Что же произошло в Черкассах? Как получилось, что главное событие сезона, к которому спортсмены готовились, начиная с первого выхода на воду, и по которому мы обычно судим о достигнутых успехах и реальных перспективах, оказалось столь безрезультатным?
— Погода, нас подвела погода! — резюмировал случившееся главный судья соревнований Ю. А. Манжос.
Да, погода была негоночной. В этом нет сомнений. Но мы слишком уважаем авторитет Юрия Александровича — нашего старейшего спортивного судьи, чтобы поверить, что другие, более основательные причины неудачного проведения Чемпионата ему неведомы.
Ознакомимся с акваторией, на которой проводились гонки. Днепр, запертый плотиной Кременчугской ГЭС, разлился в районе Черкасс широко — километров на 20—30. Кременчугское море, — здесь его иначе не называют, не отличается особо бурным характером. В умеренный ветер поверхность его покрывается зыбью, которую можно встретить и на многих других водоемах меньшей площади. Так, по крайней мере, думаешь, когда глядишь на него с высокого берега. Возможно, именно с этой точки и определяли организаторы соревнований пригодность черкасской трассы для проведения гонок. Но известно и то, что после первого же выхода на эту трассу спортсмены заявили: гоняться здесь трудно.
Опасной оказалась не столько сама ветровая зыбь, сколько незаметный под нею пологий накат, по-видимому, оставляемый проходящими по фарватеру судами.
— Судно неожиданно взлетало в воздух и трудно было предугадать, как оно будет вести себя дальше, — рассказывал чемпион страны в классе катеров Е-01 К. Широков. — Учебные самолеты поднимаются в воздух при скорости 50—60 км/час, а гоночные суда ходят быстрее. Аэродинамика же у наших судов такая, что чуть изменился угол атаки, и они Отрываются от воды. А это почти всегда авария...
Да, по количеству аварий рекорд был установлен в первый же день Чемпионата 1969 года.
Волной пробило днище мотолодки AU-250 № 17, на которой выступал А. Баринов. Получила повреждения и затонула мотолодка CU-500 №20 А. Дмитриева. Сорвало с транца мотор на мотолодке № 68 В. Леока (мотор так и остался на дне Кременчугского моря). Потерял два мотора неоднократный чемпион и призер страны А. Раудва. В общей сложности 23 августа из 23 спортсменов, выступавших на мотолодках AU-250, пройти хотя бы одну дистанцию в серии 3X5 миль удалось лишь 11 участникам, а в классе CU-500 из 24 спортсменов зачетные очки получили 14. Небывалый случай: в первом заезде мотолодок 500-кубового класса — одного из самых надежных из существующих в нашей классификации, финишировал лишь один спортсмен — ленинградец Л. Марков («Трудовые резервы»).
Еще более тяжело сложилась обстановка при заездах скутеров, стартовавших на следующий день, Из 48 спортсменов, выступавших в 175-кубовом классе, все три гонки серии 3X5 миль прошел лишь один — член команды «Трудовых резервов» В. Вязьмитин. Еще пять гонщиков закончило по два заезда и пятеро финишировало по одному разу. В классе ОА-250 из 36 участников зачетные очки получило 10, причем все три заезда не удалось закончить ни одному. Серьезные повреждения получили скутера В. Игнатенко (ОА-250 — № 34) и В. Смирнова (OJ-175 — № 12); на этих судах волной оторвало спонсоны. Пострадали скутера Э. Кличкова (ОА-250 — № 5), Е. Степанова (OJ-175 — № 14) и другие.
В истории мирового спорта известен даже случай, когда водномоторные соревнования были отложены из-за того, что погода оказалась слишком... спокойной. Это случилось на океанских гонках Майами — Нассау, которые проводятся на судах, рассчитанных в основном на хорошую волну. Тихая вода противоречила смыслу соревнований. Так чем же руководствовались организаторы нашего Чемпионата, решив, несмотря на неудачное начало, продолжать гонки?
