Гонка первая: Большой приз Бельгии
Прошлогодние традиционные соревнования на Большой приз Бельгии, проходившие, как всегда, в конце мая в Брюсселе, привлекли, тем не менее, совершенно необычное большое внимание всех любителей водно-моторного спорта. Ими открылась серия зачетных соревнований, по результатам которых должен был определиться абсолютный чемпион мира в классе гоночных судов с подвесными моторами — скутеров. А повышенный интерес к ним объяснялся тем, что УИМ только что внес весьма существенное изменение в Положение о чемпионате. Настолько важное, что стоит поговорить об этом подробнее.
Как уже известно читателям, раньше эта «чемпионская» серия гонок, получившая название «Формула I», проводилась на Самых мощных скутерах так называемого неограниченного класса OZ, оснащенных подвесными моторами с рабочим объемом цилиндров свыше 2000 см3 и без всякого ограничения верхнего предела. При этом завоевать почетное звание чемпиона мира мог лишь кто-либо из небольшой группы профессионалов — элиты водно-моторного спорта, пользующейся неограниченной поддержкой одного из двух мощных моторостроительных концернов — «ОМС» («Эвинруд»/« Джонсон») или «Меркюри Марин». Обе конкурирующие фирмы использовали самых знаменитых спортсменов, таких, как Ренато Молинари, Билл Сиболд, Боб Спалдинг, Кеес Ван дер Велден, прямо скажем, в основном в цепях рекламы своей продукции. Специально для гонок «Формулы I» создавались сверхмощные машины «неопределенного объема» и «неизвестной мощности», как о них приходилось писать спортивным обозревателям, О четырехцилиндровом «Эвинруде» этого класса, например, известно лишь то, что объем двигателя составляет не менее 3500 см3, а мощность превышает 300 л. с. Естественно, что подобные уникальные машины, представляющие собственность фирмы, оставались абсолютно недоступными для спортеменов-любителей, которые имели возможность работать лишь с серийными моторами намного меньшей кубатуры и степени форсировки.
О пагубном влиянии профессионализма на развитие спорта в последние годы свидетельствовало постепенное сокращение числа участников крупнейших традиционных соревнований. Гонки стали дуэлью двух концернов, которые выставляли фирменные команды. Среди чемпионов мира и континентов можно было встретить лишь немногие и всегда одни и те же имена представителей элиты — фирменных гонщиков.
УИМ принял решение проводить чемпионат мира по «Формуле I» на скутерах класса не OZ, a ON, в котором рабочий объем цилиндров ограничен (1500—2000 см3). Для гонок в этом классе имеются уже две модели серийных достаточно мощных моторов: «Меркюри» (1999 см3) и «Маринер»; подготовлен к выпуску новый мотор японской фирмы «Ямаха» объемом 1730 см3. Это решение было положительно воспринято широкими кругами водномоторников. Концерн же «ОМС» не замедлил объявить новому чемпионату бойкот: оно и понятно — конкурентоспособных моторов подходящего объема с маркой «Эвинруд»/«Джонсон» до сих пор не выпускалось...
Итак, абсолютный чемпион мира 1981 г. впервые должен был определиться в классе ON по пяти лучшим результатам, показанным гонщиками в шести соревнованиях, проводимых в Европе и США. В каждом из этих соревнований гонщики, занявшие первые шесть мест, получали зачетные очки: за 1-е место — 9, 2-е — 6, 3-е — 4 и т. д.
Соревнованиями на Большой приз Бельгии, представлявшими собой серию из трех 20-минутных гонок на круговой трассе, и открылась борьба за звание чемпиона мира. В нее включились спортсмены шести стран, среди них оказался и именитый заокеанский гость — фирменный гонщик № 1 «Меркюри Марин» Билл Сиболд. С первого же заезда его основными соперниками стали англичане Тони Вильямс, выступавший на катамаране типа «Барракуда» с мотором «Меркюри», и один из сильнейших гонщиков Европы в классе ON Марк Уилсон (катамаран «Ходжес» — мотор «Меркюри»), Именно это трио претендентов внесло особую остроту в ход трех скоротечных Схваток.
Возглавившему первый заезд Сиболду не суждено было его завершить: заглох двигатель. Отмашку на финише первым получил Уилсон, следом за ним финишировал Вильямс.
