Непосредственное участие в спортивной борьбе за учрежденный редакцией главный приз «Золотой винт» приняли 60 заводских экипажей, представлявших на трассах гонок фирменную продукцию — лодки и моторы, выпускаемые их предприятиями. Кроме того, 9 предприятий воспользовались возможностью продемонстрировать свои лодки, которые нельзя было отнести ни к одному из шести классов судов, соревнующихся в скоростных заездах. Это а еще большей степени придало встрече в Пярну характер выставки на воде, на которой все предприятия независимо от подчиненности могут показать новинки, рассказать о своих перспективных работах, обменяться опытом.
Поскольку наибольшее число новинок ка этот раз появилось среди малых гребных и моторных лодок, качнем наш обзор именно с этой группы судов.
У популярной мотолодки «Прогресс» появился «младший брат» — «Прогресс-авто». Эта металлическая картоп-лодка с обводами типа саней Уффа Фокса предназначена прежде всего для рыболовов-автомобилистов1. Она может использоваться как под мотором мощностью до 12 л. с. (глиссирует со скоростью до 40 км/ч), так и под веслами. При минимальных размерениях (2,8X1.3x0,53 м) мини-моторка имеет довольно просторный кокпит с ровным фанерным пайолом и закрывающийся багажник в носу. Для перевозки на багажнике легкового автомобиля фальшборты, крепящиеся на Т-образных и патефонных замках, снимаются, так же как и транцевые плиты. В таком облегченном виде корпус картоп-лодки весит около 45 кг и, а принципе, может быть поднят ка верхний багажник одним человеком. Грузоподъемность же лодки — 200 кг.
«Прогресс-авто» имеет клепаный корпус из дюралюминия Д-1. При его серийном изготовлении, как рассказал нам один из создателей новинки А. Н. Мяздриков, не требуется практически никакого специального оборудования, за исключением штампов для формирования носовой секции. Отсутствует в корпусе и продольный набор. Все это упрощает и, конечно, удешевляет производство.
Лодка «Прогресс-авто» остойчива и безопасна, легко выходит на глиссирование. Особенности обводов позволяют не беспокоиться за целость винта даже при плавании по засоренным водоемам: тоннели отводят различный мусор а стороны. Сейчас готовится к выпуску установочная партия картоп-мотолодки.
Две пластмассовые мини-мотолодки «Пчелка» привезли конструкторы Ленинградского экспериментального завода спортивного судостроения. Ее длина — 3 м, ширина — 1,3 м, пассажировместимость — 2 чел. Под «Ветерком-8» с одним водителем такая «Пчелка» глиссирует со скоростью 25 км/ч; даже с полкой нагрузкой 200 кг гарантируется скорость не ниже 20 км/ч. Правда, попытка ленинградцев создать быстроходную кар-тол-лодку выглядит еще незавершенной: не найдено оптимального решения обводов и общего дизайна лодки, чрезмерен (80 кг с оборудованием) ее вес.
Киевский завод «Ленинская Кузница» представил на соревнования лодку «Язь» (см. сборник №90), которая отличалась высоким качеством изготовления и особенно — отделки. Правда, маршрутная гонка, а которой участвовала и эта маленькая лодка, оказалась суровым экзаменатором: выявились отдельные слабые места «Язя», но, очевидно, это и неизбежно, поскольку в таких жестоких условиях не лучше выглядели и более крупные новые, еще не отработанные лодки.
Представитель завода А. Круш огорчил собравшихся, сообщив, что лодки, а их уже сделано около 70 шт. при годовой серии 300 шт., приходится делать чуть пи не ка улице, условий для разворачивания производства нет и хорошее качество — это пока лишь результат энтузиазма создателей «Язя».
Херсонский судостроительный завод (ныне судостроительное ПО) привез а Эстонию для демонстрации гребно-моторную лодку «Бакай-2», оборудованную небольшим парусом площадью около 3 м2. К сожалению, эта лодочка, по всей вероятности, а магазинах и в этом году не появится — попытки завода получить ткань для парусов пока оказались безуспешными. В конструкции других лодок, выпускаемых ХСЗ — это «Днепр», «Таврия», «Бакай-1» — никаких изменений за прошедший год не произошло.
К слову сказать, сбытом этой продукции предприятие похвастаться не может. Например, на весенней оптовой ярмарке 1981 г. «Бакая-1» торговля заказала всего 850 шт., «Таврии» — 300 шт., «Днепра» — 1250 шт. Это, конечно, не те серии, которые могут быть выгодны заводу. При полной загрузке цеха такой программы хватило бы лишь на два-три месяца работы. Создавшееся положение должно насторожить руководство, заставить его активнее искать рынки сбыта продукции, а главное — улучшать ее качество и рекламу.
Из Таганрога прибыл опытный образец универсальной — гребно-парусно-моторной — автомобильной лодки «Миус» (3,0х1,6х0,49 м). Металлический корпус ее имеет катамаранные обводы, напоминающие носовую часть плавдачи «Дон». «Миус» может эксплуатироваться с «Нептуном-23», развивая скорость с одним водителем до 47 км/ч, однако рекомендуемая мощность мотора значительно ниже и равна 12 л. с. Под «Ветерком-12» «Миус» налегке идет со скоростью 35 км/ч; с двумя пассажирами скорость снижается незначительно — до 32 км/ч. Лодка может перевозить трех пассажиров или 225 кг груза. Масса лодки (55 кг) и ее размеры допускают перевозку на крыше любого легкового автомобиля.
Регулируемые объемные транцевые плиты предотвращают опасный ходовой дифферент короткой лодки при плавании с одним водителем и позволяют изменять геометрические обводы днища применительно к режиму движения.
Освоить выпуск «Миуса» предстоит Воронежскому авиационному заводу.
На крыше «Жигулей» из Москвы в Пярну прибыла ещё одна новинка; это чисто гребная лодка необычной формы — пластмассовое каноэ «Таймыр», изготовленное ЦК» «Нептун». Размеры каноэ — 4,5х1,0х0,33 м, масса — около 40 кг. В лодке, не мешая друг другу, свободно размещаются три пассажира; грузоподъемность ее — 250 кг. Для серийного производства «Таймыр» предполагается передать судостроительному заводу «Пелла». И если при этом удастся сохранить такое же высокое качество изготовления, какое мы видели у опытного образца, то можно уверенно сказать, что любители водных путешествий получат хороший подарок.
Когда смолкали моторы, на гладь реки Пярнуйыги выходили два мини-парусника: жесткий секционный и надувной катамаран «Альбатрос». С «Альбатросом» читатели уже немного знакомы по сообщению в №86. Теперь можно сообщить уточненные его размерения: 4,5x2,2X0,8 м. В разобранном виде катамаран укладывается в два мешка (1800X300X300 и 1200X400Х400 мм). Масса его не превышает 60 кг, полезная грузоподъемность — 320 кг. Подготовить «Альбатрос» к плаванию можно за 40 мин. Под парусом (площадь грота 5,5 м2, стакселя — 2,5 м2) на «Альбатросе» могут ходить два-три человека при ветре до 10 м/с и волне до 0,5 м. Туристский поход на нем можно совершать и под веслами, и с 2-сипьным «Салютом» (скорость при этом 6—8 км/ч).
Парусно-гребной тримаран — из легкого сваривающегося сплава также сделан разборным: два боковых поплавка укладываются для транспортировки в центральную секцию основного корпуса длиной 5 м. Масса лодки —110 кг, она оснащена бермудским парусом площадью около 7 м2. На тримаране можно ходить под 5-сильным мотором или на веслах; при этом для эффективной гребли применены скользящие сиденья. Тримаран комплектуется двухместной палаткой, которая устанавливается на мостике. Полезная грузоподъемность судна — 300 кг. Демонстрировали его калининградские спортсмены.
