Марафон в Берлине также проводится в один день без всяких перерывов на замкнутом кольце в 12 км на реке Шпрее. Организуют его Берлинский водно-моторный клуб и Немецкий союз моторных яхт (ФРГ). Гонки санкционируются УИМ. К участию в соревновании допускаются суда всех классов с предельным рабочим объемом цилиндров до 2000 см3 для подвесных моторов и без ограничений для стационарных двигателей. Судов с подвесными моторами объемом менее 700 см3 в последнем марафоне не было. Общее число классов участвующих судов составило 12.
Преобладали суда, оснащенные подвесными моторами известнейших европейских («Карнити», «Кресчент», «Архимед», «Кениг») и американских («Эвинруд»/«Джснссн», «Мер-кюри») фирм. Забегая вперед, подчеркнем, что так же, как и в марафонах 1970 г. в Париже, Льеже и Амстердаме, победу в Берлине в классах судов с подвесными моторами завоевал концерн «ОМС» (моторы «Джонсон»/«Эвинруд»), Пожалуй, не лишне будет упомянуть, что концерн придает огромное значение участию своих моторов (и тем более — фирменных команд) в крупнейших гонках. На обоих 6-часовых марафонах, представляющих великолепный смотр лучших моторов мира в действии, присутствовал бывший главный инженер, а ныне заместитель директора концерна Чарльз Странг с целой группой экспертов.
Среди победителей доминировали хозяева марафона — гонщики из ФРГ, но четыре первых приза в основном классе судов ON и почетный «Кубок Хавела» завоевали американцы. Рон Хилл и его наперник Джимбо Мак-Коннел установили новый рекорд берлинских гонок, пройдя 660 км на катамаране «Молинари» с одним «Эвинрудом». Их средняя скорость 111,86 км/час. Но рекордную высшую скорость на круге показал другой американец, неофициальный чемпион мира Билл Сиройс (120,8 км/час). Соотечественники обошли чемпиона мира и ому пришлось довольствоваться почетным, но все же только четвертым местом, однако пройти по узкой реке за 6 часов гонок 636 км — неплохой результат!
Заметим, что в этом же классе ON довольно неудачно выступили знаменитый австрийский гонщик Дитер Шульце (384 км; 10-е место) и итальянцы — братья К. и Е. Разини (612 км; 5-е место). На последнем 17-ом месте оказался сам Ренато Молинари, которого подвел мотор. Не повезло и победителям парижского марафона Сандерсу и Поуси: повторить свой успех им не удалось (288 км; 13-е место).
Гонки в Берлине проходили в прекрасную солнечную погоду, что и позволило достичь высоких скоростных показателей.
Победители гонок «6 часов Берлина» 1970 года
Класс OF: 1. Л. Баджисли — Ташетти (Ит.; 420 км; мотор «Карнити»); 2. С. и П. Бснвичини (Ит.; 336 км; «Карнити»); 3. Е. Кнаппе — X. Виттерман (ФРГ; 336 км; «Меркюри»),
Класс OI: 1. Д. Занолетти — Ц. Бодега (Ит.; 504 км; «Джонсон»); 2. В. Вельден — Г. Ливен (Гелл.; 360 км; «Меркюри»); 3. Д. ТсбинО— Г. Молинари (Ит.; 288 км; «Меркюри»).
Класс ON: 1. Рен Хилл — Т. Мак-Коннел (США; 660 км; «Эвинруд»); 2. Р. Хиринг (США; 660 км; «Меркюри»); 3. Р. Нордског (США; 636 км; «Джонсон»).
Класс SD: 1. Е. Брит — Б. Бломквист (Шв.; 372 км; «Архимед»); 2. Г. Корти — Г. Вальдата (Ит.; 372 км; «Карнити»); 3. Б. Лантц — Т. Алдестен (Шв.; 348 км; «Архимед»).
