Однажды, было это, когда Эстония начала готовить регату Олимпиады-80, шесть яхтсменов-таллинцев (Л. Парашии, X. Яласто, Т. Орг, А. Тетсман, П. Леола и автор этих строк) собрались для обсуждения идеи: организовать открытую общереспубликанскую парусную школу для детей по принципу уже созданной ранее шахматной школы «Из пешки в короли». Эта шахматная школа была организована совместно газетой ЦК ЛКСМ Эстонии «Ноорте Хяэль» («Голос молодых») и «Эстонским рекламфильмом» в рамках молодежной телепередачи «Рекламный клуб» (наподобие ленинградского «Монитора»), Раз в неделю, утром — в газете, а вечером — в телепередаче рассказывалось, как идут дела в «школьных» шахматах. После окончания учебного года состоялся фестиваль, принять участие в котором были приглашены 300 лучших учеников. Появился и первый «король» — Яаан Эхльвест, в дальнейшем — чемпион Союза среди юношей, который уже во второй раз представляет страну на первенствах мира среди юниоров.
Информация об изображении
Победитель регаты 1981 года Пеетер Шарашкин на лодке, построенной своими руками
Пример есть. Но как его применить, имея в виду популяризацию парусного спорта? Парус — не шахматы. Без румпеля и шкотов покорять водную стихию не научишься!

Победитель регаты 1981 года Пеетер Шарашкин на лодке, построенной своими руками
И вновь объединили свои усилия «Ноорте Хяэль» и «Эстонский рекламфильм», при котором была к этому времени организована редакция «Спинакер». Так родилась заочная парусная школа для всех. При тираже газеты 150 тыс. экз. и имеющемся в республике количестве телевизоров практически каждая семья получила доступ к занятиям. Курс обучения готовили специалисты-парусники, а журналисты обрабатывали материалы для улучшения их восприятия. Было решено каждый учебный год заканчивать экзаменом-регатой.
Темой первого учебного года была постройка «Оптимиста». В газете публиковались рабочие чертежи самой последней модели швертбота, которые подготовил конструктор ТЭВСС Энн Метсаар. Утром — чертежи в газете, а вечером того же дня в телепередаче — консультации самого конструктора по постройке.
А вот и первый результат: группа ребят из Таллинской школы № 36 под руководством мастеров ТЭВСС в течение года на глазах у всех построила первый самодельный «Оптимист», который весной был торжественно спущен на воду.
Что же это дало? Школьники 5—6 классов смогли овладеть приемами работы с деревом, а главное — поверили в свои силы, в саму возможность постройки настоящих парусников своими руками. Читатели «Ноорте Хяэль» и телезрители познакомились со сложной морской терминологией, с устройством парусного судна. Интерес к теме был очень большой: редакция и телецентр получили много свидетельствующих об этом писем.
Размещение короткого учебного отрезка внутри развлекательной программы оказалось удачей. Популярность темы паруса с последнего места среди остальных тем поднялась «до середины», и это в передаче, где много эстрадных номеров, юмора, встреч с интересными людьми! 13% опрошенных телезрителей — школьников в возрасте до 15 лет вообще назвали этот раздел самым интересным. Высказывалось также мнение, что тема паруса заслуживает отдельной передачи, но такая передача уже не являлась бы школой для всех; ее стали бы смотреть только те, кто уже и так интересуется парусным спортом.
Начиная цикл, мы надеялись, что сразу же развернется массовое строительство швертботов. Надо признаться, из-за отсутствия хороших материалов, тканей на паруса и оковок этого не произошло. И тем не менее, сколько-то лодок было построено в течение первого же учебного года. В том числе, например, судно абсолютного победителя нашей V регаты Пеетера Шарашкина. А самый первый построенный ребятами швертбот стал призом победителю I регаты — Олави Мянни и «навсегда» остался в той школе, в которой он учился.
Занятия заочной парусной школы явно сыграли положительную роль; интерес к «Оптимистам» возрос настолько, что весной 1977 г. ТЭВСС уже оказалась не в состоянии выполнить весь объем поступающих заказов.
Так или иначе, к июню — к стартам I регаты, флот «Оптимистов» в республике вырос вдвое!
Сначала спортивное руководство и слышать не хотело об организации детских соревнований на водоеме, где летом парусов никогда видно не было; потребовалось вмешательство председателя нашей ФПС Яана Тепанди. Вопрос стоял довольно остро еще и потому, что стройка Олимпийского центра на несколько лет лишила детей возможности заниматься парусом, как раньше, на Пирите.
К Харку лодки привезли на машинах, был торжественно поднят флаг первых соревнований, и 53 «Оптимиста» на виду у собравшихся на берегу зрителей, которые получали исчерпывающие разъяснения по радио, взяли старт. После финиша I регаты был праздничный костер, концерт самодеятельности. Все остались очень довольны!
Парусная школа «Калева» решила оставить свои лодки на Харку. Вопрос о пригодности этого озера для детского парусного спорта был решен окончательно. «Ноорте Хяэль» озаглавила репортаж о I регате так: «Парус в городе». И это справедливо, поскольку оз. Харку расположено в новом районе Таллина — Ыйсмяе (35 тыс. чел.) и не далее чем в 1 км от самого крупного жилого района города Мустамяе. Итак, дети двух больших районов получили в свое распоряжение большое озеро. Что было дальше?
Слава заочной парусной школы разнеслась очень быстро. На последующих занятиях наши юные читатели и телезрители ознакомились с олимпийскими классами яхт, познакомились с олимпийцами-гонщиками, тактикой гонок, правилами соревнований. Как и было задумано, каждый учебный год заканчивался экзаменом-регатой. Принимать участие в этих соревнованиях стали и юные яхтсмены Латвии и Литвы, гости из Москвы и Саратова.
За пять лет существования заочной парусной школы появился у нас и свой «король» — Арво Эллер (вместе с Дмитрием Березкиным ставший недавно чемпионом мира и Европы в классе 470 среди юниоров).
Флот эстонских «Оптимистов» вырос до 250 единиц и продолжает расти. В V регате в нюне 1981 г. участвовало 146 юных яхтсменов. Пришлось делать предварительные заезды и проводить гонки в течение трех дней. В финале в зачет шли пять гонок из шести. На регате впервые был использован старт «Открытых ворот», подготовленный опытным мастером Хейно Куйвйыги.
Сложился и постоянный судейский коллектив во главе с неутомимым П. Леола (старшим тренером сборной СССР по буеру). Конечно же, большую роль сыграло то, что родители юных гонщиков и все, кто имел дело с детьми, оказывали постоянную поддержку.
В Таллине, кроме Харку, есть еще два озера: Маарду и Юлемнсте, расположенные недалеко от нового района Ласнамяе. Почему бы не организовать регату трех озер? В планах на будущее и создание Клуба «Оптимистов». Для этого необходимы помещения, эллинги и спортзал для круглогодичных тренировок, однако республиканские организации (и в том числе наша редакция «Спина кера») общими усилиями в состоянии поддержать «движение» «Оптимистов».
Создание детского парусного центра, конечно, связано со многими сложными проблемами, но работая с энтузиазмом, можно совершать чудеса. Надо только быть оптимистом!