Серийный образец разборной двухместной байдарки «Таймень-2», к выпуску которой приступил Московский машиностроительный завод «Салют», был представлен в экспозиции вместе с новой модификацией подвесного моторчика «Салют». В зависимости от материала оболочки и комплектации «Таймень-2» выпускается предприятием в восьми вариантах. Масса лодки в упаковке составляет 36 кг; паспортная грузоподъемность — 250 кг; размерения — 5х0,85х0,27 м. Хорошим дополнением к байдарке стал бы комплект парусного вооружения, разработать который в ближайшее время предполагают конструкторы Тюменского моторного завода имени 50-петия СССР. В Пярну они показали новый вариант подвесного паруса площадью 5 м2 бермудского типа (со стакселем), который рекомендуется для больших гребных лодок типа «Пелла» и «Форель» и в качестве аварийного средства движения — для моторных лодок.
Среди малогабаритных лодочек на соревнованиях в Пярну можно было видеть хорошо знакомые читателям сборника алюминиевые «Малютку» и «Мапютку-2», пластмассовую «Онегу».
Таким образом, можно сделать вывод, что наше промышленность продолжает делать определенный крен в сторону развития некогда забытых ее вниманием малых и универсальных плавучих средств для массового потребителя — рыболова-спортсмена, туриста, чаще всего — владельца автомобиля, желающего совместить достоинства наземного транспорта с возможностью полноценного отдыха на тихих плесах речек и озерах.
В этой связи не может не беспокоить тот факт, что кроме уже упомянутого 2-сипьного «Салюта» владельцам уже поступающих в магазины страны малых гребно-моторных и моторных лодок ставить на них нечего! Исчез с прилавков 5-сипьный «Прибой»; в будущем году 8-и 12-сипьные «Ветерки» предполагается заменить «Ветерком-9». Так что придется решать дилемму: покупать пи лодку, рассчитанную только на движение на веслах (парусных в продаже тоже пока нет), либо мириться с теми 6—8 км/ч, которые можно получить под «Салютом». Налицо несогласованность программ наших ведущих предприятий в области производства лодок и моторов!
В деятельности проектных организаций и предприятий, специализирующихся на выпуске мотолодок, рассчитанных на применение одного или двух подвесных моторов средней мощности, по-прежнему наблюдается своего рода затишье. Кроме уже знакомых по прошлогодним выступлениям «Прогресса-4У», «Ориона-25» (надувной лодки с жестким днищем), «Олимпик-Шквала» и «Олимпик-Шторма», на гонках в Пярну не было ни одной новой экспериментальной мотолодки. На этом фоне особенно приятно было видеть новые разработки в классе катеров со стационарными двигателями.
Прежде всего заслуживает одобрения новая работа конструкторов и производственников Авиационного завода имени Ю. А. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре — катер «Восток» с водометным движителем. Корпус катера практически идентичен серийному «Амуру», но имеет совершенно новую «начинку». Двигатель «Москвич-4123» установлен не в отдельном отсеке, как на «Амурах», а просто закрыт капотом, благодаря чему увеличивается полезная площадь кокпита и облегчается обслуживание двигателя. Водометный движитель скомпонован таким образом, что большая его часть оказывается за транцем катера. Водовод сделан литым из алюминиевого сплава; ротор — пятилопастной диаметром 200 мм и шагом 145 мм; спрямляющий аппарат имеет семь лопаток. Масса движителя не превышает 30 кг; о гораздо меньшей трудоемкости изготовления водомета, по сравнению с уже ставшей серийной поворотно-откидной угловой колонкой, говорить не приходится. Не намного хуже и скоростные показатели: при 4800 об/мин «Восток» развивает 45 км/ч, т. е. практически скорость та же, что и с колонкой. Для владельцев водометных катеров большим преимуществом будет высокая проходимость судна и возможность подхода к берегу в любом необорудованном месте.
До конца текущего года должно быть выпущено 11 катеров; с 1982 г. планируется наращивать ежегодную программу. Цена нового катера — 6000 руб. Не будет прекращаться производство и трех других серийных моделей — «Амура-М» (торговая сеть заказала на будущий год 1500 катеров этого типа), «Амура-3» (200 катеров) и «Амура-2» (100 катеров).
Заметим, что и угловая колонка на «Амурах-2» и «-3» за прошедший год стала гораздо более надежной. На заводских испытаниях колонка, взятая с серийного конвейера, отработала без перерыва 150 ч; в реальных условиях эксплуатации катера с колонками без единой поломки прошли по 250 ч. В дальнейших планах предприятия — снабдить колонку гидравлическим приводом для откидывания и регулировки угла наклона на ходу; разработать вариант катера с тоннелем для размещения гребного винта, а также трейлер, на котором любой из «Амуров» можно будет транспортировать к воде.
Новую модификацию каютного катера «ЛМ4-87МК» показали на трассах соревнований представители Свирской судоверфи. Этот катер с размерениями 7,28X2,16X0,95 м имеет усовершенствованные обводы и новый двигатель «М8ЧСПУ100-1» мощностью 90 л. с. Водоизмещение катера — 2160 кг; пассажировместимость — 6 чел.; максимальная скорость — 39 км/ч. Розничная цена — 9100 руб. Корпус и рубка изготовлены из водостойкой фанеры на деревянном наборе.
С конструкцией катера читатели сборника смогут познакомиться в одном из ближайших номеров. А пока заметим, что свирские катеростроители неплохо подготовились к соревнованиям, тщательно подобрали гребной винт, наладили двигатель. У двукратных победителей гонок — опытных спортсменов ЦКТБ ДОСААФ СССР, выступавших на пластмассовом тримаране «С-54», появились серьезные соперники!
Надо признаться, когда ленинградцы уже получали переходящий приз редакции за победу в классе катеров, то у конструкторов «С-54» вид был скорее озабоченный, чем счастливый. Если раньше они могли не оглядываться назад, то теперь на транце у них плотно «повис» — в прямом и переносном смысле — катер Свирской судоверфи. Так что подготовка к будущей встрече явно предстоит серьезная!
Информация об изображении
Экспериментальная модель универсальной моторно-парусно-гребной лодки «Миус»
Наверное, вот это и есть один из главных результатов наших встреч. Не просто «погоняться», не только приехать с единственной цепью — увезти призы и дипломы. А бесстрастно проверить себя — убедиться в правильности выбранного пути, оторваться от текучки и привычного, представить на суд коллег результаты своей работы, если нужно — найти силы и отказаться от ошибочных решений... Главное — обменяться опытом, уехать с конкретными планами на будущее. В этом, думается, главное достоинство наших встреч, от которого выигрывает весь наш прогулочный флот, а в конечном счете все любители страны.
Экспериментальная модель универсальной моторно-парусно-гребной лодки «Миус»
Кто-то сказал, что в наш индустриальный век подобные встречи выполняют такие же задачи, что и ярмарки старых времен; когда люди собираются, чтобы поделиться опытом, других посмотреть и себя показать. Может быть это и так! И важно, чтобы такие встречи не угасали, а продолжали развиваться...
Теперь о новых моторах. Пожалуй, наиболее интересным был мотор, не имеющий отношения к чисто спортивной части встречи в Пярну. Речь идет о показанной модификации хорошо известного 2-сипьного «Салюта» — «Салюте-Э», снабженном бесконтактной тиристорной системой электронного зажигания с накопительным конденсатором и магнитным датчиком управляющих импульсов. Все детали этой системы — электронный блок, накопительный конденсатор и миниатюрный высоковольтный трансформатор — установлены на общем основании и помещены под маховиком значительно меньших размеров, чем на серийном «Салюте». Проведены ресурсные испытания системы — она бесперебойно проработала около 800 ч, причем за все это время замены запальной свечи не потребовалось. В IV квартале 1981 г. намечается выпуск первой пробной партии «Салютов-Э» (и конечно «Спутников-Э»). Думается, что любители водного туризма и отдыха на воде по достоинству оценят новый мотор с исключительно надежной системой зажигания, не требующей постоянной регулировки и обслуживания, не боящейся сырости. Кстати, при модернизации «Салют» «похудел» почти на 1 кг, а ведь это немаловажно для мотора, который часто приходится переносить в рюкзаке! Попутно внедрен целый ряд мелких усовершенствований, улучшающих потребительские качества «Салюта» — «Спутника». В частности, изменена конструкция горловины топливного бака; теперь для снятия капота не понадобится отворачивать крышку бака.
