Сравнительно недавно Петропавловск-Камчатский оставался, наверное, единственным крупным приморским городом, в котором парусным спортом почти не занимались. И это при том, что у нас довольно сильны морские традиции, есть учебные заведения морского профиля, а Авачинская бухта могла бы соперничать с лучшими яхтенными гаванями мира.
Имеющиеся у предприятий несколько яхт большую часть времени простаивали на кильблоках. Если же в бухте появлялись паруса, то, как правило, это были гости из Владивостока, посещающие Петропавловск во время своих дальних крейсерских плаваний. Исключением стал 1978 год, когда яхта «Касатка» мореходного училища совершила поход на Командоры.
Несомненно, такое положение не могло продолжаться вечно. Сумели объединиться энтузиасты яхтинга и на Камчатке. В 1982 году мы создали свою федерацию парусного спорта. Возглавил ее А. Симаков, в то время секретарь комитета комсомола базы океанического рыболовства. А в 1984 году яхтсмены осуществили несколько крейсерских плаваний. Яхта «Авача», принадлежавшая Камчатрыбпрому, прошла маршрутом Петропавловск — Сахалин — Владивосток, а «Фолькбот» «Строгий» успешно завершил поход из Петропавловска в Северо-Курильск и обратно. В том же году впервые была проведена гонка крейсерских яхт на приз газеты «Камчатский комсомолец».
За первыми походами последовали новые. Сегодня за кормой яхт, приписанных к Петропавловску-Камчатскому, тысячи океанских миль, маршруты к берегам Сахалина и Приморья, Чукотки и Аляски.
Особенно насыщенным стал сезон 1990 года. Он проходил под знаком празднования 250-летия города. Яхтсмены посвятили юбилейному событию несколько дальних спортивных плаваний. Например, яхта «Тарпон» (кап. 3. Жилайтис) ходила по маршруту Петропавловск — о. Ионы — Москальво — Владивосток — Корсаков — Петропавловск, а «Авача» (кап. А. Тихонов) по маршруту Петропавловск — б. Провидения — Ном-Датч-Харбор — Петропавловск.
Интересное плавание из Польши на Камчатку тогда же начал экипаж «Камчатки» под руководством В. Островской. Спонсором похода выступил Советский фонд мира. На его средства строилось это судно. Яхта, оснащенная по последнему слову техники, с прибытием пополнит парусную флотилию полуострова. Камчатское отделение фонда предполагает использовать ее для целей народной дипломатии.
Но основное событие, к которому тщательно готовились камчатские парусники, это гонка по маршруту Владивосток — Корсаков — Петропавловск. К сожалению, она не собрала большого числа участников. Спортсмены Владивостока выставили лишь одно судно — «Восток» (ДВВИМУ), который к тому же стартовал лишь до Корсакова. Всю дистанцию прошли три наши яхты. А победу в этой самой протяженной в стране гонке одержал экипаж «ЛЭС-35» «Сталкер» Камчатского морского пароходства под командованием О. Ветрова. Завершился сезон ставшей традиционной гонкой на приз «Камчатского комсомольца» по акватории Авачинской бухты.
Было в спортивной жизни полуострова еще одно событие. Возможно, в иных местах оно не привлекло бы столь пристального внимания, но у нас о нем писали все областные газеты. Дело в том, что в Петропавловск неожиданно зашла французская яхта «ЮАП-Антарктика», участвующая в экспедиции того же названия и совершающая кругосветное плавание. Капитан яхты Кристиан Марлю объяснил, что заход был вынужденным — намотали на винт сеть. Визит доставил хлопот военным морякам. Но изменения во внешней политике ощущаются и на Камчатке: через двое суток из Москвы пришло официальное разрешение на стоянку. Французские яхтсмены даже встретились с депутатами областного совета, которые в этот период проводили свою сессию. Не исключено, что визит положит начало регулярным встречам камчатских яхтсменов с коллегами из других стран.
Так живет крейсерский яхт-клуб Петропавловска-Камчатского, один из самых молодых в стране. В планах спортсменов плавание на Аляску совместно с дальневосточниками. Походу дано название «Парус Командора». Посвящен он 250-летию посещения Америки кораблями Беринга и Чирикова. Есть также намерение принять участие в регате на Кубок залива Петра Великого.
Конечно, и проблем хватает. Одна из основных — это приобщение к парусу как можно большего числа людей, в первую очередь молодежи. Для этого необходима единая политика всех областных ведомств в отношении развития парусного спорта на полуострове и специальное оборудованное помещение яхт-клуба. Пока основной базой для ребят служит отходившее свой век судно «Торос», переоборудованное энтузиастами в трехмачтовый парусник. Оно уже совершило в новом качестве поход на Командорские острова.
Руководитель федерации парусного спорта 3. Жилайтис и председатель яхт-клуба А. Симаков верят, что у камчатского паруса хорошее будущее. Эту уверенность разделяют все яхтсмены полуострова.