О гонках на «Однотонный кубок» и яхтах-«однотонниках» мы рассказывали (№10 и №15 вып. сборника) два-три года назад, когда к этому классу было приковано внимание яхтсменов» всего мира. Именно тогда в Международном парусном союзе IYRU рассматривалось предложение о включении в программу Олимпийской регаты 1972 г. крейсерского марафона на яхтах с гоночным баллом в 22 фута RORC, на которых и разыгрывается «Однотонный кубок».
Дебаты в IYRU стимулировали проектирование и постройку новых «22-футовиков» во многих стгангх. в том числе в СССР, ГДР и ПНР. Конструкторы стремились воплотит на своих проектах самые последние идеи, применить новейшие материалы и оборудование. Неудивительно, что лучшие «однотонники», такие как «Тина» Р. Картера или «Кларионет» Стефенса, стали образцом современной яхты для проектирования судов других классов и в большой степени повлияли на развитие яхтенной архитектуры вообще.
В то же время стало ясно, что «однотонники», будучи сравнительно крупными и дорогими яхтами (водоизмещение 6—7 т; длина по палубе 11—12 м; парусность около 60 м2) не соответствуют самому принципу отбора олимпийских классов, существо которого можно сформулировать так: это должны быть дешевые, популярные плавучие спортивные снаряды с равными ходовыми качествами, обеспечивающими борьбу спортсменов и равных условиях. Укажем, что цена одного из самых дешевых «однотонников» — серийной «Тины» со стальным корпусом — и то превышает стоимость «звездника». в 10 раз. И это (140000 франц. франков) не считая стоимости электронного навигационного оборудования, которая может составить еще половину такой суммы. Гонки «однотонников» превратились в матч яхтенных конструкторов и кошельков яхтовладельцев: ведь обмерные правила RORC допускают максимальную свободу при проектировании яхты в пределах оговоренной величины гоночного балла. Эти соображения и послужили причиной отказа сначала от включения в Олимпийскую программу гонок яхт 22-футового класса, а затем и вообще от крейсерских гонок даже на играх 1976 г.
Результат не замедлил сказаться. В гонках «Однотонного кубка» 1969 г. в Гельголанде участвовало всего лишь 12 судов (против 24—27 в предыдущие годы). При этом «полную команду» из трех яхт (это были яхты типа «Оптимист» конструкции Р. Картера) выставили лишь яхтсмены ФРГ, обладатели кубка 1967 и 1968 гг. Спад интереса к соревнованиям «однотонников» характеризует и то, что такие ведущие яхтенные страны Европы, как Англия и Франция, вообще не приняли участия в гонках, а от США участвовала лишь одна яхта.
Серия состояла из четырех гонок по круговой дистанции (примерно по 30 миль) и крейсерской 200-мильной гонки в Северном море. Четыре гонки, в том числе и крейсерскую, уверенно выиграл новозеландский яхтсмен, 24-летний парусный мастер из Окленда Хрис Боузайд на яхте «Рейнбоу-II» конструкции Стефенса. На втором месте — двукратный обладатель кубка Г. Кохлер (ФРГ) на «Оптимисте», на третьем — его соотечественник Б. Фишер (призер олимпийской регаты 1952 г. в «Звездном» классе) на однотипной яхте. Четвертое и шестое места достались серийным яхтам класса «Тина», также конструкции Р. Картера. В гонках принял участие и знаменитый Агостино Страулино (ныне адмирал) — девятикратный чемпион Европы, трехкратный чемпион мира, золотой и серебряный призер Олимпийских игр в «Звездном» классе. На серийной стальной яхте «Сван-36» конструкции Стефенса он разделил 4 и 5-е места с голландцем Боуманом.
По положению, очередные гонки на «Однотонный» кубок должны состояться в водах победителя. Новозеландцы предполагают провести их в марте 1971 г. Не исключена возможность, что следующие соревнования будут еще малочисленнее, если учесть отдаленность места и предстоящий в 1970 г. переход крейсерско-гоночных яхт на новую систему обмера IORR.