Выставку "Нева-97" мы ожидали с особым нетерпением. И не только потому что этот, четвертый по счету форум судостроителей, моряков, портовиков, множества людей, чья жизнь так или иначе связана с морем, проходящий в нашей стране, обещал быть самым представительным. Ожидали ее с нетерпением еще и потому, что очень уж хотелось окунуться в неповторимую выставочную атмосферу, позволяющую почувствовать мощь и красоту этого сектора мировой индустрии, собственными глазами увидеть, "чем живет заграница", понять перспективы и ключевые направления в развитии отрасли.
Конечно, в большей степени все сказанное в связи с "Невой" касается общего судостроения и судоходства, но. как водится, и "малым формам" всегда чего-нибудь нет-нет, да и "перепадет". Тем более, что дирекция выставки при подготовке к ней собиралась уделить маломерному флоту отдельное внимание. Понятно, что и мы надеялись увидеть достойное воплощение идей и организационных усилий, рассчитывали на новые интересные встречи, готовились побывать на празднике. Да, именно на празднике. Ведь "Неву" нельзя назвать шоу, здесь собираются серьезные, обстоятельные люди. "Нева" — это наш общий морской праздник, и вот уже в который раз он удался на славу!
Прежде чем мы совершим наше краткое путешествие по выставке, предоставим возможность вкратце рассказать о ней директору "Невы-97" Александру Тихомирову:
"Выставка "Нева" проводится в павильонах с 1991 года и проходит один раз в два года. У истоков ее стояли фирма "Dolphin Exhibitions Ltd." — организатор крупнейшей в мире выставки "Посейдония" и выставочный комплекс Ленэкспо. Нынешняя IV Международная выставка по судостроению, судоходству, деятельности портов и разработке шельфа собрала в Санкт-Петербурге представителей более 170 предприятий СНГ и 450 зарубежных фирм в общей сложности из 35 стран мира. Таким образом, по своим масштабам она прочно вошла в пятерку крупнейших мировых морских выставок, наряду с такими "гигантами", как "Норшиппинг". "Европорт" и уже упоминавшаяся "Посейдония". Среди участников выставки много фирм, как иностранных, так и наших, отечественных, давно и хорошо зарекомендовавших себя. На "Неву" "приехали" "Балтийский завод' "Адмиралтейские верфи", заводы "Звезда" и "Алмаз", практически все пароходства, многие порты, фирма "Транзас Марин", Морская Академия имени адмирала С.О.Макарова и другие: из иностранцев надо отметить компании Kvaerner, MTU, Neste, Wartsila. Регистры Lloyds и ABS и прочие фирмы — всех и не перечесть."
В порядке отступления. Некоторые страны традиционно участвуют едиными экспозициями, вмещающими все заинтересованные фирмы, которым теперь не надо размениваться на покупку отдельных стендов, разбросанных по обширной территории Не первый уже раз так поступили англичане и голландцы, поляки, датчане и скандинавы. Германия, например, вообще арендует отдельный павильон Ленэкспо. В этом году подобную практику применили и бывшие республики некогда единого Союза — Украина и Грузия, представившие свои павильоны морской индустрии (отметим, что среди участников и гостей выставки распространялось приветственное обращение президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе).
Среди множества встреч, семинаров и других официальных мероприятий выставки, как минимум, одно событие выделялось своей красочностью и неформальностью. Угадав хорошую погоду уже в день открытия "Невы" Фонд регаты Катти Сарк" в Санкт-Петербурге и турфирма "Солнечный парус" при поддержке Ленэкспо провели показательную парусную регату яхт четвертьтонного и полутонного классов. Главная награда досталась яхте "Квартет" (шкипер В.Алексеев). Организовано это маленькое шоу на воде было, как сказано в пресс-релизе выставки, "с целью реализации Заявочной кампании петербургского этапа регаты "Катти Сарк-2003". Петербург окунулся в борьбу за право принимать у себя регату учебных парусников, чгобыло бы особенно уместно именно в год трехсотлетия города, когда популярное парусное мероприятие будет проходить на Балтике. Неслучайно на выставке был представлен информационный стенд Фонда регаты "Катти Сарк" в С.-Петербурге совместно с турфирмой "Солнечный парус".