Даже не одну, а две новинки в экспериментальном классе продемонстрировали казанские моторостроители. Это потребительский подвесной мотор «Привет-М» и его спортивный вариант — «Привет-С». Модели различаются величинами фаз газораспределения (она, естественно, значительно шире у спортивной модели, рассчитанной на более высокую частоту вращения коленчатого вала).
Новые, пока еще экспериментальные «Приветы» отличаются от серийного «Привета-22» расположением карбюратора (он размещен сбоку, с левой, если смотреть на мотор спереди, стороны) и использованием дейдвуда с настроенной системой выпуска от «Привета-25». Это позволило повысить мощность и экономичность двигателя благодаря сокращению длины впускного канала и настройке выпускного тракта.
«Привет-С» можно было видеть и оценить в деле — в 10-мипьном заезде спортивных мотолодок класса SB мотолодка под № 141 с этим мотором показала отличные результаты! «Привет-М» был установлен на мотолодке «Обь».
Отрадно, что казанцы продолжают работу над совершенствованием «Приветов»!
На соревнованиях прозвучал и очень тревожный сигнал. При анализе технической комиссией причин схода с дистанции судов народного потребления было обнаружено, что большинство сходов объяснялось одинаково — выходом из строя системы зажигания. Причем не из-за запальных свечей или недостаточно тщательного обслуживания магдино, а именно из-за механических поломок контактов прерывателей (разрушение места приварки к наковальне) и потери контакта в центральном выводе конденсатора.
Сейчас магдино, практически унифицированное для всех моторов, наши моторостроительные предприятия получают по кооперации. Думается, что коллектив предприятия-поставщика должен сделать соответствующие выводы и добиться повышения качества своей продукции.
Собственно соревнования начались со скоростных 5-мипьных заездов по разбитой на реке спортивной кольцевой одномильной (1609 м) трассе, которая была обозначена двумя поворотными буями по концам. У каждого из них спортсмены вынуждены были делать повороты на 180°, причем «подлетать» к каждому бую, особенно в начале гонки, приходилось в плотной группе судов.
Такое видоизменение трассы — два буя вместо четырех — сделало скоростные заезды значительно более динамичными и зрелищными, повысило роль спортивного мастерства участников, помогло выявить не только чисто скоростные качества наших прогулочно-туристских мотолодок, но и их приемистость — разгонные характеристики, и маневренность. Хотя средние скорости, фигурирующие в судейских протоколах, по сравнению с гонками в Лиепае, оказались соответственно несколько ниже (оно и понятно: на четырехбуйной трассе вокруг острова не надо было сбрасывать газ на резких поворотах!), абсолютные скорости на прямой, да и мастерство гонщиков, бесспорно, возросли.
Драматически прошел скоростной заезд, в котором стартовали 12 лодочек классов Т-175 и Т-250. Такого количества участвующих судов в этих классах никогда еще не было. И никогда еще гонка в младших классах, проходившая, кстати сказать, при сильном боковом ветре, не была такой интересной!
С первых метров лидерство захватил «Автобот», управляемый калининградцем Валерием Цыплухиным. Он круто проходит повороты, быстро набирает скорость на прямой. «Автобот» так и финиширует первым с большим отрывом от соперников.
Явными лидерами «второго эшелона» были «Прогрессы-авто», которые демонстрировали прекрасную поворотливость; любопытно отметить, что на них экипажу (в отличие от других лодок в этих классах, на «Прогрессах-авто» шел полный экипаж — водитель и механик) приходилось откренивать лодку на внешнюю сторону циркуляции — такова особенность саней Фокса!
В этом заезде смогли, наконец, помериться силами и две в общем-то однотипные лодки — «джонботы» «Таврия» и «Таймень». Две херсонские «Таврии» уверенно обошли пермский «Таймень», но... проиграли: им и одновременно еще пяти экипажам за различные нарушения правил в судейских протоколах оказались выведены нули, что и дало основание назвать эту гонку драматичной. В число «пострадавших» попал и гидроцикл на подводных крыльях, изготовленный и управляемый спортсменами из Горького. Правда, эта лодка все равно не имела шансов на высокое место: показывая в тренировочных заездах скорость свыше 40 км/ч, в гонке из-за цеплявшихся за крылья водорослей гидроцикл так и не смог выйти на крыльевой режим! (Забегая вперед, скажем, что не повезло горьковчанам и в других видах программы: на этот раз уже подводил мотор!)
Неполадки в работе мотора не позволили финишировать в этом заезде и «Язю» (удлиненный вариант «Ерша»); от своего прототипа новая лодочка выгодно отличалась тем, что с одним водителем, смещающимся в нос, легко глиссировала и соответственно имела все шансы на высокое место. Причина неудачи, на наш взгляд, кроется в недостаточном внимании руководства завода к подготовке выступления на соревнованиях: опытный спортсмен-водномоторник А. Круш получил технику лишь накануне отъезда в Пярну. Такое отношение к демонстрации продукции дискредитирует саму идею широкого показа техники в действии и оказывается антирекламой.
Таким образом, только «Автобот» и «Пчелка» принесли своим командам зачетные очки за 5-мипьную гонку. После этого заезда шансы на высокое призовое место особенно уменьшились у спортсменов ХСЗ, который заявил две команды из трех в младших классах.
В скоростной гонке лодок класса Т-350 кроме семи серийных судов стартовали четыре экспериментальных: «Олимпик-Шторм», два «Ориона-25» с жестким стеклопластиковым днищем и мотолодка «Обь» с опытным образцом мотора «Привет-22М». Две мотолодки казанских моторостроителей финишировали в первой тройке, причем их «Афалина» с «Приветом-22», стартовав последней, три круга лидировала и только перед самым финишем из-за неполадок в зажигании отошла на 3-е место. В споре же со своими давними соперниками в классе Т-350 — спортсменами ММЗ «Красный Октябрь», кстати сказать, также выступавшими на «Афалине», казанцы одержали победу.
Непростительную ошибку сделал гонщик ЦНИИ имени акад. А. Н. Крылова В. Николаев, выступавший на «Олимпик-Шторме». Белый корпус этой нарядной лодки под № 34, как бы паря над водой, отыгрывал у соперников с каждым кругом по нескольку десятков метров и финишировал с большим отрывом, но... отмашки не получил: судьи зафиксировали прохождение лодки мимо финишного створа! После лишнего круга, который пришлось пройти для исправления ошибки, В. Николаев оказался на предпоследнем месте. Так нетвердое знание правил и невнимательность подводили гонщиков!
Надувные «Орионы-25» с жестким днищем на равных боролись со своими соперниками — пластмассовыми и металлическими лодками, не уступая им ни в скорости, ни в маневренности. Этот новый для нашего прогулочного флота тип судна уже доказал свою жизнеспособность, у конструкторов есть уверенность в сбыте такой лодки, однако для внедрения ее в производство необходим солидный заказ какой-либо организации.
В заезде класса Т-500 стартовали 12 мотолодок, в основном под 30-сипьнымм «Вихрями». Новинкой было то, что и «Неман-2» впервые стартовал с «тридцаткой» на транце, так как буквально перед самым отъездом на соревнования межведомственная комиссия утвердила на лодку новые ТУ, разрешившие ставить на нее мотор такой мощности.
