Большой успех в крупнейших международных соревнованиях выпал в прошлом году на долю экипажей яхт, спроектированных яхтенным конструктором Брюсом Фарром. Уроженец Новой Зеландии, Фарр ныне живет в США, где в Аннаполисе находится его проектное бюро. Талантливый яхтенный конструктор спроектировал свою первую лодку, когда ему было всего 11 лет, а описываемый ниже проект, разработанный осенью 1989 г.. имеет порядковый номер 229.
Макси-яхты «Стейнпагер-2», «Фишер энд Пэйкеп» и «Мерит» заняли в кругосветкой гонке «Уитбред» 1989—90 гг. соответственно 1, 2 и 3-е места, кеч «Те Кард» — 5-е место.
Как признание роли конструктора в этих и множестве других побед в парусных гонках, королева Елизавета II наградила Фарра почетным титулом Офицера Британской империи. Вручая Фарру патент в посольстве Новой Зеландии в Вашингтоне, посол Тим Фрэнсиз сказал: «Брюс Фарр хорошо известен американцам по проектам великолепных яхт-претендентов на Кубок Америки — «Киви Мэджик» (1987) и «Нью Зиланд» (1988). Он — великий конструктор, и мы все им очень гордимся»...
Проект 3/4-тонника «Лоун» разработан по заказу английского яхтсмена Я. Нильсена, поставившего перед собой цепь выиграть чемпионат мира в этом классе в 1990 г. Чемпионаты мира или соревнования на 3/4-тонный кубок проводятся с 1974 г. В тот год при переходе на новые международные правила обмера крейсерско-гоночных яхт IOR однотонник окончательно оформился в довольно крупную и дорогую гоночную машину, а полутонник для серьезных морских гонок оказался все-таки мал. Так по инициативе Американского союза парусных гонок между этими двумя классами тонных или «уровневых» яхт появился еще один класс — 3/4-тонник. Это яхта с наибольшей длиной около 10,5 м, с гоночным баллом, по правилам IOR, равным 27,5 футам.
«Лоун» — сравнительно короткая и легкая яхта с большой шириной по палубе, максимум которой смещен в корму для более эффективного откренивания массой экипажа в свежий ветер. Хорошей ходкости в слабые ветра способствует узкая и хорошо сбалансированная ватерлиния. Большое внимание уделено подбору оптимального плавникового кипя и руля — бюро Фарра недавно провело обширные испытания в опытовом бассейне с моделями килей.
На присланных Фарром чертежах киль и перо руля не показаны, но известно, что они превратились в узкие крылья с тонким профилем. А поскольку разместить в таком плавнике достаточное количество балласта невозможно, часть его расположена внутри корпуса в районе мачты.
При разработке конструкции корпуса и оборудования Фарр старался всемерно уменьшить их массу и все сэкономленное поместить в плавниковый киль и внутренний балласт. Также заметно стремление сосредоточить наиболее тяжелые предметы оборудования ближе к центру тяжести яхты. Например, якоря и аккумуляторные батареи находятся близ мачты. Кокпит с этой же цепью простирается почти до миделя. Это позволяет максимально сместить в нос массу экипажа. С палубы убраны лишние лебедки, а оставшиеся используются для выбирания нескольких снастей. Многие дельные вещи изготовлены из титана, а корпус армирован легкими и прочными углеволокном и кевларом. Обшивка — трехслойной конструкции с заполнителем из сотового материала «Номекс» и перхлорвинилового пенопласта.
Благодаря строгой весовой дисциплине при проектировании и постройке, применению современных высококачественных материалов и отказу от части палубного оборудования (на этом, кстати, сэкономлено около 130 кг) удалось увеличить общий вес балласта до 57 % водоизмещения и тем самым обеспечить остойчивость яхты, необходимую для несения высокой парусности.
Палуба, кокпит и рубка имеют типичную для морских гоночных яхт планировку. Сравнительно неглубокий кокпит (его размеры почти как у однотонника) открыт с кормы, попавшая в него вода быстро спивается через вырез в транце. Все фалы и оттяжки проведены не по крыше рубки, как это можно видеть на большинстве яхт, а по ее комингсам внутри специально отформованных кожухов. Для снижения воздушного сопротивления рубке придана обтекаемая форма; ее размеры минимальны.
Ничего лишнего нет и под палубой «Лоун». Здесь четыре трубчатых койки, небольшая спиртовая плитка, раковина, штурманский стол. Форпик используется в качестве парусной кладовой; здесь же портативный яхтенный гальюн. Двигатель типа «Сэйлдраив» установлен под кокпитом и закрыт пластиковым капотом. Никакой отделки деревом, никаких шкафчиков.
Яхта оснащена узкими высокими парусами и гибкой наклоненной в корму мачтой, снабженной такелажем для регулирования ее изгиба и, соответственно — настройки грота. Грот — со свободной нижней шкаториной, не закрепленной в ликпаэе гика.
«Лоун» оправдала надежды заказчика. Нильсен выиграл все гонки Кильской парусной регаты и 3/4-тонный кубок, в розыгрыше которого в прошлом году участвовало 26 яхт. В четырех гонках «Лоун» финишировала первой, включая «короткую» (120 миль) и «длинную» (180 миль) гонки в открытом море. Только в последней гонке по Олимпийской дистанции Нильсен финишировал вторым. Погода была самая разнообразная — от ветра скоростью 2—3 м/с в «неудачной» пятой гонке до свежих ветров (10—15 м/с) в 180-мильной. По оценкам специалистов, новый 3/4-тонник Фарра показывает лучшие результаты в умеренный ветер скоростью от 3 до 6 м/с.
Это была уже десятая победа в чемпионатах мира на крейсерско-гоночных яхтах, которые одержали лодки, сконструированные Фарром за последние 14 лет.