На вкладке в №34 сборника были перечислены мировые рекорды, установленные 18—19 сентября в Москве. Приводим полную таблицу результатов выступлении наших лучших гонщиков в Серебряном бору и необходимые пояснения. Итак, 15 новых рекордов СССР и четыре достижения, превышающих мировые рекорды в тех же классах. Теперь, после регистрации этих четырех достижений УИМ в качестве мировых рекордов, можно официально поздравить Е. Степанова, А. Жирова, Е. Ивановского и В. Исакова как первых советских рекордсменов мира в водно-моторном спорте. Таковы итоги московских дней рекордов.
Событие это, само по себе заслуживающее внимания, знаменательно тем, что впервые проведение дня рекордов у нас было санкционировано Международным союзом УИМ, и, таким образом, советские гонщики получили возможность официально претендовать на высшие титулы в мировом водно-моторном спорте.
Согласно положению к заездам были допущены чемпионы и рекордсмены страны 1970 и 1971 гг., а также спортсмены, показавшие на официальных соревнованиях текущего года подтвержденные документами скоростные результаты не ниже установленного правилами регистрации рекордов исходного норматива, умноженного на коэффициент 0,95.
Всего было предпринято 48 попыток установить новые рекорды в 11 классах гоночных судов на скоростной километровой и кольцевых пяти- и десятимильной дистанциях. Сочетание почти идеальной погоды и удобной для гонщиков трассы на гребном канале Серебряного бора (окраина Москвы) способствовало общему успеху заездов. К сожалению, на дистанциях 5 и 10 миль регистрировались лишь общесоюзные рекорды, так как по Правилам УИМ рекордные результаты на этих дистанциях засчитываются только в гонках при числе стартовавших судов не менее четырех. Отметим, что особых препятствий для проведения таких гонок не было. Следовательно, организаторы дней рекордов допустили в этом вопросе явный просчет, который стоил нам по крайней мере еще нескольких мировых достижений.
Заезды на километровую дистанцию, проводившиеся в первый день (в них приняло участие 10 спортсменов), принесли успех Евгению Степанову, выступавшему в классе OJ с гоночным мотором «Ветерок-34» («ГЛМ-175»), Показанная Степановым средняя скорость была почти на 2 км/час ниже, чем принадлежащий ему же общесоюзный рекорд, но более чем на 5 км/час превысила мировое достижение гонщика из ГДР Питера Розенова (105,34 км/час). Еще раз подчеркнем, что Евг. Степанов шел на отечественном моторе! И как тут не выразить сожаление, что вопрос о серийном производстве «ГЛМов» до сих пор остается лишь темой безрезультатных переговоров.
Еще одно мировое достижение было перекрыто в этот же день Андреем Жировым — младшим из семьи наших известных гонщиков. На мотолодке класса SA он прошел километровую дистанцию со скоростью 52,44 км/час. Однако этот результат в качестве рекордного не мог быть засчитан, так как по новым Правилам УИМ требуется, чтобы мотор обязательно имел реверс, а Жиров выступал с «Ветерком», на котором, как известно, это устройство не предусмотрено. Молодой спортсмен сумел поправить дело, выступив еще раз со стандартной «Москвой». Результат: скорость, показанная им, на 5 с лишним километров в час выше мирового достижения в этом классе!
Один за другим падают прежние рекорды.
Более чем на 20 км/час перекрывает высшее мировое достижение, установленное в 1970 г. англичанином К. Бониковским на катере S1, рижский спортсмен Е. Ивановский. Как всегда, вне конкуренции выступает ленинградец В. Исаков. Оба его новых рекорда могли быть мировыми, но официально в качестве такового регистрируется только первый; второй утверждается как всесоюзный.
Захватывающе интересно проходят заезды глиссеров класса R4. На 10-мильнон дистанции ленинградец Г. Грушевский с первой же попытки побивает прежний союзный рекорд, показав скорость 113,46 км/час. Однако этот результат в качестве высшего достижения страны просуществовал меньше часа. Спортсмен из Севастополя Е. Ковалев поднимает его до 114,2 км/час. Г. Грушевскому удается взять реванш на километровке: 148,75 — новый рекорд Союза.
Следует отметить в целом хорошую организацию и четкое судейство соревнований (главный судья Ю. В. Емельянов; главный секретарь Н. Н. Курушева).
Как показывает практика, проведение специальных дней рекордов полностью себя оправдывает, но проводиться они должны на всех дистанциях с тщательным соблюдением Правил УИМ, чтобы установленные достижения могли быть вписаны в официальную таблицу мировых рекордов.