Последние минуты парусной регаты XXII Олимпиады... Получены наши золотая, серебряная и бронзовая медали, спортсмены уже направились к выходу на церемониальную площадь парусного центра, а музыканты образцового оркестра ВМФ готовились приложить мундштуки труб к своим губам. В эту минуту кто-то из руководителей нашей команды произнес: «С этого момента для нас начинается следующая олимпиада!»
Это была правда как в прямом смысле (олимпиада — промежуток между олимпийскими играми), так и в переносном. Еще не закончился год XXII летних Олимпийских игр, а представители парусного спорта СССР уже снова собрались в Таллине, на сей раз — чтобы обсудить вопросы, связанные с предстоящими в 1984 г. XXIII Олимпийскими играми, которые намечено провести в Лос-Анджелесе. В итоге была поставлена цель: после короткого отдыха улучшить общую физическую подготовку яхтсменов-олимпийцев.
Потом, без особого промедления, начались и их тренировки под парусами: уже в январе довольно большая флотилия яхт олимпийских классов вышла в Черное море.
Довольно интересно были организованы февральские сборы в Сочи. После каждых трех дней тренировок проходила гонка. Таким образом в течение месяца состоялась регата по полной программе. Спортсмены вновь почувствовали себя в атмосфере борьбы, тренеры получили возможность дать хотя бы приблизительную оценку подготовке каждого яхтсмена.
По-настоящему же первая весна XXIII Олимпиады наступила вместе с началом первой международной Сочинской регаты, которая проводилась с 28 марта по 6 апреля. Эта регата должна была испытать каждого нашего яхтсмена и уже конкретно определить ядро сборной команды страны. Особенно важно это было сделать в классах «470», «Финн» и «Солинг», в которых чемпионаты Европы и мира были запланированы уже на начало лета.
Итак, в конце марта у нового здания сочинского яхт-клуба (которое, подчеркнем, соответствует самым высоким стандартам и оригинально в архитектурном отношении) были подняты флаги пяти стран: Венгрии, ГДР, Кубы, СССР и ФРГ. Впредь Сочинскую регату предполагается сделать традиционной, максимально расширив круг ее участников, однако и в этот первый раз на отсутствие конкуренции нельзя было пожаловаться — на старт вышло более 300 яхтсменов. Зарубежные гости в основном были молоды; на Черное море они приехали главным образом для того, чтобы набраться опыта. Наиболее острая и напряженная борьба проходила между яхтами под знаком «SR» на парусах.
Следует отметить в какой-то мере исторический момент: в этой новой регате впервые в Советском Союзе наряду с шестью уже привычными олимпийскими классами на равных правах стартовал и седьмой, новый класс — «Виндгляйдер». Событию было уделено должное внимание. У «Виндгляйдеров» можно было видеть не только многочисленные моторные лодки тренеров, но и группу научных сотрудников Краснодарского института физкультуры, вооружившихся видеомагнитофоном.
В классе «Виндгляйдер» в числе 70 участников, оспаривавших победу, выступали такие опытные виндсерфисты, как Франк Шпетель и Дитмар Хеби (оба из ФРГ). Однако практически все 70 спортсменов впервые участвовали в больших международных соревнованиях в новом классе парусных досок.
Насколько же опытные западно-германские мастера опережали других спортсменов? Чтобы на этот вопрос получить исчерпывающий ответ, организаторы Сочинской регаты пошли на уступку: разрешили спортсменам из ФРГ стартовать на снарядах со своими парусами, пошитыми известными фирмами. Всем же остальным пришлось подчиниться совершенно новому правилу: перед каждой гонкой фирменные парусные доски с фирменными же парусами (автором монотипа «Виндгляйдер» и его поставщиком является Фред Остерман) распределялись по жребию. Так будет впредь и на всех регатах класса «Виндгляйдер», проводящихся в нашей стране, и через четыре года на самой главной в мире регате — Олимпийской. Эта система хороша тем, что никто не сможет облегчить себе путь к победе за счет более качественного инвентаря, все будет решать только мастерство спортсменов.
Начало регаты неожиданно для всех дало повод для оптимистического настроения: никакого отставания наших яхтсменов не обнаружилось. После первых гонок, когда из-за слабого ветра зрители скучали, а участники нервничали, наиболее серьезными претендентами на победу стали москвич С. Самокиш и сочинские спортсмены В. Желехов и А. Шершнев.
У «Виндгляйдера» парус немного больше, чем у «Виндсерфера», поэтому спортсмен может себе позволить несколько лишних килограммов. Однако в шестерке лучших по результатам двух первых гонок тяжеловесов не было. Неожиданный результат принесла третья гонка: несмотря на опять-таки довольно слабый ветер, к финишу первым пришел Д. Хеби — спортсмен, имеющий вес 75 кг.
— Не много ли это? — спрашивали победителя третьей гонки.