Надо отдать должное спортсменам-калининградцам, они год от года все выше продвигаются по ступеням итоговой таблицы. На 15-х соревнованиях они сумели занять почетное 3-е командное место, пропустив вперед только представителей Перми и Москвы. С «тридцаткой» «Неман-2» быстро набирает скорость, причем не заметно сколько-нибудь опасного крена даже при крутых поворотах. Финиш «Немана-2» в первой пятерке — закономерный итог!
Ну, а первое место (как многие и предсказывали) опять, как и в предыдущие годы, досталось одним из опытнейших участников традиционных встреч на приз сборника — А. Шапамову и А. Жирякову; на своем заслуженном «Нептуне-2» они больше чем на целую прямую опередили своих товарищей по команде, выступавших на «Днепре».
В этом заезде мы впервые за последние восемь лет увидели на трассе гонок «Оку-4» — в общем-то неплохую мореходную лодку, которая, очевидно, не пользуется особым вниманием руководителей производства. Все последние годы выпускается она практически без изменений, хотя и известны нарекания покупателей (например, на архаичное неудобное стекло, на отсутствие боковых и мелких багажничков, на неудачную конструкцию продольных реданов и поперечных банок); единственное приятное исключение — замена неудобных гребков распашными веслами! Годовую программу уже который год на ярмарке распродать не удается, на заводе скапливаются остатки, кое-кто поговаривает о бесперспективности дальнейшего выпуска лодки.
Как бы там ни было, на трассе 5-мильной гонки в этот холодный ветреный день «Ока-4» показала себя «сильным соперником» и заслуженно заняла 4-е место. Как сказал представитель этой спортивной команды Н. Иванов, «экипаж даже просил у погоды волну побольше, по волне наша «Ока» бежит лучше». Хочется верить, что выступление на «Оке-4» — это первый шаг в изменении отношения к этой несправедливо забытой модели!
Ниже своих возможностей выступили авиастроители из Воронежа и Новосибирска. Водители, еще не успевшие привыкнуть к новой трассе, несколько раз «перекручивали баранку» при поворотах, резко теряя скорость, запивая свечи.
В заезде класса Т-700 с первого круга лидировали московские моторостроители с «Красного Октября». Их «Нептуны-23» работали безупречно, в отличие от моторов их коллег из Казани. Экипаж КМПО, выступавший на «Сарепте» с двумя «Приветами-22», так и не смог добиться надежной работы двигателей; из-за постоянных неполадок с зажиганием их «Сарепта» пришла последней. Не раз приходилось бросаться к капотам моторов механикам «Крыма-3» и «Нептуна-3» пермских и сосновских судостроителей.
В гонке старшего класса туристских судов Т-1000 судьба уже по традиции сталкивает моторостроителей из Перми и Куйбышева. На этот раз у той и другой команды техника была одинакова: «Крымы-3» и по две «тридцатки» на транце. Однако в Пярну куйбышевцы взяли реванш за неудачу в прошлогодней гонке и финишировали первыми. Пермяков же потеснили сильно выступавшие на «Дельтах» ленинградцы и сосновский «Нептун-3». Лидирующая группа, надо отметить, финишировала на редкость плотно: четвертое судно получило отмашку всего лишь через 14 сек после финиша победителя.
Одним из самых захватывающих заездов на скорость стала гонка катеров, в которой можно было видеть пять судов, управляемых опытными экипажами. Здесь новинкой было то, что впервые на трассе наших соревнований появился катер с водометным движителем («Восток»).
После дружного старта все пять судов на большой скорости устремляются и поворотному бую. На берегу все затихает: кажется, что на узкой речной акватории этим пяти гигантам одновременно повернуть не удастся! Первым, натужно ревя редуктором, огибает буй и вырывается на прямую катер Свирской судоверфи. Зная особенность своего катера не вписываться в крутые повороты, за ним по большому кругу устремляется опытный экипаж ЦКТБ ДОСААФ, а в образовавшуюся «щеп-ну» буквально втискивается «Амур-3» с угловой колонкой. Следом, сразу перекрывая все «оперативное» пространство своим мощным корпусом, входит в вираж «ЛС-5», поднимая прямо-таки морскую волну. Идущий за ним «Восток» буквально натыкается на крутой вал, который выбивает из рук растерявшегося водителя руль, катер, распуская за транцем мощный «петух», буквально вертится на месте. За те секунды, которые понадобились для того, чтобы справиться с управлением, солерники уходят далеко вперед. Так явно неудачно дебютировал «Восток» в этой гонке; разумеется, случившееся никак не умаляет достоинств перспективного катера!
Развивая великолепную скорость на прямых и лишь минимально сбрасывая газ на плавных виражах, ленинградский «С-54» уже со второго круга захватывает лидерство. Свирскому катеру явно мешает большая длина корпуса — на поворотах он резко теряет ход. «Амур-3» же так и не уступил почти вдвое мощному катеру «ЛС-5» (кстати сказать, благодаря удачно поставленным брызгоотбойникам удалось существенно улучшить его ходовые качества, по сравнению с прошлыми выступлениями): результат «Амура-3» лишь на 2 км/ч с небольшим хуже, чем у победителя.
Как обычно, гвоздь программы наших соревнований — маршрутная гонка, в которой проверяется надежность техники на длинной и сложной трассе.
По организационным причинам маршрутную гонку пришлось перенести на два дня и проводить ее уже после скоростной 5-мипькой гонки. Таким образом участники получили возможность получше «прикататься», присмотреться к соперникам. Утром 8 июня легкий западный ветерок лишь слегка рябил речную гладь, когда главный судья соревнований А. А. Лукин решил перед стартом выйти за мол — в запив и проверить обстановку. Трасса, по замыслу организаторов, пролегала по речному участку в устье реки Пярну и затем выходила по фарватеру в море больше чем на 5 миль. Участникам предстояло «прокрутить» это 24-километровое кольцо пять раз, если, конечно, море (точнее — запив Пярну-Лахт) окажется спокойным. Однако обманчивый, легкий на реке ветерок в море уже с утра перекатывал крутые гребни.
Пришлось выбрать запасной вариант, по которому гонщикам надо было выходить в море всего на 2 км и притом лишь на закрытом участке, стиснутом двумя длинными волноломами; основная же часть кольцевой трассы, ограниченной двумя буями, проходила по реке под ее двумя мостами. Итак, семь раз надо было пройти эту трассу; в общей сложности это составляло 119 км.
Многие гонщики были разочарованы таким «излишне осторожным» решением; «роптали» и катерники — их техника, как они считали, в полной мере могла себя проявить только на большой воде. Однако те же спортсмены уже через четыре часа — после финиша — вылезали из лодок, пошатываясь, и невпопад отвечали на вопросы: тех без малого 30 км яростной битой волны, которые набрались в общей сложности за семь выходов в устье реки, всем хватило с лихвой!
Интересно впечатление одного из лидеров гонки рижанина Е. Слетина, выступавшего на своем «Викинге» (см. сборник №85): «Это была настоящая гонка. Такого грозного моря я не помню даже в Лиепае». Такое же мнение высказывал и лиепайчанин В. Михайлов и многие другие опытные водномоторники-«моряки».
В прошлые годы трасса неизменно проходила вдоль берегового пляжа; гонщики, как правило, мчались вдоль длинной и пологой морской волны, в крайнем случае — под некоторым углом к ней. А здесь море гнало сопровождаемую сильным ветром крутую волну прямо против течения реки, причем волна эта разбивалась на мелководье.
Официальная метеосводка характеризовала обстановку так: ветер юго-западный — западный, 9—11 м/с — порывами до 13 м/с, волна 3—4 балла.