— Акватория трудная, но назвать ее полностью непригодной для соревнований нельзя хотя бы потому, что украинские водно-моторники неоднократно проводили на ней свои встречи. Опасность, создаваемая волнами от проходящих судов, преувеличена, дистанция достаточно удалена от фарватера. — Таково мнение представителя ЦК ДОСААФ И. Н. Кулика.
В том, что волны от проходящих судов не затухают до самого берега, можно было убедиться воочию спустя несколько дней после окончания Чемпионата, когда на Кременчугском водохранилище установилась штилевая погода. Что касается республиканских соревнований, ранее проводившихся в Черкассах, то, как удалось установить, они редко проходили без осложнений. Пять лет назад здесь, на Кременчугском море погиб во время гонок мастер спорта Виталий Корчевский. Во избежание аварий старты приходилось переносить на раннее утро, когда акватория сравнительно спокойна.
Думается, что эти обстоятельства были известны и раньше, но организаторы соревнований своевременно не приняли их во внимание. Чтобы как-то исправить положение, судейская коллегия решила перенести начало гонок третьего дня на 7 часов утра. Но эта мера, возможно, имевшая смысл для сравнительно небольших соревнований, в данном случае оказалась бесполезной. Количество спортсменов, заканчивающих дистанцию, уменьшалось с каждым новым заездом. Пропорционально росло число аварий.
Теперь в битве со стихией терпели поражение глиссеры. В классе КА-250 гонщик Ю. Таммевяли был выброшен из корпуса, а глиссер пошел ко дну (из-за того, что спасательный катер не подошел своевременно к месту аварии). На судне А. Ильина вышло из строя карданное сцепление. Потерпели аварии: Е. Петюкевич — сломался кронштейн крепления двигателя, Е. Ковалев — на глиссере сорвало обтекатель, а гонщика выбросило в воду, A. Фукс — сорван двигатель и поврежден корпус судна, Я. Пирант — корпус его «Пираньи» полностью разбит...
В классе КВ-350 Л. Грацианов был вынужден сойти с дистанции из-за трещины в днище глиссера. Оборвало гребной вал и гребным винтом прорезало днище на судне Ю. Вишнякова, а подошедший на помощь спасательный катер, столкнувшись с глиссером, отправил его на дно — еще один пример неудовлетворительной организации спасательной службы на Чемпионате.
В классе LX-1000 затонул глиссер B. Гореликова, получивший пробоину в днище. Глиссер X. Суси перевернулся на волне, после чего почти 20 мин. гонщик ожидал помощи (корпус судна получил серьезные повреждения); выбыло из строя судно А. Окорокова. Самая тяжелая авария в этом классе произошла у латвийского мастера спорта Г. Лаш-ко: выброшенный на повороте ударом волны из судна, он попал под винт глиссера № 12 Н. Сучкова, который с пробоиной в днище шел, стремясь спасти судно, к берегу. С тяжелой травмой головы латвийский спортсмен был направлен в больницу...
В итоге дня из 17 глиссеров класса КА-250 все три заезда серии 3X10 прошло пять; пять других дважды закончили дистанцию и два финишировали по одному разу. В классе КВ-350 закончить все гонки серии удалось только одному В. Слинкбву; еще три спортсмена финишировали в двух заездах, и трое — в одном. В классе LX-1000 из 16 участников трое финишировали во всех заездах, двое — в двух и пятеро в одном.
26 августа гонки начались еще на час раньше, но уже всем было понятно, что в этом нет никакого смысла. Соревнования продолжаются при полном отсутствии зрителей. Уже никого не интересует, почему не слышно голоса радиокомментатора. Следует попутно отметить почему-то недоброжелательное отношение организаторов соревнования к любому виду информации вообще. Фотокорреспондент сборника И. Белов, пытавшийся сделать снимки на дистанции, по указанию главного судьи был удален с судейского катера.
Чемпионат постепенно превращается во второразрядное соревнование, которое, на наш взгляд, можно было бы не проводить. Все пребывают в тягостном ожидании окончания заездов.
