Признаться, трудно говорить об открытии нового универсального спортивного магазина в то время, когда и в старых товара на прилавках нет. Уточним товара для отдыха на воде. И все же не каждый день любителей отдыха на воде радуют такими подарками.
А получили его ленинградцы летом прошлого года. Одна из привлекательных особенностей нового торгово-спортивного центра заключается в том, что расположен он у самой воды, в новостройках Гавани; полны Финского залива плещутся буквально у входа И название имеет самое водное: «Парус».
Торговый зал разбит на три большие секции. Товар в целом традиционный: спортивная одежда и обувь, туристское снаряжение, рыболовные и автопринадлежности, велосипеды, ну и. конечно, товары для отдыха на воде. Правда, представлены они были только складной гребной лодкой из легкого сплава, оболочкой для байдарки «Таймень», а из моторных запчастей «вечными» деталями типа дейдвуда или ручки поддона. Подвесных моторов мы не увидели вообще, впрочем, как и мотолодок, катеров и яхт. «А что делать, — поясняет администратор Л. И. Филина. — Все лодки, которые изредка поступают, продаем прямо с колес — со склада на Дальневосточном проспекте (это на другом конце города), не завозя в магазин. Причем поступающего товара не хватает даже для удовлетворения заявок от фронтовиков, инвалидов и воинов-афганцев».
— Ну а как с продажей подвесных моторов и запасных частей к ним? — обращаемся к продавцу моторного отдела Т. В. Макеевой.
— Ситуация с подвесниками еще более напряженная, чем с лодками. За прошлый год мы продали около 40 «Вихрей-30», около полусотни «Ветерков-8», 60—70 «Салютов». По самым грубым прикидкам это лишь седьмая часть от необходимого количества. Запасных частей к двигателям также не хватает. В редкие дни завоза они разлетаются вмиг, несмотря даже на то, что от некоторых заводов, например КМПО им. Фрунзе, мы получаем их по прямому договору.
Кстати, магазин «Парус» стал в городе «монополистом» по продаже запчастей к моторам, поэтому легко можно представить всю остроту ситуации с ремонтом двигателей для ленинградцев.
Познакомившись «с текущим моментом», мы решили узнать о ближайшей перспективе нового универмага и поэтому беседу продолжали уже с директором Э. Р. Биктяковой.
— Как видите, для нашей презентации выбор товаров для отдыха на воде, мягко говоря, маловат, — начинает она. Однако его доля в общем товарообороте все же значительна — около 40%. При первой возможности, конечно, будем ее увеличивать.
— Эльмира Рашидовна, Ленинград еще пятнадцать лет назад выступал зачинателем специализированной торговли лодками и моторами у нас в стране. В специализированном магазине в Апраксином дворе покупатель мог выбрать любую модель лодки или катера по выставленному образцу, у него могли принять заявку на отсутствующую 8 данный момент лодку, могли оформить покупку за наличный расчет или в кредит. доставить ее домой в пределах города или области. Нередко магазин устраивал выставки-продажи, проводил анкетирование по перспективным моделям судов, организовывал встречи с конструкторами... Что из всего этого можно было бы возродить?
— Мы хорошо знакомы с этим опытом. Многие из хорошо зарекомендовавших себя форм торговли, конечно, повторим. Однако, как сами понимаете, это станет возможным тогда, когда стабилизируется рынок лодок и моторов. Есть и другие трудности. Первоначально в этом торговом помещении планировалось открытие магазина «Юбилей», поэтому больших выставочных площадей и складских помещений, способных вместить лодки и яхты, у нас нет и приходится нам осуществлять торговлю, только принимая заказы по каталогу.
Но есть планы использовать уникальное расположение магазина на берегу залива. Организовать ту же выставку образцов, но только плавучую вдоль причальной линии: лодки и моторы, конечно же, лучше выбирать на воде. А так как создание плавучей экспозиции — очень трудная задача и требует хозяйственной самостоятельности, то коллектив намерен взять магазин в аренду. Тогда мы сможем предлагать и зарубежный товар, и продукцию кооперативов. Расширятся наши возможности и с отечественными предприятиями. Мы сможем перейти на торговлю с ними по прямым договорам, минуя оптовую торговлю, фондирование. Если подобные наши расчеты оправдаются, то сбудется и мечта судолюбителя: на купленном судне отойти в первое плавание прямо от стен магазина.