На маршрутную гонку, в которой одновременно участвовали экипажи, оспаривавшие приз «Катеров и яхт» и приз «Балтияс Дзинтарс», оказалось заявлено рекордное число судов — 109. Это при том, что не было лодок народного потребления в спортивных командах городов! Под стартовую ракету не прошли только 11 экипажей (среди них можно было видеть херсонцев на «Бакае-1» и два казанских экипажа — авиационного ПО имени Горбунова и КМПО: всех подвели двигатели!).
Чем примечательна была эта гонка!
Прежде всего она убедительно доказала, что надежность техники и мастерство гонщиков, бесспорно, возросли. Сошло с дистанции только 7 заводских экипажей (6 — из-за неполадок в моторах; один — из-за аварийного состояния корпуса: на «Язе» разошелся клепаный шов по ДП).
Лучшую абсолютную скорость (53,85 км/ч) показал один из двух «Викингов», экипаж которого (Н. Слетин — В. Логвин) очень сильно и ровно, без каких-либо сбоев, прошел все семь нелегких кругов.
Всего лишь 11 сек. проиграл ему калининградский «Олимпик-Шквал». Прошедший год спортсмены этой команды посвятили в основном работе по доводке винтов и двигателей, поиску наилучшего расположения продольных реданов. По «чистоте» хода на волне — корпус не бросало с гребня на гребень, реданы четко отсекали брызговую пелену — «Олимпик-Шквал» был в числе лучших мотолодок. Жаль, что конструкторы отказываются от дальнейшей работы над ним: претворить этот экспериментальный корпус в серийную лодку оказалось очень трудным делом!
Уже «по традиции» самым быстрым из серийных судов стал «Крым-3» пермских моторостроителей А. Воеводкина и В. Разорвина. Моторостроители сразу поверили в эту лодку и уже который год доверяют ей свое спортивное счастье! Конструкция «Крыма-3» уже практически доведена и мало чем отличается от прошлогодней; исключение составляют реданы — теперь они сделаны накладными (угольник) и привариваются точечной сваркой.
К сожалению, сами изготовители «Крыма-3» из-за ряда досадных неудач так и не смогли составить конкуренцию моторостроителям в старших классах. На одной из их лодок заклинило «тридцатку» — вдребезги разлетелся текстолитовый золотник, на второй — от мощного удара лопнул по шву бензобак. Надо отметить, что все «Крымы-3» ка морском участке трассы высоко взлетали в воздух...
А вот сосновцы, получив разрешение устанавливать на транец «Нептуна-3» моторы общей мощностью до 60 л. с., смогли спорить с моторостроителями на равных: они получили отмашку среди промышленных лодок класса Т-1000 вторыми — вслед за пермяками!
Нельзя не упомянуть добрым словом новый «Прогресс-4У»: он пришел фактически третьим, не уступая судам победителей ни в скорости, ни в мореходности. Хотя в судейских протоколах он значился как судно экспериментальное, на самом деле это был уже промышленный образец (см. сборник №88). Во втором полугодии планируется выпуск установочной партии, а с января будущего года «Прогресс-4У» станет основной моделью. На прошедшей ярмарке в Москве торговая сеть уже заказала 6,5 тысяч «Прогрессов-4У». В первую очередь новые мотолодки появятся а Архангельской и Астраханской областях, в Горьком и Новосибирске, Хабаровском крае, районах Крайнего Севера. Осваивается открытая модель, но уже сделан образец мотолодки с полумягкой рубкой (кабриолет) из «тезы» — нового прочного материала, который можно видеть на фургонах «КАМАЗов».
Хорошее впечатление оставили и ходовые качества ленинградских «Дельт», знакомых читателям по прошлым публикациям.
Интересный поединок состоялся в классе Т-580. Нашим признанным фаворитам пермякам А. Шапамову и A. Жирякову, выступавшим на «Нептуне-2» с «тридцаткой», противостоял экипаж лиепайского рыбколхоза «Большевик» М. Гутманис — Э. Свейпис, выступавший на «Крыме» с таким же мотором. Формально лиепайский экипаж, участвующий только в борьбе за приз «Балтияс «Дзинтарс», конкуренцию пермякам в борьбе за «Золотой винт» не составлял, но факт остается фактом: почти шесть кругов лидировали рыбаки, и лишь на самом финише красный «Нептун-2» вырвался вперед. Впервые опытные гонщики-моторостроители столкнулись с такой жесткой конкуренцией, да еще со стороны любителей! Этот факт лишний раз подтверждает, что встречи профессионалов и любителей полезны.
Сумел собраться и неплохо выступил экипаж ленинградской «Гаммы» (Б. Ершов — В. Лемехов), которому постоянно не везло в других видах программы.
Борьба в классе Т-350 проходила «под флагом» успешного выступления «Немана-2» в тяжелых условиях маршрутки. Эта небольшая лодочка проявила себя так, что дала новый толчок работе по совершенствованию модели: сейчас конструкторы готовят улучшенный — более комфортабельный — вариант «Немана-2».
Уверенно чувствовала себя на волне и новосибирская «Обь-М»; в итоге — 3-е место. Авиастроители новосибирского завода имени В. П. Чкалова привезли практически те же лодки, что и в прошлом году; отличие лишь в том, что теперь устанавливаются однорычажное ДУ (дпя моторов «Вихрь» и «Нептун-23») и ходовые огни. Уже прошедшим летом завод приступил к ресурсным испытаниям совершенно новой модели — «Оби-3»; это будет лодка с тримаранными обводами. Надеемся, что на следующих соревнованиях «Обь-3» пополнит наш экспериментальный класс!
Самым «младшим» участникам надо было пройти не семь, а всего пять кругов. С этой задачей справились только два экипажа в классе Т-175 и три — в Т-250. С честью испытание выдержала «Пчелка» ЛЭЗСС. Когда водитель М. Вороненко предъявлял эту лодку технической комиссии после гонки, судьи с удивлением констатировали, что в кокпите ее совершенно сухо. Зафиксированная скорость «Пчелки» превышает результаты спортсменов, занявших 2-е и 3-е место в старшем классе Т-250!
Подлинным героем маршрутной гонки стал выступавший вне зачета «Ерш» Тюменского судостроительного завода. Крошечное суденышко, которым управлял B. Плотников, на морском участке временами становилось буквально «на попа»; над гребнями иногда маячил только шлем гонщика, но два круга были пройдены полностью. Лодку эту уже узнали и оценили, она не залеживается в магазинах; вся годовая программа в 2500 шт. была раскуплена на ярмарке буквально с колес. Конструкция лодки осталась практически без изменений (см. сборник №87), но на продольных связях для снижения веса и уменьшения объема клепки теперь делаются гофры.
«Кворум», необходимый для присуждения звания абсолютного победителя в классе катеров, сделал маршрутную гонку этих судов по-настоящему интересной. Отчаянное желание сразу же захватить лидерство подвело экипаж «ЛС-5» — они раньше ракеты пересекли стартовую пинию и ушли на трассу, уже «потеряв» на финише целых 10 штрафных минут!
Острое соперничество ведут два «великана» наших гонок — «С-54» и «ЛМ4-87МК». Легкий «С-54» оказывается более быстроходным ка речной трассе, но при приближении к морскому участку «ЛМ4-87МК» начинает вести себя более уверенно — разрыв сокращается; на пятом круге некоторое время свирский катер даже лидирует, но на финише все-таки вперед вырываются ленинградцы.
Уверенно проходит всю гонку и «Амур-3», который опережает своего грозного соперника — катер «ЛС-5» почти на 24 мин. (с учетом штрафного времени).
«Востоку» не везет и в этой гонке — лопается приводной ремень генератора, на устранение неисправности уходит немало драгоценных минут.
Подводя итоги, участники признали, что маршрутная гонка удалась. Обидно лишь, что некоторые гонщики попросту не сумели рассчитать запаса топлива: им пришлось финишировать, налегая на весла...
