Возникший пожар надо потушить как можно раньше — имеют значение даже не минуты, а секунды, поэтому приобретает особое значение практическая эффективность имеющихся на борту огнетушителей или систем пожаротушении.
Самая большая опасность возникновения пожара на малых судах связана с использованием горючего. Так, на катерах с закрытыми помещениями очаги загорания чаще всего возникают в моторном отсеке и в месте расположения топливного бака.
На лодках с подвесными моторами особенно велика опасность возникновения пожара при запуске мотора сразу после заправки горючим. Статистика показывает, что на мотолодках больше всего пожаров начинается именно при этих обстоятельствах.
Вентиляция
Наиболее распространенной причиной возгорания являются утечки в системе питания двигателя, способствующие образованию взрывоопасной газовой смеси в моторном отсеке. Чаще всего пожар начинается в закрытом отсеке, эффективности вентиляции которого не уделяют должного внимания. Такие отсеки необходимо оборудовать электрическим вентилятором, сблокированным с системой запуска с таким расчетом, чтобы без включения вентиляции двигатель не запускался.
Важно, чтобы моторный отсек и место расположения топливных баков были изолированы один от другого и надежно вентилировались хотя бы естественным способом, если нет принудительной вентиляции.
В принципе, в моторном отсеке любого судна (катера, яхты), на котором установлен бензиновый двигатель, всегда имеется легко воспламеняющаяся смесь, так как из карбюратора выходит достаточное количество паров бензина. При отсутствии эффективного проветривания отсека эти пары могут взорваться, если возникнет искр а.
Сигнализационные устройства
Существуют и рекомендуются к применению системы, действие которых основывается на выдаче сигнала при значительной — опасной — концентрации газа в замкнутом отсеке. Подобные сигнализационные устройства также могут быть сблокированы с системой электрозапуска таким образом, чтобы при слишком большом скоплении газов двигатель не запускался. Однако подобные системы стоят довольно дорого, а потому находят применение в основном на больших и дорогостоящих катерах.
Совершенно ясно, что даже взрывоопасная газовая смесь не возгорится без искры. Искра может возникнуть, например, в неисправной системе электрооборудования двигателя или от статических электрических разрядов. Существуют приборы, предупреждающие о такой концентрации газа, при которой может вспыхнуть пожар от искры статических электрических разрядов.
Стационарные системы пожаротушения
Тушение пожара, возникшего в тесном моторном отсеке, человеком при помощи ручного огнетушителя является весьма опасным и трудным делом уже по одной той причине, что как только будут открыты люки или двери, ведущие в отсек, увеличится доступ кислорода, а это будет способствовать распространению огня. Ручной огнетушитель достаточной емкости имеет большой вес и связывает действия, так как оказываются занятыми обе руки.
При тушении пожара в замкнутом отсеке наилучшие результаты достигаются при работе установленной в отсеке стационарной противопожарной системы.
Наиболее распространенными и эффективными являются системы, в которых используется двуокись углерода или галон.
Галон представляет собой жидкость или сжиженный газ — в зависимости от химического состава. Чаще всего он встречается в виде органического соединения брома, фтора, хлора и йода. Так, галон 1211 представляет собой соединение дифтора, хлора, брома и метана (ВСТ), а галон 1301 — соединение трифтора, брома и метана (ВТМ).
Противопожарное действие галопа основано на его свойстве замедлять реакцию горения уже на ранней стадии — даже только при 4—7% его содержания.
Получившие сейчас распространение в системах огнетушения галопы 1211 и 1301 относительно безопасны, однако образуемые при их использовании при температуре 480—490°С продукты распада (бром и фтористый водород) необходимо интенсивно удалить из помещения. Проветривание важно также и с той точки зрения, что длительное воздействие галопа на стеклопластик может оказать отрицательное влияние и а прочность материала.
При монтаже системы баллон с противопожарным веществом устанавливается в вертикальном положении в рулевой рубке или в другом хорошо доступном месте. Галон по герметичным трубкам системы подается в пожароопасные отсеки (например, в моторный отсек и к топливному баку).
Возможно ручное или автоматическое включение установки.
Информация об изображении
Простая стационарная противопожарная система и схема установки ее на катере
Автоматическое включение осуществляется при помощи импульсов тепловых датчиков, работающих от электробатареи. Импульсы передаются в аварийно-сигнальный центр, который выдает звуковые и световые сигналы пожарной тревоги, выключает двигатель и вентилятор, открывает при помощи зарядного устройства клапан баллона, после чего галон через распределительную систему поступает в тот отсек, где температура достигла опасного предела.
Простая стационарная противопожарная система и схема установки ее на катере
При использовании более простой системы установка приводится в действие вручную — нажатием кнопки ударника. Эффективность такой системы огнетушения значительно ниже, так как потери времени на приведение ее в действие могут оказаться большими. Галоновый огнетушитель с ручным включением устанавливается в лодке в таком месте, где его легко можно было бы привести в действие немедленно по получении сигнала тревоги. Галон подается в моторный отсек по медной трубке.
