Яхтинг в Саратове - это "связующая нить времен". История парусного спорта насчитывает здесь более 120 лет. Среди первых саратовских яхтсменов были и видные государственные деятели, такие например, как граф Орлов-Денисов, и предприниматели - мукомолы Борелли, и богатые купцы-владельцы пароходных компаний - братья Шмидты, представители интеллигенции, среди которых был и главный архитектор города А. Салько. Общность интересов, как и сложность содержания дорогостоящих яхт, требовали клубной формы организации. И в 1876 г. по инициативе и на средства любителей парусных гонок в Саратове был организован первый в Поволжье яхт-клуб. Были построены причальные боны, сараи — эллинги, кают-компания и, конечно же, мастерские, в которых ремонтировались и строились яхты по проектам местных яхтсменов. Наиболее выдающимся из них был Прокопий Николаевич Лопухин — преподаватель технического рисования Саратовского автодорожного института. На спроектированных им швертботах национальных классов Р-3 и Р-4 саратовские гонщики выиграли не одну Поволжскую регату.
Традиции малотоннажного судостроения в Саратове зародились одновременно с возникновением самого поселения. Можно смело утверждать, что еще не был вырыт крепостной ров, не маячила на волжском берегу сторожевая башня, но уже стояли у воды простенькие плоскодоночки с груботесанными веслами и сыромятными ременными ушками-уключинами. А уж как перебрался Саратов на правый берег да разросся, то за крепостным частоколом, под крутыми спусками, на глинистом берегу, пропахшем смолой и рыбой, возникли примитивные стапеля со строящимися дощаниками и бечевыми баржами. На их цельноструганных мачтах при попутном ветре и парус рогожный можно было натянуть...
К середине прошлого века строились уже не только плоскодонки Круглошпангоутные саратовские "гулянки"-двухпарки с рейковым полукосым парусом неслучайно считались лучшими на средней и нижней Волге И у каждого истинного мастера-волгаря висели в сенях заветные шаблоны, необходимые для постройки "настоящей" лодки.
Постепенно мелкое судостроение в Саратове приняло организованный предпринимательский характер, появилась и первая судостроительная верфь, и "корабельная школа" братьев Орловых Заказывали здесь не только суда для промысловых и транспортных целей. Богатые купцы и хлебозаводчики считали престижным иметь собственную крутобокую расписную "гулянку" для семейного выезда на острова. Состоятельная же городская интеллигенция не удовлетворялась разухабистыми "гулянками" — заказывала по чертежам американских, английских, немецких и голландских конструкторов речные швертботы, уже специально предназначенные для парусных гонок.
После революции исторический яхт-клуб в Саратове был уничтожен как буржуазный "пережиток", но энтузиастам парусного и гребного спорта все же удалось отстоять и сохранить центры спортивного судостроения: на двух национализированных верфях, подведомственных спортивным обществам "Шахтер" и "Локомотив", продолжали работать талантливейшие мастера — последователи школы братьев Орловых Анатолий Ханин, Анатолий Дорофеев, Константин Кузьмичев, Григорий Кориишин и другие. Некоторые из них продолжали работать и в послевоенное время — до конца 50-х годов, когда по последней из еще действующих верфей прошел створ строящегося автодорожного моста и она прекратила существование.
Пришедшие на смену водным базам спортобществ яхт-клубы и турбазы удовлетворяли потребности организованного массового спорта только за счет централизованных закупок крупносерийной продукции советских верфей спортивного судостроения. все больше захламляя берега ожидавшими списания развалюхами. Но и местные традиции продолжали жить. Во дворах многих частных домов, а то и на задворках турбаз и клубов, продолжали строить штучные экземпляры лодок, яхт и катеров, как правило, добротного качества, а нередко — и с высокими техническими характеристиками.
Именно на таких яхтах самостоятельной постройки были совершены первые удачные выходы саратовских яхтсменов в Средиземное море и в зарубежную Балтику, а наш яхтенный капитан Евгений Бондаренко успешно пересек Атлантику, заняв при этом 6-е место среди полусотни стартовавших из Марселя элитных парусных крейсеров.
В настоящее время, когда прекратились поставки польских яхт, а большинство предприятии, выпускающих спортивные суда, свернули производство или непомерно вздули цены, стареющий волжский флот катастрофически сокращается. Возрождение малотоннажного судостроения на Волге и, в частности, в Саратове становится актуальной проблемой социального значения. Поэтому усилия отдельных представителей малого и среднего бизнеса, стремящихся возродить утраченные традиции, заслуживают самого пристального внимания общественности и властей.
