Многие яхтсмены не расстаются с белоснежными парусами и зимой, когда реки, озера и морские заливы покрываются льдом. Легкие стремительные буера скользят по льду, обгоняя ветер. Однако мало кому известно, что паруса служили и даже сейчас — в век атома — служат людям для того, чтобы передвигаться не только по воде или льду, но и... по земле.
Летом 1963 г. жители небольшого курортного городка C-Петер Ординг (ФРГ), расположенного на побережье Северного моря, оказались свидетелями необычного зрелища. На береговой отмели, выстроившись в несколько рядов одна за другой, стояли необыкновенные яхты... на колесах, похожие на буера. Около каждой из яхт стояли люди, одетые в костюмы, напоминающие одежду гонщиков-мотоцик-листов. Раздались слова команды, взвилась в воздух ракета — и первый ряд яхт двинулся вперед по суше вдоль береговой черты.
Так был дан старт первой гонке первого чемпионата Европы среди яхт на колесах, или, как их еще называют, «песочных», «пляжных» яхт («Strandsegel»).
Это необычное состязание было организовано Международной Ассоциацией песочных яхт («Federation Internationale de Sand et Land Yachting») и проводилось на базе местного яхт-клуба. Неофициальное первенство Европы по этому виду спорта было разыграно еще в 1962 г., до официального создания указанной Ассоциации, которое было оформлено в ноябре 1962 г. на встрече представителей Бельгии, Франции, Англии и ФРГ. Президентом Ассоциации был избран бельгиец Р. Нуссенс.
Для участия в первом чемпионате Европы 1963 г. было заявлено 32 экипажа (в том числе 4 английских, 5 бельгийских, 2 голландских, 2 датских, В французских и 11 западногерманских). В состав французской команды, кроме других спортсменов, входили ветеран этого вида спорта Генри Демори, который участвовал в гонках таких яхт еще до первой мировой войны, и его дочь — Колетт Демори.
Программой предусматривалось 5 гонок, однако из-за наступления штилевой погоды удалось провести лишь 4 гонки, по результатам которых и были определены призеры. Гонки проводились на дистанциях 18 и 36 км. Чемпионом Европы стал немец Шпильман. В командном зачете первые три места заняли команды ФРГ, Франции и Бельгии соответственно. После официальных соревнований были проведены еще три гонки, в которых разыгрывались различные призы.
Второй чемпионат Европы был проведен летом 1964 г. в приморском курортном городке Ла-Панне (Бельгия). На этот раз число заявок на участие увеличилось до 47. Поступила также первая заявка из-за океана — от одного американского яхтсмена, который, однако, не смог приехать. Фактически в гонках участвовало 43 экипажа — 10 английских, 10 бельгийских, 7 голландских, 10 немецких и 6 французских.
Как и в 1963 г., в соревновании снова участвовал Г. Демори. Женских экипажей стало уже два: кроме К. Демори, стартовала голландка Герда Меевиссен. Всего были проведены 4 гонки на дистанциях 30, 40 и 65 км при ветре от 3 до 6 баллов.
Убедительную победу одержала команда Бельгии. На втором месте оказалась команда Франции, а победителям прошлого чемпионата пришлось на этот раз довольствоваться лишь третьим местом. Хорошо провел все гонки молодой бельгийский спортсмен Луи Тершеерен, завоевавший звание чемпиона Европы. Следует отметить успешное выступление Г. Демори, который, несмотря на преклонный возраст (72 года), сумел выдержать сильную конкуренцию и закрепиться на 6-м месте. Кроме упомянутых 4 гонок чемпионата, была проведена так называемая «фигурная» гонка, в которой Тершеерен занял второе место.
Президиум Ассоциации принял решение, кроме ежегодных чемпионатов Европы, проводить и другие соревнования песочных яхт. Как видно из материалов иностранной печати, условия соревнований яхт на колесах несколько отличаются от буерных, но во многом сходны. На чемпионатах Европы гонки проводились на пляжах и широкой прибрежной полосе, обнажающейся во время отливов. В 1964 г. дистанция гонок проходила по территории Бельгии и Франции. Грунт на трассе был очень твердым, а его поверхность ровной, поэтому яхты развивали значительную скорость, достигая буерного эффекта. По утверждению специалистов, яхты на колесах при благоприятных условиях могут ходить со скоростью 80—100 км/час.
