Предлагаемая программа ориентирована в первую очередь на разработку нормативной, организационной и технической документации, используя которую региональные федерации, яхтостроители и другие лица и организации могут действовать в направлении развития яхтинга. В необходимых случаях программа предусматривает экспериментальную проверку предлагаемых решений и практическое обучение способам их реализации. Программа охватывает три приоритетных направления.
1. Развитие флота обитаемых яхт
Не отвергая развития олимпийских яхт и экстремальных гоночных программ типа "Гранд Мистраль". следует признать, что основную часть яхтинга в цивилизованном мире составляют плавания и гонки на обитаемых яхтах крейсерско-гоночного дивизиона. приспособленных как для семейного отдыха, так и для соревнований различного уровня - от местных до международных. Под обитаемой понимается яхта, оборудованная постоянными спальными местами в закрытых помещениях.
Обеспечение российских парусников яхтами такого типа требует разработки и реализации концепции их создания с учетом ряда специфично российских факторов.
Фактор первый - географический. Россия, обладающая очень малым количеством пригодных для развития яхтинга мест на морских побережьях, имеет громадную сеть больших и малых рек, озер и водохранилищ, поэтому развитие в первую очередь должны получить яхты типа "река-море". Они должны быть приспособлены для плаваний и гонок на водоемах с малыми глубинами и ограниченными подмостовыми габаритами, а также на больших озерах и в морских условиях. Это определяет трудносовместимые требования к конструкции яхты: она должна обладать малой осадкой для подхода к берегу и плаваний вне основных судовых ходов, и иметь остойчивость, достаточную для морских плаваний (по крайней мере - второй категории).
Фактор второй - уровень развития береговой инфраструктуры. Ее неразвитость заставляет экипажи жить в яхтах в течение всего плавания. На западе, при большом развитии сети марин, экипажи во время стоянок могут пользоваться комфортом береговых отелей и, ради упрощения конструкции. требования к обитаемости малых яхт с экипажем от 3 до 5 чел. резко снижены. У нас же хорошая обитаемость и нормальные бытовые условия должны обеспечиваться даже для яхт длиной 6-8 м, а автономность - обеспечиваться при плаваниях продолжительностью до 10-12 суток.
Фактор третий - трудности с организацией соревнований из-за громадных российских расстояний Организация межрегиональных соревнований требует, как правило, перевозки яхт, лучше всего с использованием автотранспорта. Поэтому яхтам длиной 6-8 м желательно обеспечивать возможность перевозки их на трейлере за легковым автомобилем и на стандартной платформе грузового автомобиля.
Для эффективного использования в гонках яхты должны иметь хорошие лавировочные и маневренные качества, однако жесткие требования по осадке усложняют эту проблему. Необходимо обратить серьезное внимание на гидродинамику килевого комплекса, разрешив применение килей крыльевого типа и снять ограничения на кинематику движения шверта.
С учетом изложенного целесообразна разработка и внедрение небольшого количества типов яхт, в первую очередь - компромиссов. В Советское время классы и типы применяемых яхт определялись директивным методом, периодическим утверждением классификационных таблиц. Жизнь доказала полную несостоятельность этого метода. Положительные результаты внедрения отдельных типов яхт в последнее время были получены только путем добровольного тиражирования более или менее удачных проектов, по которым имелась соответствующая техническая документация и разумно поставленная пропаганда.
Реализация концепции предлагается а форме заказа (может быть, на конкурсной основе) проектов одной-двух яхте постройкой в дальнейшем малой серии, состоящей из шести-девяти одинаковых яхт, которые можно использовать для проведения матчевых гонок, межрегиональных встреч или для комплектования учебных центров. Что-же касается конкретных типов этих яхт, то их определение должно стать результатом анализа развития яхтинга и пожеланий парусников России.
В качестве варианта могут быть предложены два класса яхт типа "река-море" с достаточным уровнем комфорта, пригодных к эксплуатации на внутренних водоемах и в морских условиях. Один из типов - трейлерный компромисс для экипажа из 3-4 чел, с автономностью 10-12 суток, способный подходить к достаточно отмелому берегу, обладающий остойчивостью, необходимой для морских плаваний второй категории и лавировочными качествами, позволяющими успешно использовать его как для крейсерских, так и для матчевых гонок.
В качестве второго типа желательна яхта для экипажа 5-7 чел. с автономностью до 30 суток и основными размерениями, допускающими свободную эксплуатацию на внутренних водных путях. Кроме компромисса, возможен вариант с усложненной формой постоянного киля для снижения осадки.
При разработке конструкции яхт серьезное внимание должно быть обращено на возможность преодоления финансового барьера путем рассрочки затрат последовательным доукомплектованием базовой модели или даже самостоятельной достройкой необорудованного корпуса с применением необходимых заготовок и оборудования.
Разработка проектов должна сопровождаться созданием правил класса, позволяющих проводить гонки без гандикапа и оставляющих яхтостроителям и владельцам некоторую свободу в модернизации яхты.
Программы строительства опытных серий яхт должны сопровождаться широкой пропагандистской кампанией, адресованной, в первую очередь, потенциальным потребителям.
2. Безопасность плавания
Безопасность определяется конструкцией яхты, ее снабжением и подготовленностью экипажа.
Обеспечение прочности и мореходности яхты во многом зависит от наличия нормативной базы и, а первую очередь, правил постройки, которые у нас сейчас отсутствуют. Поэтому первоочередной задачей является разработка Российских Правил постройки обитаемых яхт, предназначенных для плаваний или гонок в открытом море, прибрежных районах и на внутренних водных бассейнах.