В последний день соревнований по традиции была проведена гонка на эффективность, в которую все лодки выходят с полной паспортной нагрузкой. Тем читателям, которые впервые знакомятся с нашими соревнованиями, поясним, что победителей этой гонки определяют не по очередности прихода на финиш, а несложным подсчетом коэффициента эффективности по формуле
где D — водоизмещение, V — скорость, а N — мощность. По величине К можно сопоставлять любые сочетания лодки и мотора, сравнивать суда любого класса. Чем выше значение К, тем больше судно способно перевозить полезного груза при меньших затратах мощности, другими словами — тем бопее оно эффективно.
Итак, чем была примечательна эта гонка!
Прежде всего отметим, что особенности двухбуйной трассы внесли еще более заметные коррективы в ее конечные результаты, чем в скоростной гонке. Практически во всех классах, за исключением самых старших, можно было видеть, что мотолодки, которые лишь с большим трудом удалось вывести на глиссирование, после каждого крутого поворота тут же снова садились «на брюхо» и экипажам все приходилось начинать сначала. Например, такая участь постигла экипаж «Олимпика-Шторма» и одну из ленинградских «Гамм» (в 350-кубовом классе); с большим трудом выходили на глиссирование воронежцы после того, как их тяжелую лодку при резких поворотах каждый раз ставило поперек движения...
Другими словами, гонка помогла выявить стартовые характеристики тяжело груженных лодок, что при повседневной эксплуатации особенно важно при ходе на волне, на сложных, насыщенных поворотами участках пути.
Разумеется, в цепом и скорости и значения К ока-запись заметно ниже прошлогодних. Исключение составили катера. Это был единственный класс, в котором даже отмечен рост результатов, по сравнению с прошлыми встречами. Не умаляя достоинств победителей, напомним, что при расчете коэффициента К учитывается не полезная нагрузка, а полное водоизмещение.
У тяжелых же катеров грузоподъемность всегда составляет гораздо меньшую долю водоизмещения, чем у легких мотолодок. Например, полное водоизмещение такого катера, как «ЛМ4-87МК» почти в четыре раза превосходит водоизмещение такой малютки, как «Неман-2», а пассажировместимость их отличается всего на 2 человека; скорости же с полной нагрузкой, как видно из результатов в классе Т-500, практически одинаковы...
Среди мотолодок в этом году наилучшего результата добилась «Гамма», управляемая Б. Ершовым с ЛЭЗСС; ее К=887. Нам приятно, что конструктор этой интересной лодки, выступавший в Пярну, надо признать, не очень-то ровно, сумел в последней гонке показать свою «Гамму» с лучшей стороны. Кстати, эта нарядная мотолодка была признана победительницей конкурса качества среди пластмассовых судов. (Попутно отметим, что среди металлических судов победил катер «Восток».)
Очень близкий к наивысшему среди мотолодок абсолютному результату показал неизменный победитель наших прошлых встреч — экипаж моторостроителей из Казани на старой заслуженной «Оби» с экспериментальным «Приветом-22М»; его коэффициент эффективности К=876.
Заключительным этапом спортивной встречи, как и на XIV соревнованиях, стала гонка под веслами. Она и на этот раз не включалась в общий зачет: по замыслу редакции, суть конкурса состояла в том, чтобы привлечь внимание конструкторов к важной роли весел на современной мотолодке.
На стартовой линии выстроилось 12 судов. По зеленой ракете участники устремляются на 200-метровую дистанцию. Напомним, что в гонку уходит полностью укомплектованное судно с навешенным мотором (или моторами), который может быть лишь откинут. Экипаж состоит только из одного человека, который должен находиться на штатном месте гребца и пользоваться штатными веслами.
Первым финиша достигает «Таврия» Херсонского судостроительного завода; она становится, таким образом, победителем среди гребно-моторных судов с результатом 5,8 км/ч; из одномоторных мотолодок самой быстрой под веслами оказывается новосибирская «Обь-М» (ее скорость 4,8 км/ч), а из двухмоторных — «Прогресс-4У» (4 км/ч). Любопытно, что гребцу на «Прогрессе» удалось оставить позади и «Неман-2», и «Прогресс-авто», который замыкал гонку. Скорость под веслами в 3,7 км/ч — для автомобильной лодочки, конечно, результат очень низкий, но это, очевидно, плата за необычные обводы и малую длину глиссирующего корпуса.
Итак, главный приз соревнований «Золотой винт», в четвертый раз подряд увозят пермские моторостроители. Шести командам удалось подняться по строчкам итоговой таблицы. С успехом нам хотелось поздравить моторостроителей «Красного Октября», команду калининградских спортсменов и команду Ленинградского экспериментального завода спортивного судостроения!
Соревнования на приз «Балтияс Дзинтарс», разыгрываемый среди клубных и заводских команд на лодках народного потребления, уже можно было назвать юбилейными: в пятый раз в борьбу за обладание этим спортивным трофеем, учрежденным Лиепайским рыболовецким колхозом «Большевик», вступили команды лодочных причалов и клубов.
Количество команд, подавших заявки на участие в гонках, оказалось рекордным — 15! Понятно было стремление лиепайчан во что бы то ни стало увезти приз в родной город — они помнили, как в 1979 г. «их приз» целый год гостил в Перми, завоеванный спортсменами объединения «Моторостроитель». Неудивительно, что Лиепая представлена была в Пярну сразу шестью командами, включая мощные коллективы из рыбколхоза «Большевик», Городского холодильника (обладатель приза в 1980 г.). Приехали в Пярну и самые грозные их соперники — команда «Моторостроителя». Предстояла захватывающая борьба. Перед началом рассказа о ней упомянем, что в положение о соревнованиях в 1981 г. было внесено небольшое дополнение. Как и прежде, каждая команда должна была состоять из трех мотолодок трех классов: Т-350, Т-500 и Т-1000, но в классе Т-1000 зачет на этот раз для серийных и для самодельных лодок был раздельным.
В первый день соревнований были проведены две круговые «серийные» гонки по 5 миль на спортивной двухбуйной трассе.
В младшем классе явное преимущество было на стороне лиепайчан; экипаж команды Холодильника в составе В. Михайлов — Д. Киепе в обеих гонках финишировал первым (сумма очков за занятые места максимальна — 100), на втором месте был экипаж «Большевика» (А. Юрмалис и А. Фрейманис, 80 очков). Но вплотную за ними держались пермяки В. Рябов и В. Ледендов (75 очков).
Все понимали, что главные козыри «Моторостроителя»— это гонщики в классах Т-500 и Т-1000 с фирменными «Вихрями-30» своего производства. И действительно, в Т-500 в обоих заездах победил пермский экипаж Ю. Крыночкин — С. Борисов. Однако оба раза вторым пришел к финишу экипаж «Большевика», набравший 90 очков против 100 у пермяков! Перед стартами самого тяжелого класса шансы этих двух команд почти уравнялись — разница составляла всего 5 очков.
Гонки в коронном классе пермяков начались без неожиданностей. Неоднократные абсолютные победители соревнований на приз «КиЯ» в классе Т-1000 спортсмены из Перми А. Воеводкин и В. Разорвин первыми среди экипажей серийных ледок пересекли финишный створ. И очень опасная «баранка» появилась у лиепайчан: экипаж «Большевика» не смог вывести лодку в предстартовую зону (закапризничали моторы) и получил 0 очков.
Второй заезд. Со старта лидирует и побеждает экипаж другой лиепайской команды — представители автопредприятия № 16 В. Федотов и А. Левачев. Правда и то, что на исход командной борьбы их результат не оказал почти никакого влияния: слишком мало очков заработали их товарищи в младших классах!
