Информация об изображении
Момент борьбы советского гонщика В. Камардина и шведского спортсмена Г. Шторма
Программа чемпионата состояла из четырех заездов по круговой трассе протяженностью 2011 м, размеченной тремя буями. Гонщикам предстояло пройти в каждом заезде шесть кругов — немногим более 12 км. Победитель должен был определиться по сумме результатов трех лучших заездов из четырех; в зависимости от занятого места в каждом заезде спортсмены получали зачетные очки по системе UIM (за первое место — 400 очков, за второе — 300, за третье — 225 и т.д.).
Момент борьбы советского гонщика В. Камардина и шведского спортсмена Г. Шторма
Сборную команду нашей страны представляли хорошо известные водномоторники: м. с. м. к. В. Усолкин из Тольятти, серебряный призер чемпионата Европы 1981 г.; м. с. А. Бакшис, молодой спортсмен из Каунаса, выигравший весенний этап чемпионата СССР 1982 г.; м. с. А. Берницын из Ленинграда, неоднократный чемпион и рекордсмен страны, а также мастера спорта A. Клюшников из Ленинграда и B. Камардин из Тольятти — два гонщика, показавшие лучшие результаты в сезоне прошлого года и начале этого.
Зарубежные участники чемпионата — по два гонщика из Швеции и Норвегии и по одному из Дании и Польши, появились в спортивном лагере в день открытия соревнований. На транцах их мотолодок висели подвесные моторы с марками «Вольво-Пента», «Кресчент» и «Архимед» разных лет выпуска, но фактически изготовленные одной и той же шведской фирмой (ныне входящей в концерн «Вольво-Пента»). Даже под капотом с фирменным знаком и названием японской «Тохатсу» у одного из норвежских спортсменов оказался все тот же «Архимед» с рабочим объемом 320 см3. Поляк А. Бернадски предпочел для своего выступления наш «Нептун-23».
Среди мотолодок зарубежных спортсменов были три однокорпусные с обводами «глубокое V», изготовленные фирмой «Ипсилон» (в командах Швеции и Норвегии), одна лодка фирмы «Винрейс» (у польского спортсмена) и три катамарана, построенных по индивидуальным проектам (в командах Швеции, Дании и Норвегии). Руководители шведской и норвежской команд выбрали лодки обоих типов не случайно. Хорошо известно, что в гонках по сравнительно спокойной воде преимущество в скорости имеют катамараны, а при сильном ветре и волнении более высокую скорость можно достичь на корпусе «глубокое V» с повышенной килеватостью днища.
Наша команда выступала на мотолодках с обводами типа катамаран под отечественным двигателем «Привет-25», созданным на Казанском моторостроительном ПО.
Гонки планировалось провести 24 и 25 июля, по два заезда каждый день, однако из-за погодных условий (в день открытия чемпионата вдоль трассы дул сильный ветер, поднявший крутую волну) все четыре заезда состоялись 25 июля.
С первых же двухсот метров определилась четверка претендентов на чемпионский титул. Лидировал Андрей Берницын, вплотную за ним шли Арвидас Бакшис, Валерий Усолкин и норвежец Бьерн Хорнвет. После второго поворотного буя катамаран лидера неожиданно остановился. Оказалось, что в редукторе его мотора сломался храповик... За оставшиеся до финиша 5,5 кругов А. Бакшис почти на целый круг сумел обойти аутсайдера А. Бернадски и первым завершил этот заезд со средней скоростью 82,14 км/ч. Вторым на финише был В. Усолкин, отставший от лидера на 300 м, третьим — А. Клюшников, четвертым — Б. Хорнвет.
Чтобы отремонтировать свой мотор, А. Берницын использовал предусмотренный международными правилами сощвнований двухчасовой перерыв между заездами. Прямо со старта ему удалось вырваться вперед и не уступить лидерства все шесть кругов гонки. Его мотолодка развила высшую скорость чемпионата — 84,34 км/ч!
