Малое предприятие — начало пути
Работать только на план, ограниченный возможностями предприятия, или действовать с учетом широкого спроса? Этот вопрос неоднократно задавали себе и руководству Ленинградской экспериментальной судоверфи ее конструкторы. Всякий новый проект обеспечивал их загрузку до момента сдачи опытного образца, но творческие замыслы при этом не всегда находили воплощение, оставались как бы невостребованными.
Вот, наконец около двух лет назад созрело решение создать на верфи малое предприятие, в состав которого вошли конструкторы, технологи, производственники.
Начиналось МП с нескольких сотрудников, постепенно штат достиг почти 40 человек. Что при этом изменилось?
Рассказывает руководитель МП Сергей Игоревич Бынков.
— Заметно возросла загрузка специалистов. Теперь КБ работает, воплощая в проекты как уже готовые собственные конструкторские разработки, так и новые, порой не связанные впрямую с возможностями ленинградской верфи. Мы раскрепостили инженеров-конструкторов, открыли перед ними широкую перспективу. КБ получило возможность формировать портфель заказов с учетом предложений сторонних заказчиков. А верфь в то же время может позволить себе передавать готовые проекты и оснастку тем, кто налаживает выпуск спортивных судов собственными силами. Ведь организация производства с «нуля» влечет высокие затраты по всем статьям. Получить же готовый проект и отлаженную технологию, значит, выиграть время и средства, реально приблизиться к рентабельности в обозримом будущем. Так один из наших проектов внедряется в производство в Белоруссии. Технология на яхту «ЛЭС-31» передана в Евпаторию, а в Феодосии будут выпускать «ЛЭС-750». Сравнительно недавно «КиЯ» освещали ход работ по созданию «однотонника» «ЛЭС-1210». Теперь уже многие знают, что яхта этого типа «Азия» прошла испытания в международных крейсерских гонках, совершила переход на Черное море. Скоро подобные яхты можно будет заказывать в Новороссийске. Для налаживания строительства спортивных судов на новых предприятиях мы предоставляем возможность стажироваться на нашем производственном участке рабочим из других городов, направляем в эти города своих специалистов для консультаций и оказания практической помощи. В то же время продолжается работа по проектированию двух новых яхт длиной 9 и 12 метров. Это наш задел на ближайшее будущее.
— Из сказанного вытекает, что ваше малое предприятие сориентировано на создание крейсерско-гоночных яхт увеличенных размеров. Видимо, такой выбор продиктован спросом?
— По-прежнему в стране велик спрос на «микротонники» как на наиболее доступные суда массового спорта. Однако наши яхтсмены все активнее осваивают маршруты дальних плаваний. сочетая их с участием в гонках крейсерских яхт открытого моря. Соответственно и потребность в судах для этих целей возросла. Поэтому малое предприятие проектирует яхты для гонщиков-крейсеристов. Частным лицам яхты таких проектов едва ли доступны. Их заказчиками становятся яхт-клубы и предприятия, располагающие большими свободными средствами, поскольку цена на наши яхты уже значительно выше 100 тысяч рублей.
— Как же быть людям, мечтающим о собственном семейном крейсере? Считаете ли вы, что кооперативы, возникающие в разных местах страны, способны поставлять на рынок нечто заслуживающее внимания оправдывающее высокие цены на суда для любителей водного спорта и туризма?
— Мне такой кооперативной продукции видеть не доводилось. И от благоприятных прогнозов на будущее в плане наполнения рынка я воздерживаюсь, зная как непросто и дорого строить малые суда. Если в ближайшее время средняя цена яхт «микротонного» класса достигнет, скажем, десятков тысяч рублей, это мало кого удивит и вряд ли кого обрадует. Да и ждать, что кооперативы способны быстро насытить яхтенный рынок, по-моему, наивно. Так что мечты о малых семейных крейсерах для очень многих еще долго останутся мечтами.
— Как вы оцениваете качество собственной продукции?
— Мы стремимся совершенствовать свою технологию, что положительно сказывается на качестве продукции. Многие считают, что для внутреннего рынка оно на приемлемом уровне, а для экспорта, увы, качество еще «не то».