За короткий перерыв между заездами американец успел сменить двигатель на своем «Меркюри». Он блестяще взял старт и снова возглавил гонку, преследуемый обоими англичанами. К началу 19-й минуты эта троица опережала Стива Кертона (Англия), шедшего четвертым, на целый круг. Сиболд выиграл вторую гонку, однако его ожидало большое разочарование: дисквалификация за смену головки мотора. Соответственно Уилсон, финишировавший вторым, неожиданно для себя стал победителем гонки. Только и его триумф оказался непродолжительным: сразу после старта финального заезда катамаран остановился с заглохшим мотором.
В отсутствие главных конкурентов Тони Вильямс легко вышел вперед и спокойно завершил гонку первым. По сумме очков он и завоевал главный приз соревнований — «Гран-при Бельгии».
Среди сравнительно плотной группы остальных спортсменов к концу этой гонки вперед вырвалась 27-летняя англичанка Фиона Бразерс, сумевшая реализовать высокие скоростные качества своего катамарана «Сиболд» и мощность «Маринера» и занять 6-е место (к слову сказать, среди лучшей шестерки пятеро предпочли моторы «Меркюри»),
Гонка вторая: Гран-при Эмбасси
Билл Сиболд взял реванш за неудачу в бельгийских гонках в следующих крупных европейских соревнованиях, проводившихся в Бристоле. Вместе с ним в этих гонках выступал и его 22-летний сын Майк, которому, естественно, был предоставлен один из лучших катамаранов, спроектированных Сиболдом и построенных на его верфи. Майк выступал с мотором «Маринер», в то время как его отец остался верен фирме «Меркюри».
Возможность помериться силами с претендентами на звание чемпиона мира привлекла в Бристоль 24 гонщика — небывало большое число за всю 9-летнюю историю проведения этих гонок в классе ON. Учитывая тесноту на дистанции, зажатой между каменными стенками дока, устроители вынуждены были разделить участников на две стартовые группы и затем произвести общий зачет по сумме скоростей, показанных каждым гонщиком в трех квалификационных гонках (по этой же сумме скоростей определялись места и начислялись очки шестерке лучших для зачета по «Формуле I»), Сгонщиков, прошедших квалификационную серию, допускались к главному событию соревнований — гонке на выносливость, состоящей из 25 кругов на той же трассе; победитель ее награждался переходящим призом герцога Йоркского.
Билл Сиболд выиграл две квалификационные гонки, а в третьей — финишировал вторым, проиграв ее Майку, попавшему в ту же группу. Западногерманский гонщик Микаэл Вернер (катамаран «Сиболд» — «Меркюри») оказался единственным европейским спортсменом, составившим им конкуренцию: его лучшим результатом было 2-е место в той гонке, в которой Майк оказался третьим...
В другой группе все три заезда выиграл Тони Вильямс, но по сумме скоростей он смог претендовать только на 4-е место — после Сибол-дов и Вернера. Это дало ему 3 зачетных очка и позволило сохранить лидерство в чемпионате по «Формуле I».
В главной гонке на приз герцога Йоркского Билл и Майк вырвались вперед сразу после старта. Неудачно начавший заезд Вернер, развив великолепную скорость, на 8-м круге начал по-настоящему боевую атаку на Сиболда-младшего. Еще через 8 кругов впереди Вернера остался уже один Сиболд-старший. В таком порядке: Билл Сиболд — Вернер — Майк Сиболд — Тони Вильямс и завершилась эта исключительно интересная гонка.
Фиона Бразерс вновь дала пищу вездесущим журналистам: в тяжелых условиях продолжительной гонки среди беспорядочной толчеи волн, поднятых полутора десятками скутеров, мчащихся на скоростях свыше 130 км/ч, она сумела финишировать пятой.
Билл Сиболд в третий раз за последние четыре года увез почетный трофей соревнований за океан (в 1980 г. приз был вручен Ренато Молинари).
Гонка шестая и решающая: Парижский марафон
Судьба титула чемпиона мира окончательно должна была решиться в традиционном марафоне «Шесть часов Парижа», который проводился в октябре по 4,7-километровой трассе на Сене. Главными претендентами после пяти прошедших зачетных соревнований оставались по-прежнему Тони Вильямс и Билл Сиболд, причем англичанин имел 27 очков, а американец на 3 меньше. Таким образом, гонка «под мостами Парижа» являлась для них завершающей дуэлью, оба были настроены самым решительным образом.
