Сохранились сведения, что первые парусные гонки в Архангельске состоялись на карбасах в 1870 г. Флот участников был разделен на пять групп — по числу гребцов на карбасе, победителю каждой из них вручались призы. Однако архангельский яхт-клуб как таковой ведет свое начало с 1910 г., когда небольшая группа обеспеченных людей, способных приобретать специальные суда для прогулок и отдыха, образовала кружок любителей парусного спорта. В том же году эта группа сумела организовать восемь парусных и две гребные гонки, в которых участвовало 22 экипажа. Было выбрано особое жюри, выработаны простейшие правила соревнований.
В январе следующего года членами этого кружка на основе закона от 4 марта 1906 г. «Об обществах и союзах» было решено учредить Архангельский речной яхт-клуб (АРЯК) и разработать его устав. Основной задачей клуба считалось «развитие на Северной Двине и взморье водного спорта: гребного, парусного, парового и моторного, а также усовершенствование постройки судов различных типов».
В первый год существования в состав АРЯКа входил 81 действительный член; в их распоряжении находились 22 парусных, 4 гребно-парусных, 2 гребных, 8 моторных и 1 парусно-моторное судно. Суда, участвующие в парусных гонках, были разделены на четыре группы в зависимости от площади парусности: соответственно более 33,6 м2, 21,2 м2, 15,4 м2 и менее 15,4 м2.
Приказом Морского ведомства № 241 был утвержден флаг клуба, который подняли 29 августа 1911 г., а также форма одежды членов клуба и штатных работников.
Уже при Советской власти — в 1921 г., на базе АРЯКа организовали яхт-клуб водников. Спустя три года окончательно определилось его местоположение — в ковше Успенской пристани, где яхт-клуб и находится в настоящее время (набережная имени В. И. Ленина, д. 110).
Свою работу яхт-клуб организовал на основании Устава, утвержденного Севрайкомводом 21 июня 1925 г. Основная задача клуба была сформулирована так: «Объединение членов всех профсоюзов для совместного развития водного спорта и укрепление здоровья трудящихся масс без различия национальности и пола».
Парусный флот Архангельска в начале 20-х годов насчитывал всего 30 судов, но и это были старые яхты и швертботы, которые с трудом удалось привести в порядок. Членам клуба под руководством Л. И. Бонди (впоследствии начальника шлюпочного цеха завода «Красная кузница») и мастера С. В. Витта (в будущем работника Ленинградской экспериментальной судоверфи ВЦСПС) пришлось самостоятельно строить новые швертботы, прогулочные лодки и катера. Благодаря этому к 1925 г. яхт-клуб располагал уже более чем 100 судами, на которых занималось примерно 300 человек.
В конце навигации 1926 г. новый клуб отмечал свой 5-летний юбилей. Состоялся грандиозный праздник на воде, в котором принимали участие сотни горожан. К тому времени была закончена реконструкция западного пирса, что дало возможность иметь защищенную от северо-западных ветров гавань, и было построено новое здание яхт-клуба; парусный флот пополнился еще 20 швертботами.
В дальнейшем яхт-клуб был передан в ведение «СНАВа» (Добровольного общества спасения на воде) в качестве его основной базы. Теперь самой многочисленной стала гребная секция, которую были обязаны посещать и все спортсмены-парусники. Практические занятия проводились на специально построенных шлюпках-гичках местной конструкции. Тренировки на яхтах чередовались с регулярными гонками и учебными плаваниями. Иногда лекции и катание на яхтах проводились для коллективов лесозавода, лесобиржи и других предприятий.
Толчок развитию парусного спорта в 30-е годы дало введение новых правил соревнований с пересадкой рулевых на примерно одинаковых по ходовым качествам судах. В Архангельске первыми подобными судами были швертботы класса М-20, которых местная судоверфь «Конвейер» изготовила более 20 штук. Одновременно были построены 10 учебных швертботов «Пират», однако распространения они не получили. Всего к этому времени в Архангельске насчитывалось более 50 парусных судов.
В 1934 г. наши яхтсмены впервые приняли участие в международных соревнованиях (в Ленинграде). Спустя два года на II первенстве СССР экипаж архангельского швертбота М-20 (рулевой В. А. Перешнев) занял почетное 2-е место. С тех пор архангельцы постоянно участвуют в республиканских и союзных парусных соревнованиях. Забегая вперед, скажем, что наибольшего успеха они добились в 1939 г., когда рулевые В, Перешнев и автор статьи стали победителями в том же классе М-20, а в 1945—1947 гг. уже в составе одного экипажа — неоднократными участниками финала первенства страны.