— В малом предприятии трудятся яхтсмены, в том числе и яхтенные капитаны. Ходят ли они на судах, спроектированных, построенных и оснащенных на ЛЭС? Если «да», как они оценивают их достоинства и недостатки?
— Все мы прекрасно знаем собственные скромные возможности, но не склонны к самобичеванию. Море многое подсказывает. Старейший конструктор предприятия Виктор Владимирович Чайкин, например, десятки лет не изменяет крейсерским швертботам, которые проектирует сам. Кто помнит первые швертботы класса Т, послужившие прототипом последующих моделей, подтвердят, что прогресс налицо. Важно также учитывать, что верфь и наше предприятие пока не свободны в выборе материалов, комплектующих изделий. Только с его расширением новые яхты будут выгодно отличаться от построенных ранее, строящихся сегодня
— Есть ли у коллектива вашего малого предприятия собственная яхта?
— Нам лучше всего подошел бы «однотонник». Но поскольку яхта такого класса стоит дорого, коллектив не в состоянии ее приобрести Так что пока мы товарищи по несчастью с сотнями земляков-ленинградцев, с тысячами яхтсменов страны. Но будем с оптимизмом смотреть в будущее.
Массовый доступный парус
В заголовок этого репортажа вынесена фраза, отражающая цель создания предприятия «Северное сияние». Оно специализируется на изготовлении парусов отнюдь не для «избранных» крейсеристов, имеющих возможность оплачивать заказы валютой, и не для олимпийской «элиты», из лексикона которой начисто исключены названия видов парусной ткани отечественного производства Все наоборот. «Северное сияние» изготовляет паруса для яхт, сходящих со стапелей наших немногочисленных спортивных верфей, для тех, кто строит их самостоятельно, для всех, кто не имеет выхода на внешний рынок с целью обновления и пополнения яхтенного «гардероба».
Предприятие образовалось в 1988 году на кооперативной основе. Сначала была яхта «Северное сияние». Это имя получил головной «полутонник» из серии однотипных судов, до недавнего времени строившихся на Ленинградской экспериментальной судоверфи. Экипаж состоял из увлеченных гонками яхтсменов. Никто из них до поры до времени не помышлял о создании предприятия. Но течение жизни приобрело новый характер Подули ветры раскрепощения инициативы. И команда решила открыть мастерскую, чтобы шить паруса. Обосновавшись на верфи, построившей «Северное сияние», яхтсмены дали имя «полутонника» новому предприятию. На этом, опустив детали непростого начального периода организации дела, поставим точку.
Спрашиваю руководителя «Северного сияния» Валерия Петрова о его отношении к рекламе и слышу:
Мы пока не видим необходимости в ней. Мастерскую буквально засыпают заказами. Земляки, яхтсмены из разных концов страны прибегают к нашим услугам настолько охотно, что образовалась солидная очередь заказчиков.
— И здесь очередь?
— Мы не создаем ее искусственно. Имеющиеся площади и мощности ограничивают наши возможности. Необходимо специальное помещение, где мы могли бы развивать парусное дело на основе современной технологии. Надеемся, что в будущем «Северное сияние» сможет осилить реконструкцию за счет заработанных средств.
— Поскольку вы действуете в рамках существующего «сдерживающего» налогообложения, предприятию остается лишь малая часть от сумм, складывающихся из выплат заказчиков. Но не исключено, что вам приходится выслушивать обвинения в рвачестве: мол, дерете с людей три шкуры, наживаетесь.
«На каждый роток не накинешь платок», но лишние «ревизоры» только вредят делу необоснованными суждениями. Коротко посвящу в наши проблемы. Из-за разрегулированных хозяйственных связей мы несем большие накладные расходы. К тому же. чтобы иметь лавсан, мы вкладываем собственные средства в литовское предприятие, производящее этот материал Иначе он перестанет поступать, а альтернативы нет. Мы вообще вынуждены придерживаться тактики материальной поддержки предприятий, выпускающих необходимые изделия. Благодаря этому к нам поступают, например, из Свердловска дублированные материалы с пропиткой. Используем мы и тяжелые ткани. Расширить же ассортимент за счет импорта пока нет возможности. Конечно, стоимость парусов из дорогой зарубежной ткани была бы далеко не всем по карману; и без того сохранять расценки на низком уровне довольно сложно. И тем не менее мы считаем это одной из своих основных задач.
