Редакция готовит ряд публикаций, посвященных олимпийским парусным гонкам в Киле. Как известно, наши яхтсмены заняли на них шестое место, завоевав две медали — золотую и бронзовую. Как оценивать этот итог? По сравнению с предыдущими олимпиадами — явный прогресс. На общем фоне выступлений советских олимпийцев — результат довольно скромный. С учетом имевшихся прогнозов — определенная удача, — считают одни. Гонки неиспользованных возможностей, — по мнению других. Предлагаем вниманию читателей первую из наших публикаций.
От Киля до Мюнхена более 700 километров. Самые громкие рукоплескания, раздававшиеся на главном олимпийском стадионе, сюда, на берег Балтики,, даже с помощью радиоволн доносились приглушенно. Парусный центр XX Олимпиады жил своей собственной жизнью.
Парусные гонки в ФРГ — один из наиболее популярных видов спорта, и хозяева Олимпиады не пожалели сил, чтобы превратить соревнования яхтсменов в большой международный праздник. Стоило это немалых денег. Расходы на строительство олимпийского комплекса в Киле вдвое превзошли предусмотренные первоначальной сметой. Часть этих средств удалось, правда, вскоре вернуть: высотные здания, предназначенные для размещения спортсменов и гостей, были еще до сдачи в эксплуатацию, так сказать — «на корню», распроданы тем, кто пожелал превратить их в свою собственность после окончания Олимпиады. Кому такие покупки пришлись по карману объяснять не стоит: метр площади в этих домах стоил 5000 марок.
В Киль приехало около полумиллиона болельщиков, но далеко не всем удалось видеть соревнования воочию. В привилегированном положении оказались те, кто пришел в Киль на яхтах. Помимо возможности наблюдать гонки с борта собственного судна, они получили право ошвартоваться в гавани, в которой стояли яхты участников соревнований, и, таким образом, постоянно были в центре событий. Неудачникам, оставшимся на берегу, приходилось довольствоваться радио-и телепередачами, сообщениями прессы.
Спортивная пресса начала активную деятельность по освещению олимпийских гонок задолго до их начала. Можно сказать, что первые шаги в этом направлении были сделаны сразу после того, как спустились флаги на мексиканской Олимпиаде. В Киле тогда вышел первый номер журнала «Репорт», специализированного на вопросах подготовки олимпийских парусных гонок. Несколько позже публикации по этой тематике стали регулярно появляться и во всех других яхтенных журналах: анализировались результаты выступлений известных гонщиков, оценивались их шансы оказаться в числе участников и призеров Олимпиады.
Прогнозы в парусном спорте, вообще говоря, не отличаются особой точностью — слишком много переменных величин приходится учитывать при их составлении. Обычно считается, что на крупных международных соревнованиях стать победителем имеют примерно равные шансы восемь — десять участников из числа сильнейших. На олимпиадах же особенно трудно делать какие-либо расчеты. Каждая страна имеет право выставить только по одному экипажу в классе. Следовательно, многие известные спортсмены не попадают на гонки, да и вообще состав участников становится известен буквально накануне начала Олимпиады — после окончания национальных отборочных соревнований.
На предолимпийской регате 1971 г. в Киле не имел себе равных экипаж американского «звездника» в составе Шумайкер — Дуплин. На отборочных соревнованиях, проходивших в США накануне Олимпиады, Шумейкер был только пятым. Путь на Олимпиаду ему оказался закрыт. Право выступать от Соединенных Штатов завоевал А. Холт, занимавший до этого на крупных международных гонках значительно более скромные места, чем его именитые соотечественники.
Когортой сильнейших гонщиков в «Звездном классе» располагала Швеция. Лучшие из них — П. Петерсон (чемпион мира 1969 г.) и С. Венестрем (чемпион Европы 1970 г.). После отбора (у шведов он проводится по результатам выступлений яхтсменов на ряде больших международных гонок) право представлять национальную команду в классе «Звездный» получил Петерсон. Венестрем, однако, тоже оказался среди участников Олимпиады: помог универсализм, которым отличаются шведские гонщики. Кроме «звездников», Венестрем отлично освоил и новую олимпийскую яхту-тройку «Солинг», а в 1970 г. выиграл на ней чемпионат мира.
