Судя по отзывам первых владельцев и количеству заказов на эту яхту, поступающих на Ленинградскую экспериментальную судоверфь, она понравилась яхтсменам, совершающим плавания по внутренним водам страны. Однако яхтсмены из приморских клубов высказали пожелание повысить мореходность судна, снабдив «ЛЭС-750» постоянным килем.
Основные данные яхты «ЛЭС-750К»
Длина наибольшая, м | 7,50 |
Ширина наибольшая, м | 3,00 |
Осадка, м | 1,40 |
Водоизмещение в обмерном состоянии, кг | 1950 |
Масса фальшкиля, кг | 460 |
Площадь парусности (грот + Генуя), м2 | 30,5 |
Такой вариант был проработан конструкторами судоверфи и весной прошлого года головная килевая яхта «ЛЭС-750К» была уже на воде. Сейчас верфь параллельно выпускает оба варианта — и швертбот, и килевую яхту, так что есть возможность выбрать судно соответственно конкретным условиям плавания.
Корпус, парусное вооружение и оборудование килевой яхты не отличаются от имеющегося на швертботе, но, естественно, из каюты исчезли швертовый колодец и внутренний балласт Для усилении днища в районе крепления к корпусу фальшкиля установлены стальные листовые флоры сварной конструкции. Сам фальшкиль плавникового типа отлит из чугуна; он весит 460 кг — ровно столько же, сколько весили сварной швертовый колодец, шверт и внутренний балласт. Таким образом, водоизмещение яхты осталось прежним, а вот габаритная осадка стала на 200 мм меньше, чем у швертбота.
Корпус яхты выклеивается из четырех слоев реек сечением 4,5X40 мм, располагаемых диагонально относительно киля. Палуба, рубка и кокпит формуются из стеклопластика в виде единой монолитной конструкции.
Головная яхта была испытана в морских условиях при различной силе ветра и волнения. Руководил испытаниями яхтенный капитан мастер спорта Александр Калиниченко. Его вывод: ходовые и мореходные качества с учетом круизно-туристского назначения яхты вполне удовлетворительные.
В слабый и средний ветер «ЛЭС-750К» может успешно конкурировать с четвертьтонниками типа «Конрад-25РТ» и «-25Т» и минитонниками отечественной постройки. В сильный ветер, идя с креном, яхта неплохо лавирует, но в бакштаг проявляет тенденцию к рыскливости. Очевидно, от этого недостатка можно избавиться, установив небольшой скег перед рулем. Кстати, на килевом варианте применен съемный руль, навешиваемый на транец, как на швертботе, но имеющий постоянное перо.
Яхтсмены, испытывавшие яхту, одобрили рациональное расположение оборудования и дельных вещей на палубе и в кокпите. Большим преимуществом являются разработанные на верфи патент-риф и устройство для закрутки стакселя, позволяющие в считанные секунды зарифить либо совсем убрать паруса, намотав грот на гик, а стаксель на штаг.
Яхта снабжена кронштейном для навешивания на транец подвесного мотора «Ветерок-8Э». В комплект снабжения входят электронные навигационные приборы отечественного производства, газовая плита, двухместная надувная лодка и паруса из отечественных парусных тканей. По согласованию с заказчиком судно может быть укомплектовано дополнительным оборудованием, а корпус обшит красным деревом под лак или же окрашен в цвет, оговоренный в договоре на поставку.
Одна из первых яхт типа «ЛЭС-750К» экспонировалась на международной выставке малых судов «Ханзебот-90» в Гамбурге, где вызвала большой интерес посетителей. О том, что судно произвело хорошее впечатление, свидетельствуют поступившие в адрес верфи запросы от ряда германских фирм.
Появление первой яхты из СССР на международной выставке не осталось незамеченным прессой. В журнале «Ди Яхт» № 25—26 за 1990 г. помещен снимок «ЛЭС-750К»; отмечается, что в этой 7,5-метровой яхте вместилось то, что обычно удается разместить только в корпусе длиной 9 м. По мнению германского журнала, внешний вид яхты несколько проигрывает от того, что на деревянном корпусе установлены пластмассовые палуба и рубка.
Очевидно, участие в таких выставках и других международных мероприятиях очень полезно.