Первыми в этот день стартовали гонщики на скутерах классов ОВ-350 и ОС-500. Из четырех участников, заявленных в 500-кубовом классе, ни одному не удалось пройти дистанции ни в одной гонке. Скутер В. Сурнова полностью разбит на волне, сам гонщик получил тяжелую травму ноги и ушибы. Из 12 скутеров ОВ-350 первую гонку не закончил ни один, вторую прошел только А. Кипин; третью гонку успешно закончили четыре спортсмена, но во время нее и случилось самое трагическое. Ленинградский мастер спорта В. Дармодихин, выброшенный ударом волны из судна, получил тяжелую травму. В шоковом состоянии он был доставлен в местную клинику. Попытки спасти ему жизнь не дают результата — утром следующего дня спортсмен, не приходя в сознание, скончался.
Владимир был опытным гонщиком. Незадолго до Чемпионата он установил рекорд Центрального Совета своего ДСО. Искать причину катастрофы в недостаточно высокой квалификации такого спортсмена — бессмысленно. Возможно, скутер, в котором гонщик располагается сидя, оказался бы в данном случае более безопасным, чем «лежак», на котором выступал Дармодихин. Тогда выброшенный со своего места спортсмен успел бы сгруппироваться и удар получился бы менее жестким. Недаром за рубежом гоночные суда с лежачим расположением рулевого все реже можно видеть на соревнованиях. Учитывая рост скоростей на гонках, наши конструкторы и спортсмены должны обратить внимание на это обстоятельство.
И все же, думается, главная причина несчастья лежит не в этом. Водно-моторные гонки всегда содержали и будут содержать элементы риска. С этим нужно считаться, не уповая только на совершенствование конструкции судов. А это значит — надо стремиться уменьшить степень возможного риска в первую очередь продуманной организацией соревнования.
Общее подавленное настроение всех присутствующих, вызванное неудачами этого дня, не могли исправить сравнительно благоприятные финиши наиболее мореходных из представленных на соревнованиях судов — катеров. Однако даже в этих классах не обошлось без потерь. Дважды был выброшен из корпуса опытнейший гонщик Р. Упатниекс (катер Е-01). В первой гонке сошел с дистанции чемпион этого года К. Широков, третий заезд не сумел закончить В. Исаков. Из спортсменов, выступавших в классе Е-01, все три гонки удалось пройти только пяти участникам.
В классе Е-02 из 16 стартовавших гонщиков только 12 получили зачетные очки, а все три гонки серии закончило лишь 8 участников.
В заключительный день Чемпионата состоялись гонки личного первенства. Судейская коллегия приняла решение сократить первоначально утвержденные согласно правилам проведения соревнований дистанции: для скутеров и мотолодок с 10 до 5 миль, а для судов тяжелых классов с 15 до 10 миль. Количество спортсменов, вышедших на эти завершающие старты, было крайне незначительным. В знак траура по погибшему товарищу в соревнованиях не участвовали ленинградские да и многие другие гонщики.
В классах OJ и ОА финишировали по пять участников (стартовали 12 и 9 соответственно); в остальных классах скутеров желающих стартовать не оказалось. В гонках на мотолодках приняло участие в классе AU-250 семь спортсменов (финишировало 6), в классе CU-500 восемь (закончило дистанцию 7).
На глиссерах КА-250 победителя определил заезд, в котором участвовало всего три спортсмена (из них один не закончил дистанцию). В классе LX-1000 стартовало шесть гонщиков, к финишу пришло пять.
Гонки глиссеров КВ-350 из-за отсутствия заявок не состоялись.
На катерах Е-01 стартовало шесть, финишировало пять спортсменов; в классе Е-02 гонку закончили все 7 стартовавших судов.
На следующий день после окончания столь печального XVI Чемпионата состоялось расширенное техническое совещание его участников. Более ста ведущих спортсменов страны в течение почти трех часов горячо обсуждали наболевшие вопросы. Выступило около 30 человек, затронувших все стороны организации и проведения первенств Союза. Были предложены меры, предупреждающие возможность повторения трагических ошибок в будущем.