Для подготовки капитанов были организованы двухгодичные курсы, первый выпуск которых состоялся в 1937 г. Одновременно на базе клуба начала работать и детская водно-техническая станция гороно.
С 1936 г. регулярно проводилось первенство города на М-20 с пересадкой экипажей. Обычно в гонках принимали участие более 40 экипажей — 120 спортсменов, пробиться в финал было крайне сложно. Фамилия победителя гравировалась на парусе «Серебряной каравеллы» — переходящего приза.
С послевоенного 1945 г. яхт-клуб Архангельска становится самостоятельной физкультурно-хозяйственой организацией с подчинением Райкомводу и Горспорткомитету. В первые же годы яхт-клуб получил 10 яхт зарубежной постройки, используемых как учебные суда. Поскольку в это время гонки для мужских и женских экипажей стали проводить раздельно, потребовалось начать подготовку рулевых и среди женщин.
Возобновился розыгрыш главного приза архангельских яхтсменов — «Серебряная каравелла»; теперь в нем стали участвовать и женские экипажи.
С 1952 г. в наших парусных соревнованиях стали принимать участие сборные команды ДСО «Водник», «Красная звезда», «Искра», «Динамо», «Авангард» и городов Котласа и Северодвинска. Появилась возможность проводить лично-командные городские и областные первенства раздельно — по классам яхт Л, О и М. Изменились и сами правила парусных соревнований: регаты с пересадкой рулевых со временем утратили значение, стали проводиться гонки по классам.
В 1954 г. команда Севбассовета (четыре экипажа) впервые принимала участие в классных соревнованиях ЦС ДСО «Водник» в г. Ленинграде и заняла 4-е место.
К 1960 г. в яхт-клубе насчитывалось более 50 парусных судов, появилась возможность проводить соревнования в классах «Дракон», «Финн» и М. ДСО «Труд» получило несколько «Драконов» специальной постройки (с импортным вооружением); это позволило команде архангельского облсовета ДСО принимать участие в крупнейших союзных и международных парусных регатах.
Особых успехов добился Ю. Анисимов, в 60-е годы успешно выступавший в классе «Дракон» на первенствах . СССР. В 1968 г. экипаж Ю. Анисимов — В. Ружников — В. Афанасьев одержал победу на чемпионате Европы, выиграл Генуэзскую и Хельсинкскую регаты.
Крейсерский флот развивается в основном за счет приобретения яхт с Ленинградской, Таллинской споргсудоверфей, а также постройки ПНР, Так, в начале 70-х годов было получено по три судна типа Л6, «однотонник», «Опал», «полутонник» и пять «четвертьтонников». Появилась возможность проводить крейсерские гонки и эскадренные морские плавания. В это же время наш флот пополнился 50 детско-юношескими швертботами «Оптимист», «Кадет», «ОК». Таким образом число судов в гавани яхт-клуба превысило 100.
Создана секция дальних плаваний и крейсерских гонок. С 1974 г. Архангельским яхт-клубом проводится ставшая традиционной «Соловецкая регата». На старт этого 400-мильного марафона выходит около 20 яхт, в том числе суда из Москвы, Мурманска, Мончегорска и Харькова. Наши парусники регулярно принимают участие и в Онежской регате; для этого им приходится делать переход по маршруту Архангельск — Беломорск — Петрозаводск и обратно, что составляет более 500 миль. Совершено также несколько очень интересных морских дальних плаваний. В 1978 г. экипажи яхт «Соловки» (капитан В. В. Степаненко) и «Ася» (А, А, Коновалов) за 20 дней прошли из Архангельска до Мурманска и обратно. В 1980 г. экипаж «Гренады» (В. В. Галашев) совершил плавание по местам боевой славы Беломорской флотилии. Из-за тяжелой ледовой обстановки удалось дойти только до Амдермы (планировалось до Диксона), но и это составило более 1500 миль плавания за Полярным кругом.
В настоящее время в Архангельске более 300 спортсменов-парусников, из них 200 человек занимается в яхт-клубе «Водник» и 100 — в яхт-клубе «Труд», организованном в 1981 г. в Соломбальском районе города на рукаве реки Кузнечиха, Парусных спортивных судов в нашем городе насчитывается 155, из них 60 принадлежит ДСО «Водник», 42 — ДСО «Труд» и 53 — детскому клубу гороно. Однако дальнейшее развитие парусного спорта в Архангельске сдерживается отсутствием благоустроенной базы яхт-клуба. В связи с полной реконструкцией набережной все временные береговые сооружения яхт-клуба «Водник» снесены. Нет закрытых помещений — эллингов для хранения судов, нет мастерских и других сооружений для учебных и тренировочных занятий. Начавшееся строительство яхт-клуба планируется завершить в 1984 г.