Из главных претендентов на приз по результатам гонок серии, казалось бы, вышли вперед пермяки — лишь четвертой была на финише мотолодка «Большевика». Но такое распределение мест сохранялось только до заседания судейской коллегии. За нарушение правил соревнований, запрещающих проходить через стартовую зону при обратном движении по трассе, пермский экипаж был дисквалифицирован. Итак, и пермяки получили «баранку»! Основные претенденты вновь имели практически равные шансы. Все должно было решиться в маршрутной гонке.
И здесь надо отдать должное выдержке, упорству и спортивной злости лиепайских рыбаков! В классе Т-350 100 очков за победу в маршрутной гонке (напомним, очки за нее начислялись с коэффициентом 2) приносят своей команде А. Юрмалис и А. Фрейманис. «Попутно» они завоевывают звание абсолютных победителей в личном зачете. Пермские же гонщики в этом классе зачета в маршрутной гонке не получают вообще.
В гонках судов Т-500 экипаж «Большевика» занимает 2-е место; пермские спортсмены приходят лишь третьими, но в абсолютном зачете у них оказывается точно такое же количество очков, как и у лиепайчан — 180! По положению предпочтение отдается имеющему лучший результат в маршрутной гонке, а он лучше у лиепайчан, которые и здесь становятся абсолютными победителями.
После этого победа экипажа «Моторостроителя» в «серийном» классе Т-1000 уже не может повлиять на исход командной борьбы; экипаж «Большевика» приносит своей команде еще 60 очков (за 5-е место!) и закрепляет успех.
Итак, переходящий приз «Балтияс Дзинтарс» еще на год остается прописанным в Лиепае, но теперь его увозят спортсмены не из водно-моторного клуба Городского холодильника, а из рыбколхоза «Большевик», учредившего приз!
Неудачно вписались в этом году соревнования на приз сборника в общесоюзный водно-моторный календарь. Вода в Пярну оказалась свободной именно в то время, когда большинству спортивных команд предстояло выступить в зональных состязаниях на Кубок СССР. Тренеры были поставлены перед дилеммой — «КиЯ-81» или зона и возможность попасть на финал. Многие выбрали второй вариант, и это понятно: гонки на приз «КиЯ» хотя и включены во всесоюзный календарь, но не являются обязательными, в отличие от кубковых встреч.
Командные результаты гонок на судах народного потребления
(Первые десять мест)
- 1 — Пермское производственное объединение «Моторостроитель» им. Я. М. Свердлова, I команда (356 очков; абсолютное 1-е и 2-е места в классе Т-500; абсолютное 1-е место в классе Т-1000); Переходящий приз редакции сборника «Золотой винт»; Переходящий приз судостроителей за наивысшую скорость;
- 2 — Московское машиностроительное производственное объединение «Красный Октябрь» (325 очков; абсолютное 1-е место в классе Т-700);
- 3 — I городская команда г. Калининграда (319 очков; абсолютное 1-е место в классе Т-250, абсолютное 1, 2 и 3-е места в классе Т-350);
- 4 — I команда Ленинградского экспериментального завода спортивного судостроения (305 очков; абсолютное 1-е место в классе Т-175; абсолютное 3-е место в классе Т-500; абсолютное 2-е место в классе Т-700);
- 5 — Сосновский судостроительный завод (301 очко; абсолютное 2-е место в классе Т-1000);
- 6 — объединенная команда г. Куйбышева (282 очка; абсолютное 3-е место в классе Т-250; абсолютное 3-е место в классе Т-700);
- 7 — II городская команда г. Калининграда (277 очков);
- 8 — II команда Сосновского судостроительного завода (254 очка);
- 9 — Куйбышевское моторостроительное производственное объединение им. М. В. Фрунзе (246 очков; абсолютное 3-е место в классе Т-1000);
- 10 — Новосибирский авиационный завод им. В. П. Чкалова (232 очка).
Результаты соревнований на приз «Балтияс Дзинтарс»
Командные результаты (первые шесть мест)
1 — Лиепая, рыболовецкий колхоз «Большевик», 460 очков; 2 — Пермское ПО «Моторостроитель» им. Я. М. Свердлова, 405; 3 — Лиепая, Автотранспортное предприятие № 16 (АТП-16), 384; 4 — Лиепая, Гор. холодильник, 352; 5 — Калининград (команда города), 341; 6 — Рыболовецкий колхоз «Звейниекс», 244.
Личные результаты (Первые три места; указаны места в маршрутной гонке и в серии 2X5 миль, а также общая сумма очков)
Мотолодки Т-350: 1 — к. м. с. А. Юрмалис, I р. А. Фрейманис; Лиепая, p/к «Большевик» (1; 2, 4); 180; 2 — к. м. с. В. Михайлов, к. м. с. Д. Киеле; Лиепая, Холодильник (7; 1, 1); 148; 3 — 1 р. В. Белых, II р, В. Михайлов; Калининград (2; 8, 5); 141;
Мотолодки Т-500: 1 — I р. М. Гутманис, I р. Э. Свейлис, Лиепая, «Большевик» (2; 2, 2); 180; 2 — к. м. с. Ю. Крыночкин, к. м. с. С. Борисов; «Моторостроитель» (3; 1, 1); 180; 3 — III р. К. Дубавс, III р. И. Лалиньш; «Звейниекс» (5; 3, 4); 135;
Мотолодки Т-1000 (серийные): 1 — I р. В. Федотов, I р. А. Левачев; Лиепая, АТП-16 (3; 3, 1); 170; 2 — м. с. А. Воеводин, м. с. В. Разорвин; «Моторостроитель» (1; 1, 0); 150; 3 — к. м. с. А. Дмитриев, б/р А. Питель; Лен. эксп. з-д спорт, судостр. (2; 2, 0); 135;
Мотолодки Т-1000 (самостоятельной постройки): 1 — к. м. с. П. Андреев, к. м. с. О. Бозяков; Калининград (2; 1, 21; 92; 2 — б/р Е. Курятник, б/р А. Булванс; Рига, «Страуме» (4; 2, 1); 82; 3 — к. м. с. Н. Слетин, б/р В. Логвин; Рига, «Страуме» (1; 3, 0); 70.
Результаты соревнований спортивных команд городов на приз «Спорт»
1 — Тарту (сумма скоростей — 746,39); 2 — Москва (686,18); 3 — Лиепая, СТК ДОСААФ (607,89); 4 — Пярну (367,30); 5 — Лиепая, p/к «Большевик» (365,41); 6 — Куйбышев (356,20); 7 — Ленинград, ЦКТБ ДОСААФ (102,26).
Личные результаты соревнований на спортивных судах
(Первые три места; указаны сумма скоростей и максимальная скорость, показанная в гонках)
Мотолодки SB (юноши). Серия 3X5 миль: 1 — II р. Б. Вишняков; Москва; 164,21 (55,57); 2 — 1 р. В. Самыкин; Куйбышев; 164,03 (56,83); 3 — к. м. с. А. Атматс; Лиепая, СТК; 155,27 (51,91).
Абсолютный победитель — Б. Вишняков; 164,21.
Мотолодки SB. Серия 3X5 миль: 1 — м. с. С. Кряжер; Москва; 180,99 (60,50); 2—к. м. с. А. Гулбис; Лиепая, СТК; 164,98 (55,15); 3 — к. м. с. А. Нордстрём; Тарту; 154,16 (56,20).
10 миль: 1 — к. м. с. В. Саламатин; Казань; 61,50; 2 — м. с. Ю. Пывват; Тарту; 59,33; 3 — к. м. с. А. Гулбис; Лиепая, СТК; 55,34.
Абсолютный победитель — С. Кряжер; 234,73.
Мотолодки SC. Серия 3X5 миль: 1 — м. с. м. к. А. Раудва; Тарту; 202,37 (68,57); 2 — м. с. В. Саар; Тарту; 185,66 (62,32); 3 — м. с. И. Гутманис; Лиепая, СТК; 177,58 (59,26).