Многие выступающие категорически протестовали против проведения следующего Первенства СССР в Тбилиси, как это запланировано Федерацией. На совещании назывался ряд городов, где условия для проведения гонок всесоюзного масштаба гораздо более благоприятны; в частности, был рекомендован Краснодар. Многократный чемпион и рекордсмен СССР В. Слинков поднял вопрос о назревшей необходимости создания в нескольких подходящих для этого городах Союза специальных водных стадионов, полностью оборудованных для проведения не только общесоюзных, но и международных соревнований; при этом должны быть полностью учтены требования Правил УИМ, членом которого уже является Федерация водно-моторного спорта СССР. Эта идея была поддержана многими выступающими.
Рекомендовалось увеличить количество международных встреч, шире практиковать выезд наших гонщиков за границу и приглашение зарубежных спортсменов к нам на соревнования. Много говорилось и об отечественной технике, в частности — о необходимости выпуска подвесных гоночных моторов типа «ГЛМ» и «СИЧ», хорошо себя зарекомендовавших на многих соревнованиях. Для ускорения дела и удешевления моторов целесообразно выпускать их не только в сборе, но и в комплектах деталей — с расчетом на самостоятельную сборку и регулировку силами гонщиков.
Суровой критике подверглась продукция некоторых предприятий, в частности, Ленинградского завода спортивного судостроения ДОСААФ и Таллинской экспериментальной верфи, упорно продолжающих выпуск устаревших по конструкции и плохих по качеству корпусов скутеров и мотолодок. Выступивший от имени Ленинградского завода А. Кипин доложил собранию о принимаемых мерах по улучшению качества продукции, рассказал о предстоящем значительном расширении завода и его будущих возможностях.
Большой разговор шел о мерах безопасности при проведении гонок. Так, подчеркивалась недопустимость применения стальных буев, которые, вопреки действующим правилам, были установлены на акватории при проведении настоящего чемпионата. Присутствующий на собрании ответственный секретарь Федерации А. А. Маркеров сообщил, что новые, отвечающие требованиям безопасности буи уже разработаны и будут рекомендованы к применению в ближайшее время. Много нареканий вызвали имеющиеся у нас надувные спасательные жилеты. Рекомендовалось применять современные жилеты польского образца (в них выступали на гонках братья Богдановы). А. Маркаров и по этому вопросу дал соответствующее разъяснение, сообщив о заказе таких жилетов на 1970 г.
Многие спортсмены высказывались против намеченного сокращения классов судов на Первенстве 1970 г., требуя обязательного введения в состав команд гонщиков на мотолодках BU-350. Выступивший член редколлегии сборника «Катера и яхты» Л. Е. Трегубенко доложил о перспективных планах редакции, рассказал о новых правилах УИМ, вводимых с 1970 г. Как и другие выступающие, он категорически осудил пресловутый «возрастной ценз».
Все поддержали мысль о том, что аналогичные технические совещания должны проводиться на каждом Первенстве страны и стать отчетными для Федерации водно-моторного спорта и руководящих этим видом спорта органов ЦК ДОСААФ.
Технические результаты победителей XVI лично-командного Чемпионата СССР по водно-моторному спорту
Скутера OJ-175. Серия 3X5 миль: 1 — И. Мошак (УССР) 150,5 (75,9); 2 — Н. Пывват (Эстония) (149,9) (75,2); 3 — В. Вязьмитин («ТР») 146,9 (73,5). Дистанция 5 миль: 1 — Е. Степанов (РСФСР) 83,4; 2 — И. Мошак (УССР) 79,5; 3 — О. Зленко («Зенит») 74,4.
Скутера ОА-250. Серия 3X5 миль: 1 — А. Елкин (РСФСР) 154,99 (7В,В); 2 — В. Логинов (УССР) 154,6 (80,1); 3 — А. Добрынин («ТР») 153,9 (7В,7). Дистанция 5 миль: 1 — В. Спивак (РСФСР) 90,6; 2 — С. Шахов (РСФСР) 89,5; 3 — А. Чирков (Уз. ССР) В9,3.
