Во многих парусных центрах мира не считается настоящим яхтсменом тот, кто не совершил хотя бы одного дальнего плавания. Так, условие иметь за кормой, как минимум, плавание до Гавайских островов и обратно, входит в перечень требований к вступающим в члены яхт-клуба Сан-Франциско.
Океаны и моря всегда манили смельчаков. Сначала вдоль берега, потом через море, а затем через океаны и вокруг света, — вот путь любителей крейсерских плаваний. Их было очень много — таких плаваний. Но с чего же они начинались?
Одно из первых дальних спортивных плаваний было совершено под командой 19-летнего американца Джона Бойта. На шлюпе «Унион» 1 августа 1794 г. он вышел из Ньюпорта в Китай, а в 1796 г. в «Списке приходящих судов» можно было прочитать, что это судно, пришедшее из Кантона, ошвартовалось в Бостоне.
Во второй половине XIX века среди жителей Старого и Нового света приобрели популярность переходы на яхтах через Атлантический океан. Спортивную дорогу через Атлантику открыл, по-видимому (пока я не нашел упоминаний о более ранних плаваниях), капитан Шекфорд, который в 1849 г. предпринял плавание на 30-тонном шлюпе из Бордо к Антильским островам.
Пример его оказался вдохновляющим, и к началу XX века океан был пересечен яхтсменами буквально вдоль и поперек. Вот, например, несколько фактов.
1864 год. На крохотной яхточке «Вижен» длиной всего около 5 м благополучно совершили переход нз Нового Орлеана в Лондон два американца — Дж. Доновен и В. Спенсер. Третьим членом экипажа была собака Тоби. Любопытно, что, несмотря на небольшие размеры, «Вижен» имела полное вооружение бригантины и очень напоминала плавающую модель большого океанского парусника.
Четыре года спустя три искателя приключений — Майке, Миллер и Мэлин — пересекли океан на судне, похожем одновременно на тримаран и на плот «Кон-Тнки». Это странное сооружение, вооруженное шхуной, представляло собой деревянную платформу длиной около 8 м, лежащую на трех надувных поплавках из толстой прорезиненной ткани. Шхуна-плот «Нонпарель» («Несравненная») оказалась довольно хорошим ходоком: плавание из Нью-Йорка в Саутгемптон заняло 43 дня.
О переходе двух английских моряков в обратном направлении свидетельствует следующая запись в «Книге отхода» Ливерпульской таможни: «2 июня 1870 г. «Сити оф Рагуза», иол, 2 тонны; капитан — Дж. Бэкли; порт назначения — Нью-Йорк; на борту два человека; пассажиров — нет; груза — нет; оружия — нет». Плавание протекало на редкость благополучно и закончилось 8 сентября 1870 г.
В 70-е годы было положено начало одиночным плаваниям. Первым, кто рискнул испытать свое мужество в борьбе с океаном в одиночку, был датский матрос Альфред Джонсон. Заключив со своими приятелями пари, Джонсон в 1876 г. вышел из Глочестера (Канада) и прибыл в Саутгемптон, Для своего плавания Джонсон выбрал «дори» — рыболовный парусный бот своеобразной конструкции с угловатым миделем и плоским днищем.
Вслед за ним Атлантику пересекли Вильям Эндрис (в 1888 г. на дори «Дарк Сикрет» и в 1891 г. на 15-футовом шлюпе «Мермейд»), Деннис Лоулор (в 1891 г. на шлюпе «Си Серпент»), Говард Блэкберн (в 1899 г. на шлюпе «Грейт Вестерн» и в 1901 г. на шлюпе «Грейт Рипаблик»).