С упомянутой регатой была связана и наша первая деловая встреча. С рекламной листовки компании "ГТ Проект" вымпелами и флагами приветствовали посетителей красавцы-парусники из июля 96-го года. Как тут же выяснилось, именно "ГТ Проект" в прошлом году занималась монтажом и обслуживанием установок водоснабжения и электропитания на понтонах и причалах, к которым швартовались суда Новая работа фирмы — настоящая марина европейского класса в самом центре Одессы, у морского вокзала. Это целый комплекс для приема яхт и катеров. Причалы — металлические заякоренные понтоны, образующие защищенную гавань. оборудованы современными системами "Мы выиграли конкурс и выполнили этот заказ под ключ. Все здесь — от проекта до исполнения — наше." — рассказывает г-н Тозик. который в 1996 г. координировал работу по строительству, установке и обслуживанию понтонов для регаты учебных парусников "Катти Сарк" в Санкт-Петербурге. Г-н Тозик выразил удовлетворение тем, что знания и опыт людей, приобретенные при подготовке регаты, находят применение и в новых мероприятиях Например, для этапа Чемпионата мира катеров открытого моря Класса 1 Оффшор та же организация. приняв заказ за два дня до начала гонок (ох уж эта российская привычка все откладывать на последний момент!), подготовила проект берегового размещения катеров и оборудовала специальный причал. К сожалению, подобные заказы в Петербурге единичны, гораздо активнее идет строительство таких объектов на Украине и в Эстонии, где расположен головной офис фирмы.
Беглый осмотр павильонов не дает какого-то определенного. целостного представления о состоянии нашего малого судостроения. Фирмы, напрямую связанные со строительством. обслуживанием и эксплуатацией маломерного флота, оказались немногочисленными и. к тому же. были распылены по разным уголкам выставки.
Участники с интересующим нас профилем работы (а это были в основном российские компании) развернули свои стенды в новом, двухэтажном павильоне.
Каждого входящего выставка встречала целый "алмазной россыпью", как образно можно назвать экспозицию ряда фирм, представляющих известную сейчас не только у нас в стране, но и за рубежом марку "Алмаз". На трех стендах были отдельно представлены ЦМКБ "Алмаз". Судостроительная фирма "Алмаз" и Морской завод Алмаз". В июле, 1997 года ОАО "СФ Алмаз" учредила на базе своего производства, строящего корпуса из легких сплавов, новое предприятие — Морской завод, который сегодня, собственно, и занят постройкой парусно-моторных яхт (в основном — по западным заказам). Ударным продуктом завода, работающего в тесной кооперации с германской фирмой "Segel Masten Yachten" из Бременкафена, является яхта проекта "Алмаз ЕК 53", созданная на базе собиравшейся серийно и опробованной морем яхты "Алмаз 53" (об этом проекте и яхте "Адам" см. подробно в "КиЯ" №160).
В качестве отступления. Деятельность "Морского завода "Алмаз " не ограничивается производством яхт лишь одного проекта. Прежние "алмазовские" проекты тоже могут стать хорошей основой для постройки при наличии заинтересованного заказчика. Совместно со шведской фирмой "Mare Catamaran АВ" "Алмаз" делает мореходные катамараны "MarCat". На базе уже испытанного временем 30-мстрового катамарана "алмазовцами "разработан проект мореходного судна "Экопротектор", предназначенного для контроля состояния воды, донного грунта, атмосферы морских акваторий и других составляющих окружающей среды. По сообщениям петербургской прессы, этот проект уже нашел поддержку ряда заинтересованных скандинавских компаний.
Наверное, никому у нас уже не нужно представлять конверсионную продукцию старейших в России "Адмиралтейских верфей", еще в 1704 году основанных Петром I. Серия лодок "Мастер" из сваривающегося сплава АМг хорошо известна водномоторникам в нашей стране, да. пожалуй, и за рубежом. Вновь, как и на последней из "морских" — выставке "Катера и Яхты-96". "Верфи" выставили на зрительский суд свою продукцию "живьем" и. установив в гавани собственный понтон, организовали показательные выходы лодок на воду. Кстати, базу для швартовки, организованную "Адмиралтейскими верфями", активно использовали и другие участники выставки, например АООТ "Редан" Эта фирма, основанная девяносто пять лет назад промышленником А.Л. Золотовым и названная им "Катерная судостроительная С -Петербургская верфь моторных судов", начинала со строительства катеров для прогулочных целей, а затем разъездных катеров для нужд министерства путей сообщения Сегодня "Редан" представляет разработанную специалистами фирмы новую серию высокоскоростных 40-50-узловых патрульных катеров "Боец" и "Мустанг". В перспективе на "Редане" собираются заняться разработкой семейства жестко-надувных моторных лодок. Лодки эти. столь популярные на западе, думается, с радостью будут встречены у нас, имей они конкурентноспособные характеристики и цену. Пока же серийную продукцию такого рода демонстрировала на выставке только харьковская фирма "Бриг". В Петербург харьковчане привезли "надувнушку" из серии дежурных шлюпок, однако спектр производимых ими лодок весьма широк — это гребные и спортивные моторные лодки, дежурные и рабочие судовые шлюпки, легкие мотолодки длиной от 2 до 5 метров.