Грозную силу представляли также Д. Ноульс (Багамы), И. Брудер (Бразилия) и В. Кувайде (ФРГ). Ноульс : был третьим на Олимпиаде 1956 г. и выиграл олимпийские гонки 1964 г. Брудер и Кувайде ранее завоевали себе известность в качестве «финнистов». На «Финне» Кувайде выиграл олимпийские гонки в 1964 г., трижды становился чемпионом мира и Европы. Потерпев неудачу на XIX Олимпиаде (15-е место), а затем на чемпионате мира 1970 г. (14-е место), он решил испытать свои силы на «звезд-Никах» и сразу же добился успеха: в 1971 г. — второе место на предолимпийской регате в Киле и третье на чемпионате Европы, в 1972 г., накануне Олимпиады, — победа на чемпионате мира.
Брудер впервые пересел на «звездник» тоже в 1971 г., но какое-то время продолжал выступать и на «Финне» и даже стал в этом классе— второй раз в своей спортивной биографии — чемпионом мира. В сезоне 1972 г. Брудер гонялся уже только на «звезднике». До начала Олимпиады успел одержать победы на Кильской регате и североамериканском чемпионате, занять второе (после Кувайде) место на чемпионате мира.
В классе «Дракон» США представлял Д. Кохан. Менее известный, чем победитель предыдущей Олимпиады Фредерикс или Норте, занявший в этом классе только третье место на олимпийских гонках в Японии, Кохан, однако, успел уже снискать себе славу победой на предолимпийской регате 1971 г. На чемпионате мира того же года он был четвертым, в 1972 г. занял 5-е место на предолимпийских гонках в Иере и 7-е — на европейском чемпионате.
Право выступать за Швецию получил экипаж братьев Сунделин, — чемпионов Олимпиады 1968 г. в «5,5-метровом» классе.
В качестве достойного конкурента американским и шведским спортсменам назывался и хорошо известный советским любителям парусного спорта яхтсмен из ГДР Пауль Воровски. Неоднократный победитель и призер крупнейших соревнований, он и накануне Олимпиады подтвердил свою готовность бороться за победу, заняв первое место на чемпионате континента.
На «Летучих голландцах» имя победителя ни у кого не вызывало сомнений: чемпион Олимпиады 1968 г. англичанин Родней Паттисон находился в отличной спортивной форме.
В период между Олимпиадами он практически не проиграл ни одного большого международного соревнования, был чемпионом мира в 1969, 1970 и 1971 гг., победил на Кильской регате 1972 г. и только на предолимпийских гонках в Иере уступил первое место западногерманскому спортсмену У. Либору.
В классе «Финн» после ухода ряда сильнейших гонщиков, в том числе и нашего олимпийского чемпиона Валентина Манкина, число общепризнанных фаворитов поредело. Наиболее вероятным претендентом на победу считался швед Т. Лундквист. В 1970—1971 гг. он занимал 1 и 7-е места на чемпионатах Европы, 4 и 5-е — на мировых чемпионатах; перед Олимпийскими играми выиграл Кильскую регату.
Наибольшее количество известных имен было представлено в новых олимпийских классах яхт — «Солинг» и «Темпест».
На «Солингах», кроме уже упоми- -навшегося шведа и американца (за команду США выступал Б. Мел-джес — третий призер Олимпиады 1964 г. в классе «Летучий голландец»), безусловно, кандидатом в победители был и датчанин Пауль Эльвстрем. Среди яхтсменов мира нет никого, кто мог бы поспорить с ним по числу одержанных побед: Эльвстрем пять раз выигрывал олимпийские гонки (в 1948 г. в классе швертботов «Файрфлай», в 1952, 1956 и 1960 г. — на «Финне» и в 1968 г. — на «звезднике»). Перейдя в 1971 г. на «Солинг», Эльвстрем сразу же стал чемпионом Европы и занял третье место на чемпионате мира. В 1972 г. им была выиграна Кильская регата, а на европейском первенстве занято третье место.