— И каковы же цены на начало текущего года?
— Квадратный метр сшитого паруса из каунасского лавсана весом 170—180 г/м2 стоит 25 руб. Метр спинакера из ткани весом 50—60 г/м2 — 15 руб Но если возрастет стоимость сырья, цены неизбежно поднимутся. Рынок диктует свои права и нам, и заказчику.
— Для каких яхт сегодня чаще всего заказывают паруса?
— В ходу «микротонники», их выпускают все больше и больше. На этот год мы заключим, по всей вероятности, уже не десятки, а сотни договоров на комплекты парусов для яхт этого наиболее доступного и популярного типа. Мы готовы увеличить объем выпуска продукции в денежном выражении до 6 млн рублей Но для нас это не самоцель. Главное — ликвидировать очередь. Ведь ждать выполнения заказа 4 —6 месяцев ненормально. Пытаться сократить сроки за счет качества — не выход из положения. Наоборот, мы стремимся, повышая качество, завоевать имя, поднять марку «Северного сияния».
В беседе участвовал и Сергей Голованов, товарищ Петрова по яхте, ныне ведающий на «Северном сиянии» вопросами экономики. Он добавил к сказанному:
— Нам удалось успешно пройти период становления благодаря яхтсменам, владеющими редким мастерством шитья парусов. Сегодня в мастерской трудятся те. кому они передали первые навыки. Ну а тон задают такие парусные мастера, как Вячеслав Прохоров. Он. кстати, провел большую работу но определению норм затрат времени на все основные операции производственного процесса. Это очень важно. На пред приятии уже занято около 40 работников различных профилей. И мы планируем в будущем довести численность работников до 60. Люди приходят к нам, чтобы заработать. Пока средний заработок достигает 500 руб. Чтобы поднять его, предстоит совершенствовать собственное хозяйство, его экономику, структуру.
Яхте требуются не только паруса. Удовлетворяется ли вы спрос на другие виды изделий, например, на такелаж?
— Огоны в мастерской заращивать нерентабельно, но мы изготовляем из стального троса как стоячий, так и бегучий такелаж с применением обжимных трубок. Полагаем, что нам со временем будут поступать тросовые наконечники для вант, штагов, лееров. Ищем пути получения талрепов для яхт различного тоннажа. Кроме того, стремимся приобретать современные дельные вещи, необходимые в парусном производстве. Шьем парусные кисы, чехлы для каютных диванов и коек На простейших операциях в период учебной производственной практики заняты учащиеся подшефной школы. Возможно, что кто-то из них со временем вольется в коллектив «Северное сияние» — привлекательное предприятие. И уникальностью профессий, и оплатой труда, и нацеленностью на спорт, в котором необходимо уметь многое делать своими руками.
Сегодня, кажется, в стране вообще нет не дефицитных товаров. Ни если продукты питания, многие виды одежды и обуви, автомашины и бытовая техника, сигареты и спички... ставшими относительно недавно, то различные товары для поклонников водных видов отдыха и спорта всегда являлась остродефицитными.
И не случайно полечу, когда в стране подули слабые еще ветры перемен в подходах к экономике начали раскрепощаться инициатива и предприимчивость нашлось немало энтузиастов, направивших усилия на развитие любительского флота. Нам нет необходимости перечислять названия новорожденных кооперативов, малых предприятий организаций... Их десятки. Они начали заявлять о себе в рекламных разделах любого из номеров «КиЯ». Конечно, всех проблем организаторам новых производств решить, увы, не удалось. Потребуются, вероятно, еще годы, для того чтобы наполнить прилавки специализированных магазинов и удовлетворить все возрастающий спрос. Но уже та малость, которой удалось достичь, первые результаты практической работы зарождающейся индустрии вселяют реальные надежды.
Сегодня мы рассказываем о первых, но достаточно уверенных шагах двух милых предприятий, созванных при Ленинградской экспериментальной верфи спортивного судостроения. Публикуя эти материалы, редакция надеется на то, что руководители предприятии и вес заинтересованные в развитии прогулочного флота поддержат нашу «Школу предприимчивости» и рекламой, и информацией о трудностях и радостях становления, о новой своей продукции.