Можно сказать, что давний спор о преимуществах многокорпусных судов в скорости перед обычными яхтами стал более близок к разрешению после того, как на последних гонках вокруг Британии все первые места на финише (за исключением, правда, самого первого) были заняты катамаранами и тримаранами. А ведь гонки проходили в трудных условиях, при преимущественно противных ветрах силой до 9 баллов.
«Первым среди равных» оказался катамаран «Сноу Гус» конструкции Робертсона, финишировавший, как и на прошлых соревнованиях, вторым. Построенный верфью Праута «Сноу Гус» — ветеран гонок вокруг Британии, причем постоянно показывает хорошие результаты, что, безусловно, говорит о достоинствах проекта.
Интересно, что все суда, построенные по «революционным» проектам, потерпели неудачу. В первую очередь это относится к проа, вооруженному шхуной, — «Сайдвиндеру» и к тримарану «Тристиа». На последнем этапе дистанции на сильном волнении опрокинулись три многокорпусных судна, в том числе катамаран «Апаш Сандансер», шедший в этой гонке третьим и «наткнувшийся» на волну от встречного лайнера. Это говорит именно о том, что на многокорпусных судах необходим особо опытный экипаж, способный быстро реагировать на любое изменение погодных условий: общее мнение таково, что с тренированной командой плавать на них не опаснее, чем на однокорпусных судах. Неслучайно капитан «Саидансера», говоря об аварии, отмечал, что команда к концу гонок очень устала и потому была недостаточно внимательна.
Первым закончил гонку вокруг Британии 1970 г. могучий «Оушн Спирит» — головная яхта серии «Оушн-71».
«Оушн Спирит» выиграл три этапа гонок из пяти и прошел все 1800 миль опасных прибрежных вод за (суммарное время) 20 дней 8 час. 10 мин. Любопытно, что гонки были одновременно и ходовыми испытаниями этой только что построенной яхты. Соединение секций корпуса и палубы яхты было закончено всего за две недели до начала гонок. Чтобы снизить расходы, владельцы яхты Робин Нокс-Джонстон и Лесли Вильямс (см. сборник №25, 1970 г.) предпочли купить себе судно «в наборе», а затем собирать и достраивать его своими силами. Под пластмассовую палубу подложили понтоны и на буксире перевели ее к месту достройки.
Спроектировал яхту голландец Ван де Стадт, автор многих удачных проектов («Пионер», «Ребел», «Галант-53»), Последняя из названных яхт долгое время была самой большой пластмассовой яхтой в мире, но «Оушн Спирит» превзошел и ее. По обводам и общему расположению яхта напоминает известный «Штормвогель», но ширина ее на 40 см больше, а длина по ватерлинии на 1 м меньше. Водоизмещение такое же, как у «Штормвогеля». В качестве вспомогательного двигателя установлен шестицилиндровый дизель.
Во время гонок был момент, когда казалось, что «Оушн Спирит» выбывает из игры. После второго этапа, когда в бухте Касл на нее грузили воду и продовольствие, неожиданный резкий порыв штормового ветра швырнул яхту кормой прямо на прибрежные скалы. Судно чудом избежало серьезных повреждений и через несколько часов снова было на плаву, но это происшествие лишило экипаж нескольких часов честно заработанного сна.
Возвращаясь к соревнованиям, нужно отметить удачное выступление небольших серийных яхт, которые, опрокинув все прогнозы, оказались достойными соперниками крупных судов, построенных специально для океанских гонок. После корректировки времени оказалось, что с учетом гандикапа первое и второе места заняли маленькая яхта «Винки» класса «Контесса-26» и «Блу Смоук» класса «Кингфишер» (длиной всего 7,9 м) с двумя скуловыми килями. Во всем мире насчитывается несколько сот штук яхт этих классов. О высоком качестве конструкций и оборудования (стандартного, поставляемого вместе с корпусами) говорит то, что яхточкп прошли дистанцию без единого повреждения.