— Немножко лишнего веса есть,— признал Д. Хеби, — а вот мой баскетбольный рост (188 см) нисколько не мешает. Это — отличный рычаг, помогающий мне во время сильного ветра.
— А увенчалась ли эта «помощь» соответствующими достижениями?
— Да, в 1979 г. на чемпионате мира в классе «Виндсерфер» я занял 5-е место. Конечно, в своей весовой категории...
Однако на олимпийской регате 1984 г. будет разыгрываться лишь один комплект из трех медалей — так сказать, абсолютный зачет: никаких весовых категорнй1 И тренер сборной команды страны в классе «Виндгляйдер» 10. Щеглаков считает: чем спортсмен легче, тем ход быстрее!
Для спортсмена, выступающего в новом классе, исключительно важна отличная атлетическая подготовка. В этом отношении Сочи, как выяснилось, не самое подходящее место для тренировок. Данные метеорологов за последние 17 лет показывают, что ни разу средняя за месяц скорость ветра не превышала 4 м/с. Тренер Ю. Щеглаков вполне обоснованно отметил: «У нас нет нужных условий для гонок при сильном ветре. На всех контрольных тренировках наи-лучшне показатели были у местных — сочинских — спортсменов. Но будут ли они лучшими и тогда, когда для удержания паруса понадобятся, по крайней мере, двойная сила и ловкость?
Четвертый день регаты дал на этот вопрос частичный ответ. Никакого урагана, впрочем, не было, но и 4 балла, которыми были оценены порывы ветра во время очередной гонки, потребовали большого мастерства. И Ф. Шпетель его наглядно продемонстрировал. Он не перепрыгивал волну, и скользил поверх ее. Ф. Шпетель оторвался от соперников уже на старте, первым обошел все поворотные знаки и достиг финиша. Этой победой он несколько компенсировал 7, 12 и 5-е места, занятые в предыдущих гонках. Отрадно, что молодые черноморцы В. Мелехов и Р. Файзуллин отстали от него совсем немного!
Франк Шпетель — чемпион мира в классе «Мистраль». И это не единственное его достижение на парусных досках. Он охотно отвечает на вопрос об участии в других регатах:
— Больше всего участвовал в соревнованиях в самом первом классе парусных досок — «Виндсерфер»: в прошлом году на чемпионате мира я был четвертым, в позапрошлом — четвертым на чемпионате Европы и пятым — мира. В 1980 г. в чемпионате мира в открытом классе на парусной доске «Сюрфсэйлер» занял 7-е место.
— Вам, следовательно, хорошо известны несколько типов парусных досок. Какой вы предпочитаете?
— Новейшую модель «Мистраль» — «М-1». На второе место ставлю «Виндсерфер». Олимпийский «Виндгляйдер» по ходовым качествам я поставил бы на пятое-шестое место. Но это не главное. Существенно то, что на олимпийской регате у всех' будут равные возможности.
— Сколько лет вы занимаетесь парусным спортом?
— Шесть, если не считать тех несколько месяцев, в течение которых я тренировался в классе «420», отданы парусной доске...
Шесть лет. Такой же стаж и у наших «ветеранов», выступающих на парусной доске! Этим летом советские виндсерфисты впервые смогут проверить свои силы на чемпионате Европы (в августе в Швеции) и мира (в октябре в Бразилии). Если судить по Сочинской регате, то можно предположить, что такую возможность завоюют те, кто помоложе.
В пятой гонке, ставшей последней гонкой регаты, под дождливым небом и вновь при слабом ветре паруса опять двигались так, словно они застыли на холоде. Как и в первый день, самую высокую скорость продемонстрировал 19-летний студент Краснодарского института физкультуры В. Мелехов; набрав 14,7 очка (1, 6, 2 и 1-е зачетные места), он стал первым в нашей стране победителем соревнований в классе «Виндгляйдер». 2-е место занял его ровесник — студент Московского энергетического института С. Самокиш — 27,7 очка (6, 1, 4 и 4-е места). Оба этих молодых спортсмена завоевали право участвовать в первом зарубежном турне наших спортсменов — Иерской регате.
Ф. Шпетель в последней гонке финишировал третьим; такое же место он завоевал и в общем зачете, лишь на 1 очко отстав от С. Самокиша. Четвертым был Р. Файзуллин — 31,4 очка (11,3,3, 2), пятым — A. Шершнев (36,7; 2, 4, 8, 6), шестым — Д. Хеби (40; 7, 1, 11, 5).
Однако новые имена и более поздние годы рождения интересовали тренеров не только в связи с появлением нового класса «Виндгляйдер». После того как А. Балашов — наш лучший «финнист», выступавший на двух последних олимпиадах, пересел на «звездник», «трон» в классе «Финн» пустует. Старший тренер сборной СССР Л. Ремнев считает, что его должен занять молодой — 19—22-летний яхтсмен. В Сочи в упорной борьбе 45 участников победителем состязаний стал 25-летний Б. Захаров (38,4 очка). Только на 0,6 очка от него отстал О. Хоперский, год рождения которого (1959) попадает в диапазон, намеченный тренерами. 3-е место (43,7) занял его сверстник С. Попов.