Так. на территории приватизированной водной базы "Сокол" на Зеленом острове, ранее принадлежавшей спортивному клубу СЭПО, директором базы Александром Кудрявцевым налажена постройка комфортабельных катеров, "гулянок" и цельносварных стальных корпусов парусных яхт.
Еще более целенаправлена деятельность директора ООО НТО "Гея" Александра Баева. Он привлек к сотрудничеству группу квалифицированных яхтсменов и инженеров, поставив перед ними цель — создать комплексное производство яхт и катеров. Имелось в виду освоение всего цикла — от выдвижения конструкторской идеи и разработки проекта до отделки и оснастки судна. Следует отметить, что А. Баев подходит к решению поставленных задач с учетом экономической ситуации и состояния рынка сбыта. Учитываются и наметившиеся в мировой практике тенденции поисков альтернативы изготовлению корпусов из пластика. Кроме сложности современной технологии с применением дорогостоящих компонентов, весомым аргументом в пользу отказа от пластмасс является неэкологичность и самого производства, и эксплуатации таких корпусов: полимеризация исходного материала продолжается практически в течение всей "жизни яхты", корпуса стареют, набухают. Сейчас все чаще состоятельные заказчики предпочитают яхты из дерева, но древесина, пригодная для спортивного судостроения, стала в наше время остродефицитным и, следовательно, сверхдорогостоящим материалом.
На базе имеющихся производственных мощностей А. Баев со своей группой разработал уникальную технологию сварки стальных корпусов, исключающую деформацию поверхностей. Побывавший в гостях у саратовцев главный специалист ВФПС Анатолий Кондаков высоко оценил качество изготовления цельносварного корпуса на фирме "Гея", назвав его лучшим в России.
В начале мая 1997 г. на воду был спущен первенец яхтостроительного коллектива ПТО "Гея" — 10-метровая яхта "Ослябя". Хотя яхта задумывалась как типичный круизный крейсер с максимальной безопасностью и комфортом для пассажиров, гоночная закваска" ее конструктора — мастера спорта Александра Козлова, имеющего за плечами немалый опыт гонок на "голландцах" и уже построившего своими руками и по собственному проекту небольшой спортивный тримаран, не могла не сказаться — обеспечила высокие скоростные качества "Осляби".
В первой же серьезной регате "Великая Волга" яхта удивила специалистов великолепными лавировочными качествами и стабильностью хода на полных курсах под спинакером. "Ослябя" победила (при ветрах от 1 до 5 баллов) в своей зачетной группе, в которой участвовало еще пять "тонников" самостоятельной постройки (6 первых и 1 четвертое места). В своей стартовой группе, в которой, кроме уже названных "тонников", шли еще две яхты типа "Телига-1040", три "ЛЭС-35" и по одной — "Таурус", "Алькор", "Д-6" и "Марина", "Ослябя" финишировала 2 раза первой, 4 раза второй и один раз пришла на финиш четвертой. показав вторую абсолютную скорость на регате.
Кстати, яхта 3/4-тонного класса "Пересвет", рангоут и такелаж которой также были изготовлены фирмой "Гея" (корпус сварен на стапелях базы "Сокол"), заняла второе место среди яхт самостоятельной постройки вслед за яхтой "Ослябя".
Коллектив, созданный А.Баевым, не замыкается только на постройке круизных яхт. Совместно с фирмой из Санкт-Петербурга, возглавляемой А. Бахаревым, он принимает участие в разработке технологии и изготовлении детских яхт международного класса "Кадет" на уровне мировых стандартов качества. В планах фирмы постройка серии быстроходных и комфортабельных катеров. Все это говорит о высоком творческом и производственном потенциале судостроителей ПТО.
Но на сегодня ПТО "Гея" не выдерживает первоначальной финансовой нагрузки, необходимой для вывода судостроения на промышленный уровень. Необходимы технологическое оборудование, площади для размещения стапелей, не хватает средств на закупку стального проката и комплектующих изделий.
Одним словом, нужны инвесторы, заинтересованные не только в развитии в Саратове судостроения, но и в использовании его продукции. Необходимы вложения в индустрию активного отдыха, инфраструктура которой могла бы успешно развиваться вокруг солидного яхтинг-центра (им мог бы старт городской яхт-клуб).
Успешные начинания саратовских энтузиастов из ПТО "Гея" дают уверенность в том. что при необходимой финансовой поддержке техническая сторона проблемы будет успешно решена местными силами, и саратовское малотоннажное судостроение возродит былую славу.