В качестве отступления. Прогуливаясь по павильонам, встретили мы немало давних знакомых. Здесь были, например, стенды завода "Пелла" и ярославских судостроителей. Представители компании "Росвооружение". как водится, представили боевые и патрульные катера рыбинского завода ",Вымпел". Встретили мы и наших московских коллег из журнала "Море". которые кроме свежего номера журнала привезли в Петербург предложение о партнерстве. Предложение это так и называлось - Национальное информационное партнерство Море, которое ставит своей целью ни много, ни мало "восстановление статуса России как великой морской державы и приумножение роли России в мировой морской деятельности". (С организаторами Партнерства можно связаться по телефонам редакции журнала "Море").
На что еще непременно стоило взглянуть на "Неве-97"? Даже не имея конкретного интереса к процессу обучения будущих моряков, надо было побывать на просторном стенде Морской Академии ради только того, чтобы своими глазами увидеть современнейший учебно-тренажерный комплекс, созданный в "макаровке" в 1995 г. на технической базе разработанной специалистами фирмы "Транзас Марин Сама же "Транзас Марин", образованная в свое время выпускниками ГМА, сегодня считается признанным мировым лидером в производстве электронных картографических систем и тренажеров: ее выставочный стенд на "Неве" пользовался невероятным успехом К слову сказать, нынешняя Морская Академия берет свое начало от мореходных классов С.-Петербургского речного яхт-клуба, образованных в 1876 г. по указу императора Александра II. Так что не только день сегодняшний связывает "макаровку" с парусной жизнью ( ГМА им. Макарова, напомним, является владельцем самого быстрого на планете парусника "Мир"), но и история ее берет свое начало в яхт-клубной гавани.
В качестве отступления. В репортаже с Московской бот-шоу — 97 (см. "КиЯ" №162) мы поделились с читателями своими наблюдениями о стремительном росте популярности подводного плавания среди россиян. В подтверждение этому и на сугубо профессиональной Неве~ мы увидели стенды с подводным снаряжением Правда, две фирмы, его представившие, демонстрировали здесь тоже не любительские акваланги, но профессиональную технику для проведения широкого спектра водолазных работ — от разрушительных подводно-диверсионных, до созидательных строительно-монтажных. При этом петербургская Акватекс — неоспоримый на сегодня российский лидер в вопросах профессионального оснащения "дайвинга" (от английского dive - нырять), снисходительно отнеслась к попыткам посоперничать с ней московской фирмы "Тетис", для которой основной темой все же является подводное снаряжение для спортивного и любительского ныряния.
Терпеливый и обстоятельный посетитель выставки, даже утомленный хождением по двухэтажному, "российскому" павильону. тем не менее продолжал осмотр экспозиций западных фирм, чьи стенды, казалось бы. целиком посвящены классическим вопросам судостроения и судоходства. При более пристальном рассмотрении, однако, всякий желающий мог и здесь обнаружить много интересного для себя.
В качестве отступления. На стенде Ллойда, например, можно было узнать о партнерстве уважаемого английского Регистра и не менее уважаемого российского исследовательского учреждения ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова. Оказывается, "крыловцы" проводят тестирование высокоскоростных катамаранов на открытой воде на правах и по поручительству Регистра Ллойда. Приятно, что международное сотрудничество ЦНИИ не ослабевает в наше время. Жаль только, что сами они предпочли о своей нынешней жизни широкой публике не рассказывать - на "Неве-97" стенда ЦНИИ Крылова не было. Под эгидой института только прошли традиционные научные семинары.
Нам отдельно хочется выделить две наши скромные "находки" — два маленьких технических шедевра, мимо которых мы просто не могли пройти. Судите сами.
В обширной экспозиции Дании наше внимание привлек стенд, пользующийся большой популярностью у посетителей. Издали он привлекал внимание большой вращающейся антенной радара — легко узнаваемое буквосочетание не оставляло сомнения в том. что перед нами открываются двери в мир FURUNO. Стенд принадлежал датскому представительству компании Furuno Electric. Знаменитую марку японских навигационных комплексов, наверное, дополнительно рекламировать не надо — среди любителей дальних морских путешествий большой популярностью пользуются радары Furuno Те же из российских мореплавателей, кому довелось проводить навигации за рубежом, вероятно имели возможность близко познакомиться, а может быть, и приобрести не только радары, но и другое оборудование фирмы. весьма необходимое на борту — GPS, метеофакс, чарт-плоттер и т.д. На "Неве-97" "Furuno" выставляла не просто ходовые модели всей упомянутой электроники. Были продемонстрированы самые современные, передовые образцы фирменной техники. Поверьте, большинство западных крупных яхт и катеров еще не имеют в своем арсенале оборудования тех новых модификаций, которые были представлены в Петербурге.