10 миль: 1 — м. с. м. к. М. Зайчиков; Куйбышев; 69,63; 2 — м. с. м. к. А. Раудва; Тарту; 67,99; 3 — м. с. В. Саар; Тарту; 62,53.
Абсолютный победитель — А. Раудва.
В Пярну оспаривать приз «Спорт» приехало всего семь команд, причем две из них даже не имели полного состава. Было отрадно видеть среди прибывших постоянных участников гонок «КиЯ» и неоднократных обладателей приза «Спорт» на предыдущих соревнованиях — команды Москвы и Тарту, победителя лиепайской встречи 1979 г. команду Куйбышева. В составе этих команд можно было видеть ведущих гонщиков страны. И опять-таки отрадно, что тренеры их сумели так спланировать время, что этн спортсмены смогли и успеть на старты кубковых соревнований (главная судейская коллегия разрешила им покинуть соревнования в Пярну до их официального закрытия).
По сравнению с прошлыми соревнованиями состав спортивной команды несколько изменился. Ее «чисто спортивное» ядро осталось прежним — по две мотолодки в классах SB и SC и еще одна в SB с гонщиком юношей (16—18 лет), но мотолодки народного потребления были исключены. Такое решение организаторов вполне оправдано: ведь в спортивных клубах мотолодки туристских классов не культивируются; каждый раз перед поездкой на наши гонки приходилось наспех специально готовить две мотолодки с экипажами, да и транспортировать лишние лодки было хлопотно.
Система зачета не изменилась: учитывалась сумма скоростей, показанных спортсменами, причем в зачет команде шла сумма всех трех скоростей серии 3X5 миль, а в личном зачете на звание абсолютного победителя к сумме скоростей серии приплюсовывалась средняя скорость, показанная в личной 10-мипьной гонке.
Заездам спортивных мотолодок был отведен один гоночный день — 7 июня.
Открыли соревнования юноши. И в первой же гонке можно было видеть острую интересную борьбу. Почти все пять кругов 5-мипьной дистанции лидировал куйбышевец В. Самыкин, однако буквально на последних десятках метров его сумел обойти к. м. с. В. Корнилов из команды Казанского моторостроительного объединения, выступавший на спортивном моторе «Привет-25», выпускаемом КМПО.
Во втором заезде казанец уже на первом круге уверенно выходит вперед и так же красиво финиширует с отрывом более чем в полкруга от соперников: для двухбуйной дистанции его скорость очень высока — 59,72 км/ч. Отличный результат, лишь немногим отличающийся от лучшей скорости победителя среди взрослых (60,5 км/ч), — серьезная заявка на победу! Но в решающий момент спортивное счастье изменяет молодому казанскому спортсмену: при рискованном маневрировании во время обгона противника мотолодка его переворачивается, наиболее вероятный претендент на победу заканчивает заезд вынужденным купанием. Первым к финишу снова приходит В. Самыкин. И тем не менее становится победителем в серии гонок не этот великолепно выступавший гонщик, а второразрядник из Москвы Б. Вишняков, по сумме скоростей опередивший его... на 0,18 км/ч! Б. Вишняков не выиграл ни одного заезда, но благодаря применяемой системе зачета стал победителем серии и — автоматически — абсолютным победителем встречи. Поясним, что проведение всех четырех спортивных гонок в один день было сделано по просьбе тренеров команд, а поскольку по медицинским нормам проводить бопее трех заездов в юношеских классах нельзя, абсолютный победитель среди юношей был определен по результатам серии.
Среди 13 спортсменов, вышедших в предстартовую зону первого заезда «взрослого» класса SB, на этот раз не было хорошо известных читателям по предыдущим репортажам ленинградца А. Берницына, каунасца А. Бакшиса, ленинградца Ю. Алиева. Но накал борьбы на трассе, да и скорости, показанные лидерами, ничуть не уступали тому, что было на первом этапе личного чемпионата страны.
Все три заезда уверенно выиграл москвич С. Кряже р. Оценив возможности соперников и имеющийся внушительный разрыв в суммах скоростей, он решил, что для победы в абсолютном зачете ему нет никакой необходимости рисковать: 10-мипьную гонку он спокойно закончил пятым, этого оказалось более чем достаточно.
По просьбе представителей КМПО в 10-мипьчый заезд был допущен казанский к. м. с. В. Саламатин, выступавший на пока еще экспериментальном подвесном моторе «Привет-С». Если учесть, что это была первая проба мотора в гоночных условиях — без предварительной отладки положения мотора на лодке, без подбора гребного винта, результат дебюта казанской новинки можно считать отличным: за 10 кругов заезда В. Саламатин более чем на круг обогнал сильнейших соперников! Стоит подчеркнуть, что по общему мнению спортсменов работа КМПО над созданием отечественного спортивного мотора, отвечающего всем современным мировым стандартам, должна получить свое логическое завершение в выпуске достаточно большой серии таких моторов для спортивных коллективов страны.
В SC на пярнуской воде снова встретились постоянные соперники — ведущие гонщики в этом классе куйбышевец М. Зайчиков и тартусец А. Раудва. Полутора месяцами ранее, в апреле, М. Зайчиков уверенно выиграл первый этап чемпионата СССР. Но на наших гонках ему, как правило, фатально не везет: даже имея явное преимущество в скорости, он не выигрывает — или допускает досадную тактическую ошибку и делает фальстарт (как это было на предыдущих соревнованиях) или его в решающий момент подводит мотор. Не стала исключением и встреча в Пярну.
С 1977 по 1980 гг. заводчан, конструкторов и спортсменов принимала Латвия — гостеприимная Лиепая. Именно здесь программа соревнований дополнилась еще одной чисто балтийской страницей — гонками прогулочно-туристских мотолодок в Открытом море, выступлениями на приз «Балтияс Дзинтарс» («Балтийский Янтарь»).
Таким образом, выбор Эстонии для очередных баталий на воде не был случайностью. Тем более, что эстонские водномоторники Юрий Лилл, Алдур Раудва и другие неоднократно увозили с соревнований памятные призы, учрежденные изготовителями лодок и моторов, а сборная Тарту не раз завоевывала переходящий приз среди спортивных команд городов. Соревнования в Пярну замкнули своеобразный мост дружбы республик Прибалтики и, мы надеемся, дадут новый толчок развитию а них водно-моторного спорта.
Однако получилось так, что окончательно Пярну — город на берегу Рижского залива — определился а качестве места очередной XV встречи всего за два месяца до открытия соревнований. Объединенному Пярнускому комитету ДОСААФ, возглавляемому Вилли Владимировичем Ванном, пришлось проделать огромную работу по организации одних из крупнейших всесоюзных соревнований. И без преувеличения можно сказать, что мероприятие было проведено на высоком организационном уровне.
Покидая уютный приморский город, многие спортсмены выражали надежду вновь встретиться на берегах Пярнуйыги и обязательно — получше познакомиться с крутой волной Пярнуского залива. И так говорили не только те, кто выводил продукцию своих заводов на трассы скоростных гонок: Пярну — всесоюзный курорт на реке и море — предоставляет неплохие условия для широкой рекламы самых разнообразных типов лодок, включая и парусные.
Водно-моторный спорт и туризм весьма популярны в Эстонии, омываемой заливами Балтики и Чудским озером, славящейся множеством живописных озер и рек. Именно здесь зародились ставшие в Прибалтике традиционными водно-моторные ралли, участие а которых позволяет спортсменам наиболее полно проявить свою подготовку к плаванию в любых тяжелых условиях. И не исключено, что новой страницей гонок на приз «Катеров и яхт» в будущем станет именно этот вид соревнований, шефство над которыми готовы принять наши эстонские друзья.
Примечания
1. Интересно отметить, что в качестве прототипа использована лодка, построенная куйбышевским судостроителем-любителем М. К. Качеевым (см. сборник №77).