Вторым на финише был В. Усолкин, но за эту гонку он не получил ни одного зачетного очка: судьи зафиксировали фальстарт. По сумме двух заездов (700 очков) лидером чемпионата стал А. Бакшис. Среди зарубежных участников лучший результат вновь продемонстрировал Б. Хорнвет, завершивший гонку третьим.
Информация об изображении
«Бронзу» на чемпионате В. Усолкину помог выиграть новый спортивный мотор «Привет-25»
К началу следующего заезда ветер заметно посвежел, для А. Берницына это несколько осложнило ведение борьбы. Его катамаран имеет заметно большую парусность, чем мотолодка А. Бакшиса, соответственно при встречном ветре потеря скорости относительно больше. Однако и в этой гонке А. Берницын прямо со старта вырвался вперед, все попытки А. Бакшиса опередить его не увенчались успехом. С минимальным разрывом (скорость мотолодки Берницына — 82,93 км/ч, Бакшиса — 82,86) соперники завершили этот заезд. У Бакшиса, имевшего 1000 зачетных очков, сохранялись шансы на общую победу, но ему было необходимо опередить Берницына в финальной гонке минимум на два места.
«Бронзу» на чемпионате В. Усолкину помог выиграть новый спортивный мотор «Привет-25»
Именно на этом и построил свою тактику в последнем заезде А. Берницын. Зная, что на акватории, где небольшая волна, развить высокую скорость А. Бакшис не сможет, он решил не рисковать, а финишировать вплотную за каунасским спортсменом. При равенстве итоговых очков победа все равно достанется ему, так как во втором заезде он показал наивысшую скорость.
Этот план А. Берницын хладнокровно реализовал в решающей гонке чемпионата. Правда, в борьбу претендентов вступил В. Усолкин, со старта вырвавшийся вперед (судьи зафиксировали его фальстарт, но спортсмен об этом даже не догадывался), однако в конце третьего круга его катамаран остановился — на моторе сломался гребной вал.
Таким образом, Андрей Берницын явился первым советским чемпионом Европы в классе мотолодок SB-350; обладателями серебра и бронзы стали также наши спортсмены.
О новом чемпионе Европы
Чемпиону Европы 1982 г. Андрею Берницыну 24 года. Водно-моторным спортом он начал заниматься с 1974 г., вступив в Ленинградский спортклуб «Трудовые резервы». Тогда он был учащимся Ленинградского машиностроительного техникума, который окончил в 1977 г. по специальности техника-механика. Так что любовь к технике сыграла не последнюю роль в его сегодняшнем успехе.
С самого начала занятий гонками Андрей решил специализироваться в наиболее популярном и массовом у нас классе мотолодок &В-350, который довольно быстро прогрессировал в последние годы. Этому способствовала и успешная работа промышленности по совершенствованию конструкции отечественных подвесных моторов «Нептун-23», и создание затем специальной спортивной модификации мотора «Привет-25С».
Под руководством тренера А. Беляевского спортсмен в равной сте-цени отдавал свои силы изучению тактики ведения гонок, доводке конструкции двигателя, постройке и усовершенствованию корпуса мотолодки, подбору оптимального гребного винта.
Через два года кропотливая, упорная работа и постоянное накапливание опыта дали свои плоды: А. Берницын вошел в тройку лучших гонщиков Ленинграда в своем классе, составил серьезную конкуренцию сильнейшим спортсменам на трассах всесоюзных соревнований. В 1978 г. на «Дне рекордов» в г. Гали он добился выдающегося результата: на километровой дистанции его катамаран развил скорость 91,37 км/ч, превышающую мировой рекорд! Только из-за пустяковых формальностей водно-моторного спорта СССР не удалось зафиксировать в UIM этот результат в качестве официального рекорда мира. На личном чемпионате того же года Андрей занял второе место.
