После вступления нашей Федерации в Международный Союз водно-моторников советские спортсмены получили возможность чаще встречаться с зарубежными гонщиками. Расскажем о трех таких встречах (см. также «Дебют в Дрездене»).
На соревнованиях в Болгарии, проводившихся накануне открытия нашего Чемпионата, советские спортсмены не смогли добиться победы, несмотря на то, что соперники были не слишком сильными.
— В первой гонке наши ребята показали явное преимущество в скорости, — рассказывает тренер-механик советской команды Э. Индрицан. — С 700 очками мы стали лидерами, оставив позади команду Болгарии (352 очка) и Польши (71 очко). Гонки на скутерах выиграли В. Степанчиков и И. Богданов. Третьему нашему гонщику не повезло: на четвертом круге скутер П. Богданова «поймал» на подводную часть какую-то палку. Дальше дело пошло все хуже. Во второй день только И. Богданов, придя третьим, принес команде 225 очков. А на третий день ни один из наших спортсменов не смог закончить гонку: оба Богдановых потерпели аварию, Степанчиков залил мотор и сошел с дистанции. В результате — ноль очков, а потому и общее второе место, позади команды хозяев соревнований...
— Дистанция была очень тяжелой, — дополняет этот рассказ П. Богданов. — Гонки проводились на Дунае при большой ветровой волне, на которую накладывались волны от проходивших пароходов. Нам в такой обстановке трудно было добраться до финиша, а болгарские гонщики на своих тихоходных судах перекатывались с волны на волну и именно так, не спеша, выигрывали гонку...
Какие выводы могут быть сделаны из результатов этой встречи? Может быть и нам нужно проводить соревнования в нарочито «негоночной» обстановке, чтобы не оказаться застигнутыми врасплох?
Вопрос не риторический. Подобное мнение можно было услышать от некоторых организаторов прошедшего Чемпионата. Здесь придется вспомнить сказанное раньше: а не будет ли это противоречить смыслу соревнований? Каждое судно рассчитывается на определенные условия. Гоняться же на современном скутере по волнам — это риск, превышающий допустимый в любительском спорте.
Опыт соревнований в Болгарии подсказывает, что в следующий раз, отправляя гонщиков за рубеж, нужно предварительно разузнать, что представляет собой акватория, эта которой они будут выступать, и сделать соответствующие выводы.
В августе наши спортсмены приняли участие еще в одном международном матче. Организованный венгерскими водномоторниками, он оставил у всех участников наилучшие впечатления. Представители СССР, несмотря на очень сильный состав собравшихся в г. Сегеде команд (на матч, кроме венгерских и советских спортсменов, приехали гонщики из ГДР, ЧССР, ФРГ, Австрии) сумели занять 1 и 4-е места в классе АО-250 (В. Атаманов и С. Жиров ) и 2 и 3-е в классе ОВ-350 (А. Кипин и П. Блавещунас).
— Дистанция была выставлена на излучине реки Иссы, — рассказывает участник гонок А. Кипин. — Потребовалось время, чтобы привыкнуть к изогнутой трассе, но в общем это не отразилось ни на результатах, ни на корректности спортивной борьбы.
Как выяснилось, венгры выбрали место для соревнования с учетом того, чтобы гонки могло наблюдать возможно большее число зрителей. А желающих посмотреть (причем за это взималась определенная плата) оказалось несколько тысяч. Пример, достойный подражания! Важно отметить, что при международной очковой системе зачетов, по которой проводятся водно-моторные соревнования за рубежом, учитываются не абсолютные скорости, а места, занятые спортсменами на гонках, поэтому дистанция выставляется очень быстро. Для этого не требуются кропотливые замеры, а следовательно, выбор трассы и даже перенос ее на другое место не представляет особого труда. Малая ширина акватории тоже не является препятствием — просто в этом случае на поворотах выставляют по одному бую вместо двух.
С достоинствами упомянутой международной системы наши спортсмены смогли ознакомиться в этом году и на собственной акватории. Вскоре после закрытия Чемпионата страны в Черкассах, состоялась встреча сильнейших скутеристов СССР с гонщиками ГДР, Болгарии, и Венгрии.