В настоящее время яхты на колесах еще не делятся на классы и нет никаких ограничений по конструкции корпуса или парусного вооружения. Разрешается любая конструкция и любая площадь паруса. В связи с этим гонки проводятся с гандикапом, причем гоночный балл определяется в зависимости (главным образом) от площади парусности.
После чемпионата 1964 г. французская секция предложила ввести в будущем такие ограничения: площадь парусности—-до 9 м2; вес яхты — до 160 кг; высота корпуса от земли — Не менее 0,20 м; высота мачты — не более 6 м; экипаж — 1 чел. Эти и другие поступающие предложения должны быть рассмотрены Генеральной мерительной комиссией Ассоциации яхт на колесах в августе 1965 г.
Корпуса большинства яхт участников обоих чемпионатов похожи на корпуса современных гоночных буеров, только вместо коньков на них установлены небольшого диаметра широкие колеса (как на мотороллерах или небольших самолетах). На одних яхтах рулевое колесо было впереди, на других сзади. Были яхты и с четырьмя колесами, причем все четыре, колеса могли поворачиваться вместе с осями относительно ДП. Некоторые корпуса представляли собой конструкцию из металлических труб и угольников без всякой обшивки, но с сиденьем для команды.
Старт гонкам дается, как и на буерах, с места группами, через 1 мин. или 30 сек. Разрешается брать в гонку балласт, который должен находиться в корпусе во время всей гонки.
Так же, как на буерных соревнованиях, на обоих чемпионатах не обошлось без опрокидываний и самых различных поломок (ломались мачты, колеса, поперечные балки, брусья и т. п.), что объясняется, по-видимому, несовершенством конструкций.
Руководство Ассоциации считает, что перед яхтами на колесах открыты большие перспективы и что этот вид спорта будет развиваться. Предполагается даже в дальнейшем поставить перед Международным Олимпийским Комитетом вопрос о включении гонок яхт на колесах в программу Олимпийских игр. По-видимому, для такого оптимистического взгляда у руководителей Ассоциации имеются какие-то основания. Дело в том, что хождение под парусами на колесах в Англии, Бельгии и Франции — это своего рода традиция; такие колесные яхты известны там уже более полувека. Во всяком случае еще в 1907 г. в Ла-Панне была построена и испытана первая яхта на колесах.
Известный французский авиатор Блерио, первым перелетевший Ла-Манш на своем биплане, был страшно огорчен, когда узнал, что яхта на колесах во время испытаний показала большую скорость, чем его самолет. Он срочно построил себе такую же песочную яхту и вызвал на «поединок» владельца первой яхты — Бениамина Думонта, однако проиграл эту гонку. Поскольку Блерио является пионером этого вида спорта, один из французских клубов яхт на колесах носит его имя.
О том, что яхты на колесах появились в Европе давно, свидетельствует, например, заметка, опубликованная в апрельском номере журнала Российского Парусного Гоночного Союза «Рулевой» за 1913 г. В ней говорится, что такие яхты появились в Англии, а уже потом «ими заинтересовался континент». Сообщается об этом, как о новости сезона, приведено краткое описание и фото пляжной яхты. Такие яхты давно известны на пляжах Гавайских островов.
В свое время (до первой мировой войны) на восточном побережье Америки была железнодорожная ветка, по которой курсировала платформа с парусом (ходила она в галфвинд, используя пассаты). И сейчас администрация курортов, расположенных на побережье Северного моря, широко использует яхты на колесах для катания отдыхающих; применяются они не только в качестве аттракционов, но и для рекламы.
В Англии имеется несколько клубов яхт на колесах; один из них («Great Grandsen Land Yacht Club») использует для тренировок и соревнований находящийся вблизи Кембриджа аэродром, в часы, когда он свободен. Известен случай, когда офицеры одного английского гарнизона установили парус... на шасси старого «джипа» и катались на таком экипаже; потом они построили еще несколько аналогичных «яхт».
О постройке яхт на колесах в нашей стране автору пока ничего не известно; надо, однако, полагать, что и советских спортсменов-парусников заинтересуют столь необычные суда, применимые в целом ряде районов нашей страны.