразной снедью и пивом, в большом шатре можно потанцевать под старый добрый джаз.
В пятницу утром начинаются усиленные приготовления к выходу в море. Магазинчики на пристани открывают торговлю с пяти утра. Купить в них можно все — от еды до недостающих на яхте снастей.
Из соображений безопасности каждое судно должно быть снабжено комплектом сигнальных ракет и фальшфейеров, наличие которых обязательно проверяется у всех экипажей.
Стартовая линия протяженностью в одну морскую милю обозначается оранжевыми буями и небольшим военным катером на дальнем конце. Сигнал старта дается выстрелами из пушек на угловой башне замка и военном катере.
Как правило, регата стартует в северном направлении — если проложить курс в обратную сторону, огромная масса парусников может создать настоящий хаос на паромной переправе между Хельсингером и шведским Хельсингборгом. В это время преобладают ветры западного направления, и очень часто ветер во время старта дует с запада или северо-запада, что позволяет яхтам стартовать на острых курсах. В 1990 г. ветер на старте оказался попутным, и великолепное зрелище более тысячи разноцветных спинакеров привлекло на берега Зунда огромные толпы зрителей.
На траверзе Хельсингера скорость течения достигает 1—4 уз, так как Зунд здесь сужается. Как правило, направление течения северное, хотя на него сильно влияет ветер и многочисленные реки, впадающие в Балтику.
Использовать течение заманчиво, особенно в узкостях, где оно сильнее. Но при этом есть риск оказаться на пути у крупных морских судов, фарватер для которых проложен в миле от берега. И если какая-нибудь яхта даже на метр окажется за буями, ограничивающими фарватер, судейская коллегия вправе наказать ее 2-часовой добавкой к фактическому времени прохождения дистанции.
Через 10 миль Зунд становится шире, напряженность судоходства уменьшается. Экипажи получают некоторую свободу действий, группа лидеров заметно вырывается вперед. Еще 20 миль, и яхты огибают «верхушку» острова, где расположен город Гиллелайе. Далее курс прокладывается почти прямо на вест, по направлению к рифам Сьелландс-Рев, на 40 миль выдающимся в открытое море. При свежем западном ветре эта часть дистанции оказывается наиболее тяжелой. При ветре сильнее 5 баллов практически на каждой яхте обнаруживаются симптомы морской болезни. При более сильном ветре обязательно ломается несколько мачт и рулей.
В открытом море каждая яхта идет своим собственным курсом, но у рифа флот участников снова собирается в группу. Проход обозначен небольшим маяком на конце рифа протяженностью 5 миль и более крупным, расположенным в 2 милях мористее. Судейское судно — как правило, небольшой военный корабль — располагается между маяками. Каждая яхта несет специальный щит размерами приблизительно 40X100 см, на который нанесен стартовый номер — светоотражающей краской, чтобы он был хорошо виден в луче прожектора даже на большом расстоянии.
Большинство быстроходных яхт огибают риф уже в пятницу вечером, остальные же — в ночь с пятницы на субботу. С судов едва видны огоньки на острове — так далеко в море протянулся риф.
После поворота курс пролегает на юго-запад. К утру яхты достигают небольшого островка Сайере, лежащего на пути к мысу Рефснес. Все препятствия великолепно обозначены светящимися буями, так что с навигацией проблем нет. Магнитное склонение компаса здесь нулевое (или 1° к западу), приливно-отливных течений нет.
Флот смыкается здесь так плотно, что кажется, будто до соседних яхт можно дотянуться рукой. Ежесекундно приходится бороться за «чистый ветер», не давать соперникам закрывать его парусами.
Днем это просто фантастическое зрелище — все пространство вокруг покрыто белыми (и желтыми кевларовыми) парусами, и еще более фантастическое, когда вся эта армада идет под спинакерами. Ночью повсюду, куда только хватает взгляда, разноцветные огоньки: позади — зеленые и красные, впереди — белые.
Мыс Рефснес тоже окаймлен небольшой отмелью, но маленькие яхты могут идти прямо по ней — глубина над камнями в пределах 1—1,5 м. Отмель обозначена небольшим маяком.
До этого момента берегов Зеландии яхтсмены практически не видели. После огибания мыса Рефснес ход регаты резко меняется. Здесь преобладают ветры западного направления, и лавировка практически заканчивается. Бывали случаи, когда поставленный за мысом спинакер убирался лишь после пересечения финишного створа.
Спускаясь к югу по проливу Большой Бельт, яхты двигаются почти вплотную к берегам Зеландии.
Через 25 миль яхты оказываются на траверзе оживленного паромного причала в Корсере, к которому постоянно подходят по узким фарватерам огромные морские паромы. Несмотря на накал спортивной борьбы, экипажам яхт приходится воздерживаться от желания «подрезать нос» большому судну, чтобы прорваться вперед — двигаться по фарватерам им запрещено.