Особенно нам бы хотелось выделить из общего ряда изделий одну вещицу — новейшую систему GPS — GPS Плоттер модели GP-1610C с цветным жидкокристаллическим дисплеем, заменившим монохромные дисплеи, применявшиеся в системах GP-30 и GP-80. Дисплей нового GPS работает в четырех основных режимах: плоттер или навигационная карта, в котором картинка, благодаря высокой разрешающей способности дисплея, имеет очень четкий, корректный вид; цифровой режим определения позиции и основных характеристик движения; режим компаса, позволяющий наглядно определить курс и его отклонение от заданного. а также режим под названием "хайвей", который поможет вам скорректировать ваше текущее отклонение от курса Широкий диапазон возможностей дисплея открывает перед пользователем новые интересные возможности в навигации.
Следующая встреча также заставила нас с оптимизмом взглянуть на будущие перспективы мореплавания. Речь идет о морской мобильной связи. Голландская компания "Станция-12 представила на выставке новейшую систему "Altus". относящуюся к семейству Inmarsat mmi-M Что же это такое? Наверное все, кто в своих морских путешествиях уходил дальше Кронштадта. могут подтвердить — качественная связь далеко не всегда доступна. Если вы находитесь вдали от линий телекоммуникаций. вне зоны действия передатчиков мобильной связи, осуществить телефонный разговор зачастую возможно только с помощью системы 1ММАЯ5АТ(Международная морская спутниковая система). Первоначально система мобильной связи INMARSAT предназначалась для обеспечения безопасности мореплавания и надежной связи судов. Раньше существовал лишь один стандарт — Inmarsat-A, сегодня их уже пять: А. В. М. С и mini-M. он же вышеназванный "Altus". К 2003 году ожидается введение стандарта Р {аппарат размером с сотовый телефон), что же касается дня сегодняшнего, то самой перспективной из всех служб INMARSAT является mini-M. Этот стандарт дает возможность создания аппаратуры настолько малых габаритов, что они становятся соизмеримы с размерами обычного notebook. Вес телефона составляет около 2 кг. что позволяет его без труда носить с собой. Зона охвата системы INMARSAT включает в себя практически всю поверхность земного шара (кроме приполярных областей). Любая точка на территории России находится в зоне уверенного приема, по крайней мере, одного спутника системы (в Западной Европе и Западной Африке можно выбирать один из трех спутников). Спутниковый телефон неприхотлив и может работать в любых климатических условиях. Имея сам аппарат и абонемент спутниковой связи, вы получаете доступ к телефонным сетям всего мира, где бы вы ни находились; можно поговорить по телефону, послать факс или электронную почту. На сегодня подобная аппаратура разрабатывается только тремя фирмами: NEC, Thrane&Thrane и NERA. Помимо разработчиков, ее производит целый ряд фирм под различными названиями, как и в случае с "нашими" голландцами. Остается добавить, что с весны 1997 г разрешена продажа данного оборудования частным лицам. Цена комплекта оборудования для спутниковой связи лежит в пределах 6000 долл. США, абонентная плата — от 25 до 100 долл. в месяц, стоимость одной минуты разговора — 2.5-3 долл.
Сектор прогулочного судостроения выглядел очень скромно. Неустойчивое финансовое положение большинства производителей лодок и моторов, неудобное для продажи сезонного товара время — "под зиму", а главное, неподъемные для большинства отечественных мелких фирм цены на выставочную площадь, остановили многих от участия в "Не8е-97".
Наиболее полную экспозицию своих лодок представили уже упоминавшиеся судостроительное ГП — "Адмиралтейские верфи" и АО "Пилот" (бывший завод 'Пелла").
Производство адмиралтейцев — наиболее энергично развивающаяся отрасль металлического судостроения. Они постоянно расширяют перечень новых моделей, модернизируют серийные лодки, одни из первых стабильно вышли на западный рынок. Цены на освоенные модели устойчиво снижаются в среднем на 5-7% в год.