Печальный опыт Чемпионата заставил организаторов этой международной встречи срочно искать новую акваторию (первоначально и эти соревнования предполагалось проводить на Кременчугском водохранилище). Таковая нашлась неподалеку — в 30 км от Черкасс, у районного центра Смела. На озере, раскинувшемся у самого центра города, в течение одного дня была оборудована дистанция, удовлетворяющая самым взыскательным требованиям. Палаточный городок спортсменов разместился у самой воды. На прыжковой вышке, хорошо видной и с озера, и с берега, были установлены стартовые часы и оборудовано место для судей.
Поверхность озера, укрытого берегами, оставалась спокойной при любом направлении ветра. Глядя на это благополучие, особенно обидно было вспоминать обстановку, в которой только что проводился Чемпионат. Неужели его организаторам было невдомек, что совсем рядом есть такое превосходное место для проведения больших соревнований! О существовании озера, оказывается, им стало известно за несколько дней до окончания гонок Первенства страны. Однако перебазироваться сюда сочли не нужным. Инертность оказалась сильнее здравого смысла...
5 сентября после торжественного открытия соревнования спортсмены четырех дружественных стран вышли на воду. Развешенные по городу афиши сделали свое дело: по меньшей мере четыре с половиной — пять тысяч зрителей собралось на берегу вдоль дистанции гонок.
В первый день спортсмены стартовали в личном заезде. Каждому из них предстояло пройти по 5 кругов (около 13,5 км). Согласно международным правилам, контрольное время отсчитывалось с момента финиша победителя: через 5 минут после того, как он заканчивал дистанцию, красная ракета возвещала об окончании гонки.
В классе скутеров OJ-175 недосягаемым для остальных участников оказался Е. Степанов, выступавший с мотором «ГЛМ-175» производства Ульяновского моторного завода. Вторым был К. Дриферд (ГДР), а третьим — опять наш гонщик И. Мо-шак, на скутере которого стоял запорожский «СИЧ».
Гонку на скутерах ОА-250 выиграл неоднократный чемпион Европы и мира Б. Бекхузен (ГДР), вторым был В. Степанчиков, третьим — А. Елкин.
На скутерах ОС-500 все с интересом ожидали выступления сильнейшего гонщика ГДР Б. Даниша, который хорошо известен нашим спортсменам как изготовитель корпусов гоночных судов. Ему, однако, на этот раз не повезло: задержка на старте, и в результате только 7-е место. Победителем стал советский гонщик П. Богданов. Вторым закончил дистанцию О. Бержек (Венгрия), третьим В. Крюгер (ГДР).
И общий восторг по поводу трассы. «Это одна из лучших дистанций Европы», — провозгласил темпераментный руководитель венгерской команды Санта Янош.
6 сентября спортсмены стартовали в серии из трех гонок, в каждой из которой предстояло пройти по 3 круга. Опять берега полны зрителей. Все происходящее на дистанции отлично комментирует по радио судья М. Ильин.
Особенно интересная спортивная борьба разворачивается в 250- и 500-кубовом классах, которые у наших гостей представлены наиболее сильными гонщиками. В первом заезде неудача постигает фаворита команды ГДР Б. Бекхузена — его скутер сходит с дистанции из-за неисправности мотора (первым финиширует В. Степанчиков). Немецкий спортсмен берет великолепный реванш в последующих заездах: с большим отрывом от всех остальных участников он заканчивает первым и вторую и третью гонки. Итак, общее 1-е место у бекхузена.
На скутерах ОС-500 захватывающая дуэль разворачивается между Б. Данишем и П. Богдановым. В первом заезде лидирует немецкий спортсмен, заканчивающий гонку первым с очень высокой скоростью (более 120 км/час), а Богданов финиширует третьим. В двух остальных заездах наш спортсмен демонстрирует виртуозное мастерство прохождения поворотов и оба раза оказывается на финише первым. Он становится и победителем в суммарном зачете.
Звание победителя в классе OJ-175 было, по существу, разыграно между нашими гонщиками. Сильнейший немецкий гонщик Г. Шульц из-за поломки мотора в первый день гонок выбыл из числа участников. Победителем по суммарному зачету стал И. Мошак.
Командные места распределились следующим образом: СССР — 4171 очко, ГДР — 3246, Венгрия — 1159, Болгария — 1018.
Гонки оставили у участников наилучшие впечатления своей отличной организацией.