Снабжение яхт регламентируется единственным действующим в настоящее время документом - Специальными Правилами по элементам конструкции, оборудованию и снабжению обитаемых яхт и индивидуальному снаряжению экипажей (СП ПКС94). Эти правила изданы в 1994 г на основе аналогичных международных Спецправил Совета по крейсерским гонкам (ORC) с российскими национальными дополнениями. Опыт их применения и издание ORC в 1996 г. новой версии международных спецправил с существенной редакционной переработкой определили необходимость переиздания СП ПКС
Назрела необходимость разработки рекомендаций по комплектованию яхт современными средствами связи, сигнализации и навигации.
Выпуск основополагающих документов позволит наладить экспертизу проектов, техническое освидетельствование и надзор за состоянием яхт в эксплуатации, а также обеспечит возможность содействия производству сертифицированного аварийного и спасательного снаряжения.
Проблема обеспечения, надлежащей подготовленности экипажа также упирается в нормативную базу. Последняя официальная программа подготовки яхтенных рулевых и капитанов вышла в 1973 г. и, естественно, безнадежно устарела. Необходимы разработка новой программы подготовки и положения о дипломировании командного состава парусных и парусно-моторных яхт для различных районов плавания и согласование этих документов с надзорными службами Минтранса и погранохраны.
Сложившаяся у нас система подготовки яхтенных судоводителей имеет существенный недостаток: если теоретическая подготовка ведется преподавателями, квалификация которых хоть как-то контролируется региональными квалификационными комиссиями, то практическое обучение полностью доверено капитанам яхт, не имеющим, как правило, необходимых знаний и навыков для инструкторской деятельности. Необходимо разработать положение об учебно-тренировочных центрах для прохождения практики под руководством специально обученных и аттестованных инструкторов. Эти центры должны, в первую очередь. располагаться на бассейнах разряда "М", чтобы стажирующиеся могли приобрести опыт плаваний в серьезных условиях.
Нужно заимствовать международный опыт переподготовки судоводителей путем организации целевых семинаров по новым способам управления яхтой в экстремальных условиях и методам производства спасательных работ.
Чтобы не изобретать велосипед, пора наладить тесный контакт с Международной ассоциацией парусных школ.
Повышение уровня проведения крейсерских гонок и плаваний
Уровень обеспеченности гонок нормативной документацией значительно выше, чем по вопросам постройки яхт. Еще несколько лет назад положение можно было бы признать удовлетворительным, однако сегодня оно сильно осложнилось из-за кризисного состояния международных правил обмера крейсерских яхт ORC заменил господствовавшую в течение 25 лет и широко применяемую в России систему IOR более сложной и дорогой системой IMS, имеющей. к сожалению, принципиальный порок' использование достижений гидродинамики для научного прогнозирования скорости яхты требует не только дорогостоящего машинного обмера корпуса, но и прогноза конкретной метеорологической обстановки на всей акватории гонок. что при современном развитии науки недостижимо. В связи с этим всплеск интереса к IMS угасает, и большинство национальных органов проводят крейсерские гонки, применяя наряду с IMS собственные национальные обмерно-гандикапные системы
По-видимому, такой путь целесообразен и для России, в связи с чем возникает задача создания национальной системы Задача для России облегчается тем. что у нас с 1983 г. применяется отечественная система TOTD-IOR. которая базируется иа реальном способе учета метеоусловий по действительной скорости прохождения дистанции каждой яхтой, рекомендованном ORC с 1995 г.
Тем не менее, создание современной обмерно-гандикапмой системы требует серьезного изучения мирового опыта и проведения специальных НИР по обеспечению возможности эффективных гонок для яхт двойного применения (крейсерско-гоночных) и снятию присущих IOR ограничений в архитектуре корпуса яхты, ухудшающих обитаемость.
Разобщенность парусных регионов, вызванная особенностями российской географии. выводит в приоритетные проблему сравнения уровня мастерства спортсменов-крейсеристов из различных регионов. Для заочного сравнения может быть предложена разработка и внедрение рейтинговой системы оценки результатов крейсерских гонок с учетом опыта внедрения рейтинга в матчевых гонках.
В качестве очно-заочного способа целесообразно использовать розыгрыш "Звездного Кубка крейсерских яхт", обьявив его с навигации 1997 г. всероссийским и всемерно рекламируя вариант участия экипажей из отдельных регионов на яхтах, арендуемых для завершающего этапа Кубка
Условий для очного выяснения отношений в общероссийском масштабе сейчас нет. В перспективе они могут появиться с началом серийного производства крейсерских яхт. Трейлерные крейсера позволят увеличить количество зональных соревнований, а выпуск одинаковых яхт - реализовать пирамидальные схемы с финальными соревнованиями всероссийского масштаба, проводимыми на яхтах, предоставляемых организаторами.
Представляется целесообразным, чтобы ВФПС, оказывая организационную и финансовую поддержку малому числу наиболее престижных соревнований, использовала их в качестве полигона для отработки новых форм организации. При этом серьезное внимание должно уделяться повышению зрелищности и сочетанию соревнований с культурными и коммерческими мероприятиями.
Необходимо оказать поддержку программам проведения круизных плаваний и встреч, в том числе - международным, историко-познавательным и экологическим экспедициям, развитию детско-юношеского круизного яхтинга. Заслуживает одобрения выдвинутая Комитетом Круизных Яхт ВФПС идея проведения в 2000 году регаты-ралли на яхтах вокруг Европы, включая внутренние воды России.
Изложенное выше далеко не охватывает всех проблем, стоящих перед российским яхтингом, но их решение позволит, на наш взгляд, существенно изменить положение в лучшую сторону. Широкое обсуждение и конструктивная критика как подхода в целом, так и отдельных предложений даст возможность Федерации сделать ее работу более плодотворной.