Класс SE: 1. X. Тиншер (ФРГ; 420 км; «Джонсон»); 2. Ф. Шютт — Д. Бейли (Англ.; 396 км; «Джонсон»); 3. Д. Корти — А. Вассене (Ит.; 396 км; «Джонсон»).
Класс SI: 1. Н. Ханн (ФРГ; 456 км; «Эвинруд»); 2. Д. Гесснер — Г. Рэшлер (ФРГ; 432 км; «Джонсон»); 3. Р. Хилстадт — Т. Линнеста (Норн.; 384 км; «Джонсон»).
Класс SN: 1. К. Пафель — Л. Крекелс (ФРГ; 468 км; «Меркюри»); 2. И. Кох — Д. Дюбуа (Голл.; 456 км; «Меркюри»); 3. М. Вернер (ФРГ; 420 км; «Крайслер»).
Класс R3: 1. П. Крузенштирн — Н. Цэттерштром (Шв.; 444 км; «НСУ»).
Класс S3: 1. Д. Олшлегер — Р. Милех (ФРГ; 432 км; «Вольво»).
Класс S4: 1. М. Шейер (ФРГ; 300 км; «Форд»).
Класс S5: 1. В. Штейнвашер — Ж. Штейнвашер (ФРГ; 168 км; «Вольфе»).
Класс S: 1. Ф. Ашванден — Бистерфелд (ЧССР/ФРГ; 408 км; «ЗРМ»).
Бесспорно» важным событием в водно-моторном спорте стал чемпионат Европы в классе OJ, проведенный в г. Комарно (ЧССР). Лучшие гонщики Бельгии, ФРГ, ЧССР, Австрии, Венгрии и ГДР оспаривали почетный титул чемпиона, причем вплоть до самого последнего четвертого заезда было неясно, кто же имеет наибольшие шансы на победу. У бывшего чемпиона К. Дриферта (ГДР) и его основного соперника чеха Гербанского было примерно одинаковое положение. Но у Дриферта начались неприятности: во-первых, оказывается поврежденным корпус и приходится срочно заделывать пробитый борт, а во-вторых,— отказывает система зажигания. Нужно заменить катушку, а запасной нет. У Одноклубника — Артура Шелла на моторе нашли катушку, которая подходит к самодельному двухцилиндровому «Илтису» Дриферта. Шелл вышел из игры, отдав деталь. И не зря: Клаус Дриферт (1200 очков) снова стал чемпионом Европы. Гербански — на 2-ом месте (900 очков).
На чемпионате проводились гонки и в других классах судов. В классе ОА победа досталась П. Розенову; на 2 и 3-ем месте — спортсмены из ЧССР.
В острой борьбе с известным гонщиком из ФРГ Куртом Мишке трудную победу в классе ОВ одержал одноклубник П. Розенова известный гонщик Манфред Блюмменталь (1000 очков против В17 у Мишке). В классе ОС не повезло экс-чемпиону мира Б. Бекхузену, занявшему лишь 5-е место; победил бельгиец Поллов.
За неимением места опускаем подробности больших гонок, проведенных 23 августа клубом «Брандербург-Хавел». Блестяще выступил Дриферт, подтвердив свое звание чемпиона в классе OJ. Отметим достигнутые наибольшие скорости во время гонок: в классе OJ — 79,26 км/час; ОА — 90,77; ОС — 94,86.
Очень интересными были соревнования на приз «Золотой медведь», проведенные в конце августа в предместье Берлина — Грюнау (ГДР). Это также большие международные гонки с участием спортсменов из Франции, Швеции, ЧССР и ГДР. Лучшие гонщики, чемпионы мира и Европы соревновались в классах OJ, ОА, ОС и RI в присутствии более 8000 зрителей (вход на трибуны — платный).
