Диск-жокей охотится за рекордом
Англичанин Ноэль Эдмондс — диск-жокей и диктор по профессии, в июне прошлого года на пресс-конференции в лондонском отеле «Савой» публично заявил о том, что в течение года он предпримет попытку побить мировой рекорд скорости на воде на катере с гребным винтом. Напомним: существующий на сегодня рекорд 202,4 уз (375 км/ч) был установлен американцем Ларри Хиллом еще в 1974 г.
Шансы на успех Эдмондс имеет: он большой энтузиаст водно-моторного спорта, последние три года серьезно занимается гонками на воде.
Очень любопытным представляется его рекордное судно «Гай-дровинг», проект которого создан с помощью профессиональных конструкторов-судостроителей Бэзила Уэнрайта и Фреда Стидворти. Они выбрали несколько необычную для скоростного судна концепцию— вариант полупогруженного катера, хотя, как известно, до последнего времени судами — «рекордсменами» являлись глиссеры, контакт которых с поверхностью воды ограничивался двумя-тремя точками. У «Гайдровинга» будет два корпуса, расположенных один над другим и соединенных вертикальной стойкой с обтекаемым профилем поперечного сечения. Нижний корпус — гондола имеет торпедообразную форму и полностью погружен под воду. Благодаря этому конструкторы рассчитывают почти избавиться от волнового сопротивления воды. В 9-метровом корпусе планируется разместить двигатель, приводящий во вращение гребной суперкавитирующий винт. Остойчивость «Гайдровинга» будут обеспечивать подводные крылья, снабженные элеронами.
Второй — «надводный» — корпус необычного судна, закрепленный на высоте 3,6 м над погруженной гондолой, представляет собой лодку длиной 4,8 м с килеватыми обводами и несущими аэродинамическими поверхностями. В нем оборудован кокпит, закрываемый сдвижным капотом самолетного типа из плексигласа, под которым располагается гонщик.
Конструкторы судна-рекордсмена (правда, возможности «Гайдровинга» еще не подтвердились результатами испытаний) рассчитывают, что уже при скорости около 6 км/ч верхний корпус начнет выходить из воды и по мере дальнейшего роста скорости высота его движения над поверхностью воды будет увеличиваться. Этому должны способствовать как подводные, так и аэродинамические поверхности на верхней части катера. На расчетной скорости управление судном не представляется сложным — в отличие от управления реактивными глиссерами, полностью отрывающимися от воды.
Подготовка Эдмондса к побитию рекорда держится в большом секрете, однако в прессе все же встречаются короткие сообщения на эту тему, в которых говорится и о суперкавитирующем гребном винте с небывало высоким КПД, и о выдающейся технологии производства подобных движителей. Падкая на сенсации западная печать окрестила строящееся судно Ноэля Эдмондса британским чудо-катером, однако у специалистов многое в концепции «Гайдровинга» вызывает серьезные сомнения. Например, трудно предугадать, будет ли обладать катер продольной устойчивостью движения, потеря которой уже не раз являлась причиной гибели рекордсменов? Или взять хотя бы огромную смоченную поверхность гондолы с ее крыльями и стойкой; это наверняка обусловит большую величину сопротивления трения на рекордной скорости.
Сказать с уверенностью о том, что это не очередная попытка привлечь к себе внимание публики, можно будет только после первых пробных заездов «Гайдровинга».
На штурм рекорда скорости
Англичанин Тони Фэхей — один из претендентов на установление абсолютного рекорда скорости на воде, завершает строительство нового реактивного глиссера «Мисс Элтон Тауэре». По его расчетам, судно способно превысить мировое достижение австралийца Кена Ворби, который на глиссере «Спирит оф Австралия» в 1979 г. достиг скорости 511,11 км/ч.
Корпус глиссера «Мисс Элтон Тауэре» длиной 8,2 м практически был готов к концу прошлого года.
К установке на судно уже подготовлены топливная цистерна, аккумуляторные батареи и прозрачный фонарь на кокпит гонщика. Изготовлен и испытан турбореактивный двигатель «Роллс-Ройс Вайнер», который предстоит установить на глиссере при помощи мощной рамы из нержавеющей стали и высокопрочных сплавов.
После окончания монтажных работ «Мисс Элтон Тауэре» планируется перевести на север Англии, на озеро Конистон, для проведения первых неофициальных пробных заездов.
Английская атака на рекорд скорости для дизельных судов
Многие годы мировым рекордом скорости для судов с дизельным двигателем бессменно владеют итальянские спортсмены. Самое последнее достижение — 191,58 км/ч — принадлежит Фаббио Баззи, который в 1979 г. установил рекорд на катамаране собственной конструкции, оснащенном дизелем «VM» с рабочим объемом 3600 см3.
Английская попытка субсидируется известной моторостроительной фирмой «Нэпир». По ее заказу Доном Шедом спроектирован и построен трехточечный глиссер. Для побития рекорда Баззи достаточно превысить его результат на 1,43 км/ч, т. е. добиться скорости 193,01 км/ч. Однако в рекламе, сопутствующей подготовке предприятия, фигурирует и несколько меньшая цифра — 177,02 км/ч — «фирменный» рекорд, который установил в 1934 г. Скотт-Пэйн на глиссере «Мисс Британия III» с 27-литровым авиационным «Нэпиром».
Рекорды мира на 1 января 1982 г.
В сборнике №92 была опубликована официальная таблица рекордов мира по водно-моторному спорту по состоянию на 1 января 1981 г.
В течение прошлого года были установлены и утверждены следующие новые мировые рекорды:
- в классах гоночных судов с подвесными моторами (скутеров): ОЕ — 181,41 км/ч; OZ — 222,02 км/ч;
- в классах спортивных мотолодок: SB — 97,51 км/ч; SN — 155,44 км/ч;
- в классах глиссеров: R1 — 178,09 км/ч; R5 — 109,96 км/ч (фонд);
- в классах катеров: S2 — 165,52 км/ч; S5 — 109,65 км/ч (фонд); в неограниченном классе — 162,24 км/ч (фонд).
В классах океанских катеров утверждены рекорды, установленные англичанином Н. Толеманом в классе I — 156,70 км/ч, шведом Б. Виком в классе IIIC — 148,90 км/ч и Д. Тейлором из Аргентины в классе IIIE — 96,05 км/ч.
Все указанные рекорды, кроме оговоренных, установлены на дистанции в 1 статутную милю, т.е. являются рекордами скорости.