Согласно Положению, соревнования были лично-командными. Каждая команда должна была состоять из шести экипажей: одного — в 5,5-метровом классе, по два — в классах «Дракон» и «Звездный» и одного женского в классе «Дракон». Кроме того, отдельным экипажам по персональным разрешениям президиума Федерации парусного спорта СССР было разрешено участвовать только в личном зачете. Распределение яхт по классам и командам показано в табл. 1.
Таблица 1
Дистанция диаметром две мили находилась на глубинах от 7 до 15 ми в своей юго-восточной части довольно близко подходила к берегу, где обычно ставятся рыболовные сети. При восточных и юго-восточных ветрах сток воды из реки Даугава направлялся по северной части дистанции на запад.
Во время соревнований господствовали слабые и умеренные (в первый день до 4—5 баллов) ветры юго-восточной части горизонта. Сильных и свежих ветров не было, а потому поломанных мачт и других аварий было мало.
Условия чемпионата этого года имели две особенности:
- разрешалось выступать на яхтах и под парусами только отечественного производства;
- итоги первенства с учетом результатов Черноморской и Балтийской регат определяли состав сборной команды СССР.
- В. Горлов, Н. Горлов и В. Кокорев (Ленинград — «Труд») в классе «5,5»;
- Г Пинегин и Ф. Шутков (Москва — ВМФ) в «Звездном» классе;
- Ю. Шаврин, В. Николин и В Толстиков (Москва — ВМФ) в классе «Дракон»;
- У. Юрье, А. Орг, М. Тоомик (Эстония) в классе «Дракон» среди женщин.
Таблица 2
Наибольшей неожиданностью был проигрыш одиннадцатикратного чемпиона СССР в 5,5-метровом классе К. Александрова, оказавшегося за призовой чертой. Заслуженный мастер спорта Т. Пинегин, впервые после многолетнего перерыва выступавший на отечественной яхте, снова продемонстрировал высокое мастерство и в двенадцатый раз завоевал звание чемпиона страны в «Звездном» классе. Заметим, что выиграл он с небольшим преимуществом в очках против Васильева. Хотя Ю. Шаврин после четвертой гонки прочно захватил лидирующее положение в классе «Дракон», но перед последним стартом к нему очень близко (по очкам) подошел В. По-пель. А о вторых, третьих и последующих местах и говорить не приходится: почти во всех классах их хозяева менялись через одну-две гонки.
В классе «5,5» в личном зачете выступала новая экспериментальная яхта таллинских конструкторов «Пирита», показавшая невысокие ходовые качества. Испытание ее в гонках было доверено молодому экипажу, хотя и с очень способным рулевым В. Райме. Заметим, что правильнее было бы поручить это дело рулевому, имеющему многолетний опыт плаваний и гонок на разных типах яхт R-класса. Тем не менее, складывается впечатление, что неудачи «Пириты» объясняются не плохой работой экипажа, а плохой конструкцией судна.
Очень благоприятное впечатление произвела яхта «Неман». Ее рулевой В. Листопадов (Кронштадт) «пересчитал парусность», увеличив грот за счет стакселя, и яхта хорошо пошла. Надо, однако, отдать справедливость и экипажу, рулевой вел гонки тактически и технически грамотно, матросы работали хорошо.
В общекомандном зачете (табл. 3) с первой до последней гонки лидировали ленинградцы, с большим преимуществом выигравшие почетный переходящий приз — «Серебряную яхту» — и завоевавшие кубки во всех трех классах килевых яхт (среди мужских экипажей). Только кубок женских экипажей класса «Дракон» не попал в руки ленинградских яхтсменов и достался эстонским гонщикам.
Таблица 3
Соревнования прошли на высоком уровне спортивной этики. Жюри пришлось рассматривать лишь один протест В. Юрье на В. Скачкова («Звездный» класс) и затем апелляцию В. Скачкова. В результате оба были дисквалифицированы по 3-й гонке, в которой они были приняты на финише вторым и четвертым.
Главный судья — судья республиканской категории У. Виллерс — хорошо провел ответственное соревнование, заслужив общее признание.
Хотя большинство яхт базировалось в яхт-клубе «Моряк», расположенном в семи с половиной милях от выхода в море, участники остались довольны стоянкой. Из Андреевской гавани в море и обратно яхты буксировались; это занимало до полутора часов в один конец, зато, поставив яхту, прибранную во время буксировки, экипаж успевал за пять минут дойти до ресторана в Морском вокзале или до гостиницы «Даугава». Да и жившие в других гостиницах тратили на дорогу до клуба не больше 10—12 минут. Очень приятно отметить, — и это, пожалуй, главное, — сердечное гостеприимство, оказанное приезжим в яхт-клубе «Моряк». Довольны остались и команды, стоявшие в яхт-клубе ДКБФ.
Теперь причалы «Моряка» в благоустроенной Андреевской гавани становятся не только излюбленным местом посещения большими яхтами, совершающими крейсерские плавания по Балтике, но и очень удобным центром для базирования килевых яхт на первенствах страны и крупных международных регатах.
Сразу после подведения итогов тренерский совет Федерации парусного спорта СССР определил состав сборной команды СССР (по результатам Черноморской и Балтийской регат и Первенства Союза). Учитывались только достижения на отечественной материальной части. Вот этот состав:
- класс «5,5»: В. Горлов (Ленинград — «Труд»), С. Малыгин (Ленинград — «Водник»), Ю. Киселев (Ленинград — «Водник»);
- «Звездный» класс: В. Васильев (Ленинград — «Водник»), Б. Будников (Москва — ВМФ), Т. Пинегин (Москва — ВМФ);
- класс «Дракон»: Ю. Шаврин (Москва — ВМФ), В. Попель (Ленинград — «Труд»), Ю Анисимов (Архангельск — «Труд»).