С 15 по 17 мая в Тернополе проходили традиционные соревнования на Кубок Дружбы и Братства в честь Дня Победы над фашистской Германией. Кубок оспаривали постоянные соперники — команды шести стран социалистического содружества: ЧССР, ГДР, ВНР, НРБ, ПНР и СССР. В числе участников можно было видеть таких известных гонщиков, как Бернхард Даниш и Бернд Бекхузен (ГДР), Васил Маринов (НРБ). Советских водномоторников представляли Михаил Зайчиков, Алексей Ишутин, Николай Пывват, Борис Клюшников, Андрей и Сергей Жировы. К сожалению, из-за травмы не смог приехать в Тернополь трехкратный чемпион мира польский спортсмен Вальдемар Маршалек.
В серии гонок 4X5 миль соревновались 52 гонщика в четырех классах: ОА, ОВ, ОС и SC. В состав команды входили по 2 спортсмена в каждом классе (хозяева соревнований в классах скутеров выставляли по 3 гонщика). В зачет розыгрыша кубка шли результаты всех членов команды в трех лучших классах из четырех, в личный зачет — сумма очков, набранных спортсменом в трех лучших гонках.
Многочисленные зрители, занявшие все свободные места вокруг спортивного лагеря, стали свидетелями напряженной и интересной борьбы.
Первыми на старт вышли спортсмены на скутерах младшего класса ОА. Именитый немецкий гонщик Б. Бекхузен великолепно провел заезд и финишировал первым с солидным отрывом. Казалось, нашим спортсменам так и не удастся обойти столь уверенно побеждающего мастера, однако А. Ишутин это сделал: второй и третий заезды он выиграл и обеспечил верную победу в личном зачете. В четвертой гонке он не стартовал: этим воспользовался С. Жиров, выигравший заезд (в итоге — 3-е место). Бекхузена преследовали неудачи: из-за нескольких сходов с дистанции он в конце концов даже не попал в тройку призеров. (Пытался взять реванш, выступая в ОВ, но и здесь смог занять лишь 6-е место.)
Так как ветер усилился, судьи дали старт мотолодкам. В первый день соревнований удача сопутствовала гостю — чехословацкому гонщику Йозефу Сирови, многократному победителю соревнований на Кубок Дружбы. Но на следующий день наступил полный штиль — и положение резко изменилось. В обоих заездах победили советские водномоторники: оба раза первым приходил М. Зайчиков, а вторым — А. Гомжин. В итоге места распределились следующим образом: 1-е место занял М. Зайчиков, 2-е — И. Сирови и 3-е — А. Гомжин.
Успех чехословацкого гонщика в первый день встречи объясняется не только большей «мореходностью» его катамарана, но и отсутствием на «Вихрях-30» наших спортсменов дополнительных водозаборников системы охлаждения. В штилевую погоду это не влияло на работу моторов (хорошо работали водозаборники, установленные на корпусах лодок) — и результат налицо! При положительном решении вопроса о дополнительных водоза-борниках, введенных в конструкцию мотора, преимущество «Вихря-30» даже перед более мощными «Кресчентами-45» станет еще заметнее и ощутимее.
Гонки скутеров ОВ, наоборот, начались для советской команды успешно: Ричардас Мателионис выиграл первый заезд. Но в дальнейшем нашим гонщикам не везло: А. Жирова дисквалифицировали за утерю стартовых номеров (он по сумме 3 лучших гонок занял 3-е место), скутер Р. Мателиониса опрокинулся в предстартовой зоне (4-е место). Выиграл гонки болгарский спортсмен Сава Гаванаров.
В самом высокоскоростном классе скутеров ОС все заезды прошли в острой борьбе наших Б. Клюшникова и А. Чермашенцева с В. Мариновым. Гонщики выступали с переменным успехом и в итоге Б. Клюшников и В. Маринов набрали одинаковую сумму очков — по 1100. И только лучшая скорость в одном из заездов позволила В. Маринову подняться на высшую ступеньку пьедестала. А. Чермашенцев был третьи»*. Неожиданно слабо выступил Б. Дании», он сумел занять только 7-е место. Бросалась в глаза отточенная техника прохождения поворотов В. Мариновым: он в любой ситуации занимал внутреннюю дугу и выходил из поворота с хорошей скоростью.
В командном зачете оказалась сильнейшей и завоевала Кубок Дружбы и Братства сборная СССР, занявшая первые места во всех классах, за исключением ОВ, где победила болгарская команда. Наша сборная набрала 5575 очков, команда ЧССР — 3459, НРБ — 2871, ВНР — 1883, ПНР — 1481 и ГДР — 1322.
Отрадно отметить, что разница очков, с которой наша сборная побеждает все последние годы, возрастает. На наш взгляд, положительно сказывается более продуманный календарь внутрисоюзных соревнований: участие в весеннем этапе позволяет уже в начале сезона проверить технику и приобрести уверенность в своих силах.
Тренеры удачно укомплектовали состав сборной. Об этом говорит в частности, тот факт, что гонщики, выступающие за команду, набрали больше очков, чем те, кто выступал только в личном зачете; лишь в классе ОА Н. Пывват поднялся на одну ступень выше «командного» гонщика А. Жирова. Радует успешное выступление наших молодых спортсменов, особенно А. Ишутина и Б. Клюшникова, которые так же Удачно гонялись на прошедшем ранее в Грозном личном чемпионате страны.
Несколько неудачное выступление команды ГДР связано, очевидно, с тем, что ее лидеры сдали свои позиции: их преследовали технические неполадки, а главное — они, выступая на корпусах с сидячим положением гонщика, не могли конкурировать с теми, кто выступал на скутерах с лежачим положением. Очень хорошо показали себя такие корпуса ленинградского производства, особенно скутер конструкции з.м.с. В. Исакова, на котором выступал Б. Клюшников. Этот скутер во всем превосходил фирменные скутера из ГДР: имеет более высокие скоростные качества, мягче идет на волне, а главное, не проявляет опасного стремления зарыться в волну.
Соревнования стали большим водно-моторным праздником; в этом немалая заслуга коллектива Тернопольской морской школы ДОСААФ. Международное жюри возглавлял вице-президент УИМ начальник ЦМК ДОСААФ В. И. Русинов, главным судьей встречи был Л. М. Лагно.