— Почетное звание чемпиона Европы в классе «470» мы завоевывали дважды, и оба раза рулевым не было и 20, — так начал беседу о классе «470» Л. Ремнев. — На Таллинской регате победителем вышел 19-летний бразилец М. П. Р. Соарес. Этих примеров, думаю, достаточно, чтобы стало ясно, почему и впредь свои надежды мы связываем с молодыми спортсменами. К сожалению, в этом классе у нас вообще нет своего лидера. Ни молодого, ни старого...
В Сочинской регате тоже никто не продемонстрировал высокого мастерства. В состязании 36 экипажей победил экипаж из ГДР (рулевой П. Хехт, 30 очков). 2-е место занял B. Чирков (32), 3-е—В. Арефий (41,1).
Чтобы молодые смогли взять в свои руки лидерство, они прежде всего должны победить теперешних фаворитов, в составе экипажей которых, правда, произошли некоторые изменения. Например, в классе «Торнадо» шкотовым двукратного чемпиона мира и олимпийского неудачника (4-е место в Таллине) В. Потапова стал его старший брат Александр, вместе с которым он занял в Кингстоне 4-е место в классе «470». И на Черном море удача не сопутствовала братьям Потаповым — на 1,3 очка их опередил В. Кривошей (18,7). Однако лучше всех, по мнению тренеров, на Сочинской регате выступил 24-летний С. Приймак, завоевавший 3-е место (23,1).
В классе «Летучий голландец» места распределились следующим образом. В. Леонтьев — лидер в этом классе, потерпел поражение, если так можио выразиться, говоря о 2-м месте (25 очков). Победу одержал С. Бородинов (18), причем особую ценность этой победе придает год рождения рулевого — 1958. 3-е место занял И. Карпак (30), возраст которого еще двумя годами меньше.
Трехкратный олимпийский чемпион В. Манкин со своим шкотовым A. Зыбиным (бывшим шкотовым B. Потапова) ежедневно утром выходил в море самым первым — по крайней мере на полчаса раньше остальных, давая этим понять, что он серьезно метит на участие в пятых олимпийских играх подряд. Однако Сочинская регата для В. Манкина, как и для многих других, началась неожиданно. В своей первой официальной гонке в классе «Звездный» всех конкурентов обогнал А. Балашов. Во второй раз проиграть дебютанту В. Манкин, очевидно, не хотел, поэтому во второй гонке началась острейшая дуэль, во время которой оба спортсмена увлеклись настолько, что победа оказалась в руках... молодого эстонца А. Волмера. На этом борьба н закончилась: на последних двух гонках (в этом классе судьи смогли дать всего четыре старта) В. Манкин финишировал первым и в результате завоевал победу с убедительным перевесом — 6 очков.
Своей предприимчивостью (и мастерством) порадовал студент Тартуского университета А. Волмер, которому 21 год. Для этого спортсмена обстоятельства складывались неблагоприятно. В единственный ветреный день (в порывах до 5—6 баллов) на его яхте сломалась мачта. Всю ночь А. Волмер и Н. Поляков (в Таллине он был членом экипажа «Солинга» Б. Будникова) провели, пытаясь устранить повреждение. Буквально за десять минут до старта Н. Поляков еще висел под краспицей, регулируя ванты. Эти труды не пропали даром: несмотря на довольно солидный багаж штрафных очков за неоконченную гонку, эстонский экипаж занял 3-е место (30,7). Второй приз завоевал экипаж 23-летнего В. Соловьева (26,1).
Приятно сознавать, что в классе, где всегда выше всего котировался опыт, свое слово сумели сказать оба этих молодых рулевых. Очевидно, А. Балашову, оказавшемуся на четвертом месте, в этой компании будет нелегко, однако в результате его перехода класс «Звездный» стал явно сильнее. Зная упорство А. Балашова, можно с уверенностью сказать, что впредь он не удовлетворится столь скромными результатами.
Л. Ремнев считает, что положение, когда молодые «дуют в затылок» старшим, заставляет ветеранов работать с особым рвением. Очень наглядно плоды такой работы продемонстрировал Б. Будников, который в состав своего экипажа вместо Н. Полякова ввел А. Музыченко — бывшего четырехлетнего соратника В. Манкина. Ко второму месту, завоеванному в первой гонке, экипаж Б. Будникова добавил элегантные победы в остальных четырех. Уже две олимпиады Б. Будников выступал как лучший наш рулеврй в классе «Солинг». В Сочи этот статус был закреплен им в начале третьей гонки, причем победа оказалась убедительной — ни одного штрафного очка. На втором месте был В. Максимов (27,4), на третьем спортсмен из ГДР Г. Фуг (27,7).