Самая крупная их модель — "Мастер-600" — подверглась существенной доработке1. Универсальная рабочая лодка получила более надежную конструкцию корпуса, до 0.82 м увеличена высота борта и до 2.09 м — ширина днища. Кокпит сделан осушающимся. Появились вместительные продольные багажники, пульт управления сделан центральным. Банка-рундук — сдвижная, ее можно закрепить в нескольких положениях штатными болтами пайола. До 1100 кг увеличена грузоподъемность и до 10 чел. — пассажировместимость. На более тяжелый корпус (вес до 560 кг) допускается теперь устанавливать и более мощный мотор — до 90 л.с.
Совершенно новая разработка адмиралтейцев — это первая гребно-моторная лодка с водоизмещающими обводами "Мастер-360". Она задумана как самая массовая модель, с помощью которой можно будет пойти "в наступление" на привлекательный прокатный рынок. На лодку (3.60x1.55x0.60 м) разрешено устанавливать мотор мощностью до 4 л.с. Вес лодки 120 кг, грузоподъемность 260 кг. Рассчитана она на трех пассажиров. Объявленная цена в 6.5 млн руб. при устойчивом спросе может быть снижена до 5 млн руб.
Продолжается совместная работа с московскими производителями подвесного мотора Нептун-23" Специально под модель с длинным дейдвудом выпускается лодка Мастер-450". На выставке эта моторка и этот мотор демонстрировались вместе.
АО "Пилот" выставило уже хорошо знакомые по всей стране лодки "Пелла-фиорд". Можно смело сказать, что это сейчас — самая популярная в прокате гребная лодка Но сложность в том, что несертифицированная вовремя модель теперь должна задним числом доказывать законность своего существования.
Интересная новинка "Пилота" — прогулочно-служебный катер "Пелла-75" с корпусом сварной конструкции из легкого сплава. Малый флот — особенно жители и промысловики Сибири и Севера — продолжает испытывать потребность в надежной крупной металлической моторке. "Пелла-75". имеющая размерения 6.1x2.1x0.9 м. вес корпуса 650 кг и пассажировместимость 5 человек, может претендовать на эту нишу. Правда, с одним условием, если на мотолодке, допускающей установку мотора до 60 л.с., появится каюта или рубка-убежище.
Линию металлического судостроения продолжила и стальная сварная моторная яхта "Кама-93" компании "Транс-контакт" из Набережных Челнов. Это — попытка заполнить пустующую нишу неторопливого и комфортабельного катера для семейных путешествий. Моторная яхта имеет (при размерениях 12.0x3.3x1.3 м) носовую и кормовую каюты, кают-компанию, просторный центральный кокпит. Дизель мощностью 55 л.с. обеспечивает этому дому на воде" крейсерскую скорость около 16 км/ч. Стоимость базовой комплектации — 120 тыс.долл. Понятно, что даже семье со средним достатком это не по карману. Поэтому на сегодня "Кама-93" приобретается в основном богатыми фирмами со своими базами отдыха. Называть этот в общем-то традиционный катер моторной яхтой в принятом на Западе смысле можно лишь условно.
Порадовали судостроители Красноярска. Они наконец-то, возродили хорошо забытое старое-новое гребное колесо, построив разборный колесный паром "Челнок-1 грузоподъемностью 25 т и скоростью хода — 15 км/ч В качестве двигателя используется дизель установленного на пароме трактора МТЗ-80. В разобранном виде паром перевозится любым видом транспорта.
Итак, подарив россиянам незабываемую неделю, выставка "Нева" попрощалась со своими гостями и участниками до 1999 года. Выставка интересная, поучительная, обнадеживающая. Нам остается лишь немного сожалеть о том, что, например, организаторы весенней бот-шоу в Москве не сумели привлечь хотя бы часть из увиденных на "Неве-97" фирм, чья продукция, представленная в Петербурге, вне всякого сомнения украсила бы и любую столичную выставку. Некоторый парадокс все-таки наблюдается: на бот-шоу мы не встретили ни одного крупного отечественного производителя, ориентированного на любителей, а на большой профессиональной судостроительной выставке такие фирмы появились. Нам кажется, здесь следует говорить и о непродуманной ценовой политике в отношение потенциальных участников выставок, и о неполной широте охвата этого сектора устроителями шоу. А может быть, стоит все-таки попробовать формально объединить бот-шоу и судостроительную выставку? Мы также слышали предложения об организации международной встречи вдали от столиц — где-нибудь в Нижнем (там и соответствующая промышленность развита хорошо, и цены не такие высокие!). Нам бы очень хотелось, чтобы и наши читатели поделились своими мыслями на этот счет. В конечном итоге ведь именно интерес со стороны участников и гостей будет определять успех любых предстоящих выставок.