На «Темпестах» сильнейшими в мире признавались американец Г. Фостер и голландец Б. Старджес. Фостер начал гоняться в 1970 г. и занял тогда 8-е место на чемпионате мира. На следующем чемпионате он уже становится победителем, затем выигрывает предолимпийскую регату в Киле. Старджес гоняется с 1965 г. В 1970 г. был вторым на чемпионате мира, выиграл в 1971 г. Кильскую регату и занял второе, после Фостера, место на предолимпийской регате. Чемпион Европы 1972 г.
В числе вероятных победителей назывался и англичанин А. Уоррен. Он был вторым на чемпионате мира в 1971 г., первым в Иере и третьим на Кильской регате 1972 г. Шкотовым с ним выступал Д. Хант — один из конструкторов, разрабатывавших вместе с Проктором проект новой олимпийской двойки.
А теперь — как выглядела команда советских яхтсменов, на какие результаты по имевшим место прогнозам могли рассчитывать наши гонщики? Вниманием иностранной прессы пользовались только двое из них — олимпийские чемпионы Т. Пинегин и В. Манкин. Считалось, однако, что на хорошие результаты имеет шансы только Манкин (ему прочилась бронзовая медаль). Какие основания были для такого прогноза? Манкин на «Темпестах» ни у Стар-джеса, ни у Фостера пока не выигрывал. В 1971 г. он занял второе место на Кильской и 6-е на Кильской предолимпийской регатах. В 1972 г. наш спортсмен был третьим в Иере, восьмым в Киле и третьим на чемпионате Европы. Пинегин на «Солингах» проявить себя на уровне олимпийского чемпиона пока не смог. Имена других членов нашей сборной особой известностью за рубежом не пользовались, так как на Олимпийских играх все они выступали впервые.
А как мы сами оценивали свои возможности? В кругах любителей парусного спорта циркулировали пессимистические настроения. Любопытно, что в одном научно-исследовательском институте была предпринята попытка составить прогноз с помощью самых современных методов. Данные о результатах выступлений наших яхтсменов на международных соревнованиях заложили в вычислительную машину, от которой требовалось установить, на что мы можем рассчитывать на Олимпиаде. Результаты получились удручающие: два очка или, более точно, шестые места в двух классах.
Главным источником пессимизма, думается, были неудачи наших яхтсменов на двух предыдущих олимпиадах. Напомним, что после двух медалей в Риме, в Токио было только два пятых места, а в Мексике четыре советских спортсмена из пяти оказались за чертой первой шестерки (скрасить такой результат не могла даже золотая медаль В. Манкина!). Причем, если в Токио у наших яхтсменов были явные шансы занять более высокие места и только технические неисправности (поломка мачты на яхте Пинегина и руля на швертботе Шелковникова) отрезали им путь к призовым медалям, то в Мексике наш проигрыш явился следствием реального соотношения сил.
Итак по системе «голы, очки, секунды», которой за ее простоту любят пользоваться любители прогнозов, счет был явно не в нашу пользу. Имелись, однако и другие данные, может быть и менее очевидные, но, тем не менее, заслуживающие внимания.
Первое — в Киле наши яхтсмены располагали лучшей материальной частью, чем когда-либо раньше. И важно, что так считали не только руководители, но и сами гонщики (см. статью «Накануне XX Олимпиады» в №36 сборника).
Далее, если перед предыдущими олимпиадами советские спортсмены не имели возможности познакомиться с дистанцией гонок, то на этот раз они могли выступить на ней (и не один раз) в качестве участников больших международных соревнований.
Наконец, не имея явных побед на больших международных соревнованиях, наши яхтсмены чаще всего не выходили из первой шестерки и, что еще более важно, доказали свое умение выигрывать у многих именитых противников (за примерами отсылаем к упомянутой выше статье).
Нужно ли было все это принимать во внимание? Безусловно. А учитывая, что на Олимпиаде будут далеко не все корифеи (не больше одного от каждой страны), — тем более! Но довольно о прогнозах. Пора переходить к самим гонкам.
Это произошло на второй день соревнований. Сенсационная новость мгновенно преодолела 700-километровое расстояние, отделяющее Киль от Мюнхена, и стала событием Олимпиады:
«Выиграв гонки в трех классах, — сообщала служба информации, — команда СССР стала лидером парусных соревнований. По крайней мере четыре советских экипажа сделали реальную заявку на звание чемпионов!»
Да, это была заявка на победу.