Скутера ОВ-350. Серия 3X5 миль: 1 — А. Кипин (Л-д) 163,9 (82,В); 2 — С. Шахов (РСФСР) 88,4; 3 — В. Ридер (УССР) 83,5.
Мотолодки AU-250. Серия 3X5 миль: 1 — Ю. Поселис (Латвия) 93,4 (46,В); 2 — А. Баринов (РСФСР) 92,7 (46,7); 3 — В. Вейнберг (Л-д) 89,5 (46.1). Дистанция 5 миль: 1 — А. Баринов (РСФСР) 52,4; 2 — В. Велигура (РСФСР) 4В,В; 3 — А. Стернфельд («Калев») 48,1.
Мотолодки CU-500. Серия 3X5 миль: 1 — Л. Марков («ТР») 108,2 (54.1); 2 — А. Шалаев (УССР) 102,7 (52.1); 3 — И. Пыирас (ВС) 101,5 (51,1). Дистанция 5 миль: 1 — А. Раудва (Эстония) 62,6; 2 — Б. Радько (БССР) 57,9; 3 — К. Кручок (БССР) 57,2.
Глиссеры LX-1000. Серия 3X10 миль: 1 — Н. Василенко (УССР) 162,2 (В1,5); 2 — С. Манукян (Армения) 155,6 (80,3); 3 — С. Саутин (Каз. ССР) 154,В (7В,3). Дистанция 10 миль: 1 — С. Манукян (Армения) 79,1; 2 — С. Саутин (Каз. ССР) 77,2; 3 — В. Базяк (Грузия) 72,8.
Глиссеры КА. Серия 3X10 миль: 1 — П. Ерастов (РСФСР) 178,98 (93,93); 2 — Е. Петюкевич (РСФСР) 164.0 (85,5); 3 — И. Хрусталев (М-ва) 160.1 (80,5). Дистанция 10 миль: 1 — П. Ерастов (РСФСР) 96,7; 2 — Е. Петюкевич (РСФСР) 84,3.
Глиссеры КВ. Серия 3X10 миль. 1 — А. Буслаев (Латвия) 165,6 (В4,3); 2 — В. Слинков (РСФСР) 160,8 (80,7); 3 — В. Лахтадыр (УССР) 156,9 (80,2).
Катера Е-01. Серия 3X10 миль: 1 — К. Широков (М-ва) 133,1 (70,3); 2 — В. Исаков (Л-д) 131,5 (66,9); 3 — В. Вейнберг (Л-д) 129,3 (64,8). Дистанция 10 миль: 1 — Р. Упатниекс (Латвия) 62,2; 2 — И. Кручок (БССР) 60,9; 3 — Ю. Гапоненко (РСФСР) 52,6.
Катера Е-02. Серия 3X10 миль: 1 — В. Исаков — И. Ремнев (Л-д) 129,1 (65,4); 2 — Н. Авсеев — В. Жаворонок (Латвия) 125,8 (63,2); 3 — Я. Аколов — А. Шульц (Латвия) 124,9 (63,0) Дистанция 10 миль: 1 — Н. Авсеев — В. Жаворонок 66,96; 2 — А. Шульц — Я. Аколов (Латвия) 66,5; 3 — А. Дубровин — Н. Груднин (М-ва) 62,4.
Командные результаты: 1 — РСФСР (1092,7); 2 — УССР (1004,8); 3 — Москва (871,2); 4 — Грузия (768,2); 5 — Латвия (729,96); 6 — БССР (649,1); 7 — Ленинград (577,6); 8 — Эстония (4В0,7); 9 — Литва (456.6); 10 — Туркмения (402,6); 11 — Узбекистан (372,6); 12 — Армения (353.6); 13 — Казахстан (298,1); Азербайджан (51,0).
Зачет по ДСО и ведомствам: 1 — «Трудовые резервы» (1177,5); 2 — Вооруженные силы (852,5); 3 — «Калев» (473,7); 4 — «Жальгирис» (456,6); 5 — «Зенит» (89,7).