От Корсера курс участников проложен к узкому проливу маленькими островками Агерсе и Оме. Берега их невысоки и поросли невысокими деревьями, но, тем не менее, сильного волнения в проливе обычно не бывает. В штормовую погоду здесь впервые удается более-менее спокойно приготовить нормальный обед для экипажа, одоле-BLuerQ половину окружности Зеландии.
Длина пролива всего 4 мили, и очень скоро яхты вновь оказываются в открытом море, которое здесь называют Смоланд-схавет (Море маленьких островков). На протяжении субботы и последующей ночи парусники разбредаются по этому обширному простору — как правило, под спинакерами. Но потом водное пространство сужается вновь, и берега вплотную подступают к обоим бортам яхты — Зеландия с севера, острова Лол-ланд и Фальстер и великое множество крошечных островков с юга. Берега довольно низкие, с песчаными пляжами, возделанными полями и небольшими группами невысоких деревьев.
Впереди — длинный мост, самый длинный в Европе, соединяющий Зеландию и Фальстер, а в 5 милях за ним расположен еще один мост между островами, новый.
Яхты проходят под этими мостами, высота пролетов которых от 26 до 10 м (более низкие — у берегов). В последние годы были построены несколько очень больших яхт, рассчитанных на участие в регате вокруг Зеландии. Их прозвали «мостоскребами», так как длина их мачт достигает 25,5 м при высоте мостовых пролетов 26 м. Эти суда содержатся крупными фирмами, и они и в самом деле весьма быстроходны — под стать размерам. Каждый год подобные парусники устанавливают новый рекорд средней скорости на регате. В 1990 г. 18-метровый «Юнибэнк» прошел дистанцию 236 миль за 23 часа 8 минут со средней скоростью 10,2 уз.
После двух мостов маршрут регаты раздваивается. Крупные яхты не могут идти узкими извилистыми шхерами зеландского побережья и вынуждены прокладывать курс по глубокому и относительно широкому проливу Гренсунд и вокруг острова Меэн. Яхты поменьше выбирают путь по живописным шхерам с глубиной фарватеров 2—2,5 м, где места для лавировки крупных и тяжелых парусников маловато. Воды эти носят название Бегестреммен (Проход среди буков), и вы проплываете здесь между высокими старыми буковыми деревьями и крошечными зелеными островками, поросшими травой. Многие яхты оказываются в шхерах в ночь с субботы на воскресенье. Навигационные знаки здесь не светятся, но, к счастью, летние ночи в Дании светлые и длятся в это время примерно с 23.00 до 3.00.
Сесть на мель здесь — обычное дело, но повреждения, как правило, невелики, так как камней нет — только ил и осока. Достаточно спрыгнуть за борт и столкнуть судно с мели.
Преодолев шхеры, небольшие яхты оказываются на Балтике, держа курс к каменным утесам мыса Стевнс.
Более крупные парусники вынуждены идти проливом Гренсунд против сильного (1—3 уз) течения и нередко надолго здесь застревают, если ветер слабый.
Выйдя из Гренсунда, яхты устремляются к живописным высоким меловым утесам мыса Меэн. На вершинах фантастических гор из желтого мела, на высоте почти 80 м над уровнем моря примостились крошечные зеленые рощицы. От утесов Меэна суда направляются к серо-желтым скалам Стевнса.
Здесь оба флота объединяются вновь и держат курс на Зунд. Маленькие яхты прошли уже около 220 миль, а большие — 236 (не учитывая, конечно, лавировки).
Стевнс проходят обычно в субботу вечером или в воскресенье утром. Экипажи уже устали, но до финиша осталось каких-то 60 миль.
Чтобы не оказаться на судоходных маршрутах, подходящих к копенгагенскому порту, приходится идти восточнее острова Салтхольм, расположенного на траверзе датской столицы. Берега острова очень низки, растет на нем только трава, а обитают лишь чайки да овцы. Разглядеть его трудновато даже с близкого расстояния, зато силуэт Копенгагена с характерными башнями виден за ним великолепно.
У Салтхольма — последняя точка судейского контроля, и яхты поднимаются по Зунду на север — к финишному створу у Хельсингера. Летом в Зунде ветер капризен — может скиснуть в любой момент, а течение может напирать как с севера, так и с юга. Около островов вроде Салтхольма и возле Хельсингера скорость его достигает 3 уз. Самое коварное течение — в 500 м от мыса, на котором расположен замок Кронборг. Частенько некоторым яхтам долго не удается преодолеть этот своеобразный рубеж. Неудачникам приходится становиться на якорь и ждать хоть небольшого усиления ветра, чтобы финишировать.
Но большинство все же справляется с течением и пересекает финишную линию. И вот он, долгожданный миг! — сигнал с башни возвещает, что регата завершена, и вы счастливы и немного устали.
В гавани вы должны предъявить судейской коллегии свой вахтенный журнал и можете сразу же получить отпечатанный компьютером экземпляр предварительных результатов. Официальные результаты будут готовы сразу после возвращения в Хельсингер последней яхты.
И вы поймете и почувствуете, что участвовали в лучшей регате года.