Главный приз разыгрывался, как всегда, в классе судов ОС. Основными претендентами на победу были шведские гонщики Ром и Рилмо, выступавшие с фирменными моторами «Кресчент», и известный конструктор гоночных судов, спортсмен из ГДР — Бернхард Даниш. Шведы не смогли противостоять Данишу, который, набрав в сумме трех заездов 1200 очков, стал владельцем «Золотого Медведя». Рилмо, заработавший 825 очков, был только вторым, а Рому — шведскому «гонщику № 1» — удалось набрать всего 300 очков (5-е место). Чтобы победить, Данишу пришлось проходить круги со средней скоростью свыше 100 км/час, что, принимая во внимание плохую погоду, было далеко не просто...
В классе гоночных судов OJ во всех трех заездах уверенно лидировал чемпион Европы Дриферт, который снова набрал максимально возможное число очков — 1200. Далеко позади остался чехословацкий гонщик Беспалек (2-е место, 694 очка).
В классе ОА после упорной борьбы на первое место вышел Бекхузен (1000 очков); ему и был вручен почетный «Вымпел Кепеника». Только вторым был чемпион мира П. Розенов (927) и третьим М. Блюммен-таль (625); все трое — ГДР.
В единственном классе спортивных судов со стационарными моторами R1 немцы выступали на двухтактных форсированных до 90—95 л. с. при 6000 об/мин двигателях «Вартбург». Кстати заметим, что большинство зарубежных спортсменов применяют в этом классе четырехтактные четырехцилиндровые двигатели с верхним распределительным кулачковым валом; мощность порядка 110 л. с. при 8500 об/мин.
В чемпионате мира в классе Г?I, проходившем 20 сентября 1970 г. в живописном местечке Крибштейн-Тальшпере (у г. Митвайда, ГДР), участвовали спортсмены Италии, Великобритании, Швеции, Бельгии, ГДР, Польщи. Поскольку у итальянцев и англичан были двигатели этого класса (до 1000 см3), развивающие мощность до 130 л. с. («Холман» и «Альфа-Ромео»), а гонщики из ГДР пользовались менее мощными «Вартбургами», шансы на победу были неравными. Гонки проводились в присутствии 12 000 зрителей в трех заездах по 12 кругов каждый. Таким образом в общей сложности нужно было пройти по 72 км.
В первом же заезде главный претендент на звание чемпиона англичанин Нун был «наказан» за фальстарт: судьи назначили ему 6 минут штрафного времени, что сразу же лишило его каких-либо надежд на победу. Не повезло и знаменитому рекордсмену мира итальянцу Карло Казалини, сумевшему занять лишь общее 7-е место. В результате звание чемпиона мира завоевал гонщик из ГДР Конрад Фрейберг (его время 50; 14,1); 2-е место также занял представитель ГДР — Оппел; 3-е — английский гонщик Мосли.
Закончили гонку 16 судов.
Очень интересными были и юбилейные соревнования в Шармютцельзее 13 сентября, в которых приняли участие гонщики семи стран. Заезды (три заезда по пять кругов на трассе в 2 км) были организованы для гоночных судов с подвесными моторами всех классов и класса RI (до 1000 см3) со стационарным двигателем. Приводим имена победителей этих гонок, проведенных образцово, но в условиях самой плохой погоды (при сильном порывистом ветре и под дождем). Класс OJ — Клаус (ЧССР); ОА — Бекхузен; ОВ — Бекхузен; ОС — Даниш; RI — Шульце (все из ГДР). Как мы видим, в этом списке нет ни Питера Розенова, ни Клауса Дриферта. За два дня до начала гонок они попали в автомобильную катастрофу. К счастью, полученные ими травмы не очень серьезны.
Подводя итоги европейского сезона прошлого года, надо сказать, что в цепом он был исключительно успешным для гонщиков ГДР. Достижения водномоторников были оценены правительством Германской Демократической Республики.
18 сентября 1970 г. председатель Государственного совета Вальтер Ульбрихт устроил большой прием в честь спортсменов и тренеров, награжденных медалями «За заслуги перед ГДР». Питеру Розенову и Клаусу Дриферту присвоены звания Заслуженных мастеров спорта.