Соревнования стали примечательными благодаря большому числу участников, что свидетельствовало о правильности расчетов УИМ и о возобновлении интереса спортсменов к гонкам. Десять лет назад число заявок на участие в парижском марафоне значительно превышало количество судов, которые устроители рисковали допустить на тесную трассу. Поэтому кроме основного составлялся еще и резервный список спортсменов, которые немедленно восполняли на старте оказавшиеся в последнюю минуту по тем или иным причинам свободные места. Однако по мере того как эти марафоны превратились в арену борьбы и средство рекламы продукции двух фирм, популярность соревнования стала падать. В 1980 г., например, во всех классах стартовало всего около 60 спортсменов, так что резервный список составлять не понадобилось. В прошлом же году организаторы окончательно допустили к стартам 76 судов. Среди них заметную группу составили 20 скутеров класса ON (против 5 в 1980 г.); кроме них стартовали суда классов ОЕ, SE, S3 и R3.
Пожалуй, за всю 27-летнюю историю этих соревнований в Париже не было столь скверной погоды! Сильный ветер, дувший против течения Сены в воскресенье 4 октября, развел крутую волну; дождь и холод разогнали парижан, обычно до предела заполнявших набережные и мосты.
В первый же час гонки вперед вышли два экипажа (напомним, что каждую лодку посменно ведут два гонщика): Билл Сиболд — Кен Зиленски (США) на катамаране «Сиболд» с «Меркюри» и англичане Питер Инвард — Ник Криппс на катамаране «Ходжес» с мотором «Маринер». Оба скутера долгое время кружили по Сене практически борт о борт, лишь с минимальным преимуществом Сиболда, пока в начале третьего часа гонки на «Маринере» не сломался редуктор. Англичанин вынужден был подойти к берегу для замены редуктора, и эта поломка обошлась им почти в 6 кругов. Ринувшись снова в гонку, англичане взяли такой темп, что вскоре сократили разрыв всего до 2 кругов. А на финише оба катамарана снова шли рядом, и Сиболд опередил Инварда всего лишь на какие-то сотые доли секунды. Электронный счетчик результатов не смог «уловить» разницы в средних скоростях этих скутеров. Такого еще не бывало! После 6-часовой гонки на огромном табло у подножия Эйфелевой башни у победителей Сиболда — Зиленски и у занявших 2-е место Инварда — Криппса светились одинаковые цифры: число пройденных кругов — 178, средняя скорость — 139,4 км/ч. Обычно победитель уходил вперед от ближайшего соперника минимум на несколько кругов.
Третьим финишировал Тони Вильямс (его напарником был Стив Кертон). Победа Сиболда для Вильямса, как мы знаем, была поистине роковой — американец получал 9 зачетных очков и выигрывал чемпионат мира! То, что произошло далее, кажется просто невероятным. Как и на всех соревнованиях высшего ранга, квалифицированные болельщики и сами гонщики вели собственный подсчет результатов, «по старинке» не очень-то полагаясь на аккуратность судей и надежность электронных устройств. Вскоре после финиша, когда окруженные толпой репортеров Билл и Кен уже давали первые интервью как победители марафона и чемпионы мира, Тони Вильямс и Стив Кертон, сопоставив свои записи пройденных кругов, подали в судейскую коллегию протест: по их подсчетам и по свидетельству членов других команд выходило, что американцы совершили вокруг острова Синь не 178, а только 177 кругов. Естественно, судьи первым делом отказались разбирать этот протест, однако в конце концов, после тщательной проверки «компьютер был посрамлен», истина восторжествовала: к чести американцев надо отметить, что именно от них Инвард и Криппс получили первое поздравление с победой.
За 2-е место Сиболд получил только 6 зачетных очков, а не 9. Для Тони Вильямса это означало, что чемпионом мира становится не Сиболд, а он! Правда, перевес в его личном счете с Сиболдом был минимальным — 31 : 30, но победа есть победа!
И вновь симпатичная Фиона Бразерс (ее фото было опубликовано в сборнике №95 по случаю установления рекорда скорости на воде среди женщин) попала на страницы всех ведущих спортивных изданий: она финишировала седьмой — сразу за признанными асами мирового водно-моторного спорта! Ее напарником был Джон Николсон; увы, Фиона не смогла найти другой такой же отчаянной спортсменки, способной на равных соперничать с мужчинами в столь трудных и престижных соревнованиях.
Младший Сиболд потерпел неудачу: стало роковым столкновение с плавающей бутылкой, которая легко пробила тонкий борт (не забывайте о скоростях свыше 130 км/ч). После сверхсрочного ремонта, несмотря на самые отчаянные усилия Майка и его напарника, он смог пробиться лишь на 15-е место!
Победы экипажей, представлявших другие страны (англичан в классе ОЕ, датчан — в SE, шведов — в S3 и французов — в R3), лишний раз свидетельствуют об интернациональном характере парижского марафона — одного из центральных водно-моторных событий в Европе.