Информация об изображении
Спуск лодок с высокой стенки камеры шлюза представляет одну из самых сложных проблем
Найти для гонки дистанцию, опоясывающую столицу Англии, оказалось нетрудно. До развития железнодорожного транспорта вся страна была покрыта густой сетью каналов, соединяющих Темзу с другими водными артериями. И вот теперь Темза и системы каналов Регент и Гранд-Юнион с их многочисленными шлюзами стали составными звеньями кольцевой трассы марафона.
Спуск лодок с высокой стенки камеры шлюза представляет одну из самых сложных проблем
На упомянутых каналах уже в течение десятилетий действуют весьма строгие ограничения скорости движения. Поэтому, чтобы не возбуждать недовольства местной администрации, организаторы соревнований настояли на том, чтобы сделать гонку «неторопливой»: установили верхний предел мощности подвесных моторов на участвующих судах — 5 л. с. Разумеется, многие сомневались в успехе, полагая, что вряд ли гонка, во время которой зрители, шагая по набережной, могут обогнать участников, для кого-нибудь представит интерес. Теперь сомнений нет, успех первой же гонки их рассеял. В этом году, например, в марафоне протяженностью 72,4 км стартовали 49 экипажей, а соревнование было очень спортивным и азартным, вызвавшим большой интерес зрителей.
По существу, это — своеобразное ралли. Так как соревнование обычно проводится в субботу и воскресенье, когда шлюзы на каналах не работают, участникам приходится обносить свои лодки по берегу и время, затрачиваемое на это, входит в среднюю скорость, строго регламентированную для каждого из участков трассы. Так, для первого участка — по каналам с большим числом шлюзов контрольная скорость равна 6,4 км/ч (4 стат. мили в час), для второго — на Темзе, по свободной воде — 9,6 км/ч (6 стат. миль в час). Уставшим экипажам совсем нелегко перетаскивать лодки весом по 80—90 кг, то поднимать их на несколько метров вверх, то вновь спускать на воду. Специальные «тайные» контролеры, расставленные по трассе, фиксируют любые нарушения заранее рассчитанного графика движения каждой лодки. За превышение скорости начисляются штрафные очки, которые могут отодвинуть далеко назад финишировавшие вовремя экипажи. Побеждает тот, чья средняя скорость оказывается ближе всего к контрольной цифре.
Температура в это время года довольно низка, так что не редкость — тонкий ледок у берегов, а пребывание на воде в течение нескольких часов становится жестоким испытанием выносливости экипажей и техники. Многие предпочитают надевать гидрокостюмы, позволяющие сохранять тепло в случае падения в воду. Да и при подъеме лодок на вертикальные стенки шлюзов стоящего внизу окатывает холодным душем. Жесткий шлем — обязательный предмет экипировки каждого участника, поскольку не редкость и случаи падения сверху каких-либо предметов снаряжения лодки.
Лодки стартуют с интервалами в 10 сек из Патни — небольшого городка на Темзе выше Лондона. По мере продвижения вниз по реке дает о себе знать приближение к морю. В этом году вышло так, что участники подошли к воротам первого шлюза — входу в один из каналов — в момент отлива. Другими словами, им прошлось поднимать свои лодки на многометровую высоту вдоль покрытых илом стенок. Любое промедление при этом грозит существенной потерей скорости!
После путешествия по диккенсовским задворкам старого Лондона, разумеется, по воде, путешественники имели промежуточный финиш в Паддингтоне — районе северного предместья. Здесь они сделали остановку на ночлег.
Следующий участок трассы начался утренним 19-километровым переходом по свободному от шлюзов каналу Гранд-Юнион навстречу пронизывающему ледяному ветру. Лодки шли на запад — в Брентфорд, где канал вновь соединяется с Темзой. Вот здесь-то, перед самой рекой, их и ждало главное препятствие — целых восемь шлюзов, следующих один за другим настолько тесно, что не было никакого смысла спускать лодки на воду между ними. Пришлось брать лодки на плечи и бегом преодолевать довольно значительное расстояние. Даже самые тренированные спортсмены из военных моряков вынуждены были сделать здесь несколько остановок, чтобы перевести дыхание. А ведь были среди участников и женские экипажи!
Уровень воды в Темзе намного ниже, чем в последнем шлюзе. Гонщикам надо было осторожно спускать свои надувнушки с высоты двухэтажного дома. Только после этого лодки устремились — уже без всяких препятствий — к месту финиша в Патни.
Лондонский марафон выигрывают расчетливые тактики — люди, умеющие ценить время и взвешивать свои силы. В этом году победителями соревнований стали многократные участники марафона Ник Крипе и Петер Драри из Глостера. В борьбе с экипажем из флотских офицеров Гилкса и Пиллока они одержали верх уже в конце первого этапа и не уступили лидирующего положения до самого финиша. Правда, первой оказалась в Патни лодка молодого редактора журнала «Powerboat and Waterskiing» Розалинды Нотт, но она слишком спешила закончить соревнования и получила за превышение скорости на последнем этапе так много штрафных очков, что в число победителей не попала. Тем не менее усилия Розалинды и ее напарницы Пилпы Ниел были вознаграждены призом за лучший результат среди женских экипажей.
Фирмы — изготовители надувных лодок и маломощных моторов получили хороший полигон для испытаний и рекламы продукции, а болельщики густонаселенного района британской столицы — великолепное зрелище!