Высокие расходы, связанные с оборудованием катера системой противопожарной безопасности, окупятся с лихвой, как только пожар окажется потушенным еще на первоначальной стадии. Пусть даже не случится никакого возгорания: издержки в течение нескольких лет возместятся благодаря 10%-ному снижению страховых взносов, утвержденному страховыми обществами для катеров с такими системами. При всех обстоятельствах — это выгодный способ обеспечения безопасности!
Автоматически срабатывающие огнетушители
Простейший вариант автоматической системы — установленный в моторном отсеке и приводимый в действие при помощи плавких предохранителей галоновый огнетушитель. Применяемые огнетушители срабатывают, когда температура в отсеке повышается примерно на 30 °С по сравнению с нормальной. (Плавкие предохранители выпускаются в нескольких вариантах — для использования при различных температурных режимах.)
Подобные автоматические огнетушители, однако, уже не отвечают современным требованиям. Одним из их недостатков является то, что рабочая смесь постепенно вытекает из огнетушителя через плавкий предохранитель из-за вибрации, которая неизбежно имеет место на катерах. Кроме того, плавкий предохранитель относительно медленно реагирует на повышение температуры,, система срабатывает с некоторым запаздыванием. С другой стороны, когда на огнетушителях устанавливают более чувствительные предохранители, заметно возрастает вероятность случайного срабатывании системы.
На огнетушителях такого типа ручной спусковой рычаг для ввода их в действие обычно отсутствует.
В продаже в свое время имелись также стеклянные колбы с жидким талоном, предназначенные дли установки непосредственно в моторном отсеке. Они разбивались ударником при повышении температуры в отсеке и заливали его жидким талоном. Огнетушители такого типа не получили широкого распространении ввиду того, что в них использовалось довольно опасное галоновое соединение.
Ручные огнетушители
Хотя стационарные системы автоматического действия в принципе гарантируют противопожарную безопасность лучше, чем ручной огнетушитель, но они обеспечивают в основном защиту лишь определенных объектов (отсеков). Пожар, возникший, например, на месте расположения штурманского стола или в форпике, нельзя будет тушить стационарной системой, надежно защищающей моторный отсек.
Ручной огнетушитель можно использовать в любом отсеке лодки, а в случае надобности — и на соседней лодке или на берегу. Поэтому ручные огнетушители необходимы на всех судах, в том числе — и оборудованных стационарными системами.
Ручной огнетушитель, заполненный двуокисью углерода, считается недостаточно эффективным; кроме того, на воде газ быстро разносится ветром. Эффективность галоновых огнетушителей несколько выше, но и они уступают огнетушителям порошковым. Уместно заметить: то обстоятельство, что порошковый огнетушитель пачкает защищаемую поверхность, вряд ли можно считать его серьезным минусом, ибо главная цель — потушить пожар!
Таким образом, порошковый огнетушитель незаменим и обязателен для использования на лодках в тех случаях, когда можно ограничиться одним огнетушителем. На втором месте — галоновые огнетушители весом 6—7 кг.
В Финляндии огнетушители выпускаются трех типов. Огнетушители группы «А» предназначены для тушения пластмассовых, деревянных и текстильных изделий, а группы «В» — для тушения загоревшихся жидких веществ. Для условий малого судна будет наиболее практичным порошковый огнетушитель группы «АВС», который одинаково успешно заменяет огнетушители обеих ранее названных групп.
По эффективности огнетушители разбиты на три класса. Так, огнетушитель I класса способен быстро потушить пожар, возникающий при возгорании бензина в резервуаре площадью 0,6 м2, огнетушитель II класса — 80 л пылающего бензина, а III класса — вплоть до 200 л бензина, горящего в открытом резервуаре площадью 4 м2.
Если порошковый огнетушитель при весе 2 кг едва обеспечивает эффективность II класса, а при весе 6 кг — не достигает эффективности III класса, то при весе 12 кг он превосходит все предъявляемые классификацией требования.
В соответствии с действующим в Финляндии постановлением об эксплуатации лодок огнетушитель должен быть на всех каютных судах с подвесным мотором мощностью свыше 20 л. с. или со стационарным двигателем свыше 50 л. с. Практически же, для обеспечения безопасности огнетушитель должен иметься на каждой моторной лодке.
Союз яхтсменов Финляндии требует наличия на судах классов «А1» и «А2» двух химических огнетушителей эффективностью не ниже огнетушителей «ВII», а на судах класса «В2» — одного огнетушителя «ВII».
Инструкции по проверке оборудования моторных лодок предусматривают вычисление так называемого коэффициента эффективности огнетушителя, в соответствии с которым определяется точно класс нужного огнетушителя (BI, BII или BIII).
При приобретении огнетушителя необходимо проверить наличие на нем соответствующих отметок, а в дальнейшем — раз в год проверять огнетушитель. Если отметок о проверке нет, инспектор вправе запретить использование огнетушителя на катере.