В 1979 г. А. Берницын был призван в ряды ВМФ для прохождения срочной службы. Теперь он занимался в ленинградском спортклубе флота. Его наставниками стали опытные спортсмены и тренер В. Воякин; по-прежнему большую помощь оказывал спортсмену и первый тренер — А. Беляевский. В том же году Андрей впервые участвовал в гонках чемпионата Европы в Финляндии. Он выступил на лодке собственной конструкции с обводами «глубокое V». Вместе с ним «дебютировал» на международной гоночной арене и новый спортивный мотор «Привет-25С» — Берницын одним из первых гонщиков решил освоить новую технику. Дебют оказался неудачным: лодка на трассе вела себя нестабильно, отказали оба мотора — основной и запасной. Однако опыт не пропал даром. К следующему сезону Андрей построил новую мотолодку с килеватым корпусом, которую рассчитал так, чтобы она шла успешно как при большой волне, так и по гладкой воде. Большую помощь в ее постройке оказало ЦКТБ ДОСААФ.
На этой лодке молодому спортсмену в 1980 г. удалось добиться замечательного успеха — он дважды становился чемпионом страны, побеждая во всех заездах. На прямой он достигал скорости 86,4 км/ч при существовавшем в то время в классе SB-350 мировом рекорде на километровой дистанции 89 км/ч. В соревнованиях на приз «Спорт», учрежденных нашим журналом, Андрей неоднократно занимал призовые места, а в прошедших в этом году гонках в Пярну стал победителем в классе мотолодок SB-350.
Однако для участия в международных соревнованиях опыта у А. Берницына было пока недостаточно: его выступление на чемпионате Европы в Швеции вновь оказалось неудачным. В одной из гонок на его моторе срезался вертикальный вал, в результате Андрею досталось только восьмое место. Зато на этих гонках спортсмен убедился в возможности достичь более высоких скоростей на катамаране, если только удастся сделать его более мореходным, способным преодолевать встречный ветер и волну. И такую лодку А. Берницын построил к очередному чемпионату Европы, состоявшемуся в Выборге.
Немало досадных случайностей на пути к победе пришлось преодолеть гонщику на этом чемпионате. В первой же гонке в редукторе сломался храповик. Андрей сумел собраться и, успев отремонтировать двигатель, в последующем заезде финишировал первым. После второго заезда — новая неожиданность: когда спортсмен снял с двигателя капот, оказалось, что высоковольтный провод, идущий к свече, оборвался от вибрации... Случись это мгновением раньше — заезд был бы проигран. В третью гонку Андрей ушел со шнуром стартера, зацепившимся после запуска мотора за капот. Снимать его было некогда, оставалось уповать лишь на то, что конец шнура не намотается на маховик. К счастью, все прошло удачно — ив этой гонке советский спортсмен финишировал первым.
Когда после окончания гонок все поздравляли Андрея с победой, он с улыбкой отвечал: «Мне просто повезло». Но за этими словами — годы упорной работы, горечь неудач и радость успеха — все то, от чего зависит спортивное счастье.
Технические результаты чемпионата Европы 1982 г.
1 — А. Берницын, СССР; сумма очков 1100, наивысшая скорость 84,34 км/ч (места по трем лучшим гонкам 1, 1, 2); 2 — А. Бакшис, СССР; 1100; 82,86 (1, 2, 1); 3 — В. Усолкин, СССР; 625; 79,47 (2, 3); 4 — Б. Хорнвет, Норвегия; 521; 79,12 (4, 3, 5); 5 — Б. Шредер, Швеция; 489; 79,15 (6, 4, 3); в — А. Клюшников СССР; 489; 78,67 (3, 6, 4); 7 — В. Камардии, СССР; 381; 75,12 (5, 5, 5); 8 — X. Карлсе, Дания; 311; 75,73 (7, 4, 7); 9 — X. Сторм, Швеция; 243; 73 22 (6, 8, 6); 10 — У. Андерсон, Норвегия; 195; 73,40 (8, 7, 7); 11 — А. Бернадски, ПНР; 53; 60,59 (8).