Общее протяжение изображенного на вкладке участка составляет около 530 км. От Казани до Тольятти располагается Куйбышевское водохранилище, а от Тольятти до Октябрьска и ниже — Саратовское.
Куйбышевское водохранилище образовано в результате перекрытия Волги плотиной Волжской ГЭС им. В. И. Ленина в районе города Тольятти. Наибольшую ширину — 27 км — оно имеет на участке от селения Старая Майна до города Ульяновска.
Правый берег Куйбышевского водохранилища образован склонами Приволжской возвышенности; вдоль него располагаются горы Тетюшские, Ундоровские и Сенгилеевские, достигающие местами высоты 200—250 м, а также живописные скалистые Жигулевские горы, называемые Жигулевскими воротами. Левый берег водохранилища в основном пологий и низменный, лишь на участке от Ульяновского моста до реки Черемшан он высокий и обрывистый. Берега Куйбышевского водохранилища сложены из песков, суглинков и глин; в отдельных местах они под воздействием сильных ветровых волн размываются и обрушиваются.
Саратовское водохранилище образовано в результате перекрытия Волги плотиной Саратовской ГЭС у города Балаково. Это водохранилище представляет собой узкий водоем, повторяющий плавные очертания волжской долины; ширина водохранилища на изображенном на вкладке участке не превышает 7 км.
Берега Саратовского водохранилища от Тольятти до Куйбышева высокие; правый берег местами обрывистый и каменистый, левый — сравнительно пологий. От Куйбышева до Октябрьска оба берега постепенно понижаются.
Наиболее крупными притоками Волги на данном участке являются реки Кама, Черемшан, Сок и Самара (левые притоки) и Уса (правый).
В навигационный период с апреля по ноябрь на участке Волги от Казани до Октябрьска господствуют северо-западные и западные ветры силой от 2 до 3 баллов. Штормовые ветры наблюдаются осенью, в сентябре-октябре; на Куйбышевском водохранилище эти ветры (если они дуют вдоль водохранилища) могут на широких участках разводить значительное волнение, при котором высота волны достигает 3—4 м. На Саратовском водохранилище штормовые ветры могут разводить волнение с высотой волны до 1,5 м.
Слабые ветры и наибольшее число безветренных дней наблюдаются на данном участке в июле.
Среднее число дней с туманами в период навигации — от 10 до 17; наиболее часто туманы бывают в октябре — ноябре и значительно реже — в июне.
Скорости течения на участке мало изменяются по длине водохранилищ и зависят главным образом от уровня воды, а также от режима наполнения и сработки водохранилищ. Во время весеннего паводка скорость течения может достигать в узких частях водохранилищ 6—7 км/ч; при средних гидрологических условиях в период межени на Куйбышевском водохранилище средние скорости течения составляют 0,5—1,5 км/ч, а на Саратовском — 3,5—4 км/ч.
Описываемый участок Волги замерзает в конце ноября — начале декабря, а очищается ото льда в конце апреля — начале мая.
На берегах Волги, изображенных на прилагаемой карте-схеме, расположены крупные речные порты: Ульяновск, Тольятти и Куйбышев; в районе города Октябрьск имеется много причалов для пассажирских и грузовых судов. В этих портах можно получить необходимую навигационную информацию о состоянии водного пути и навигационного ограждения. Судоводителям маломерного флота и туристских судов навигационная информация как правило передается устно. Гидрометеорологическую информацию в виде радиобюллетеней по Куйбышевскому водохранилищу передает радиостанция Тольятти, а по Саратовскому — радиостанция Куйбышев.
Помещенная на вкладке туристская карта-схема может служить обзорно-справочным пособием для судоводителей-любителей. На схеме крупным пунктиром показан основной судовой ход, а мелким пунктиром — дополнительные. Как основной судовой ход, так и дополнительные предназначены для транспортного флота. Туристские суда идут, придерживаясь кромки судоходной полосы и ориентируясь по знакам навигационного ограждения; если позволяют глубины, то эти суда должны уходить за кромку судового хода, чтобы не препятствовать движению и маневрированию транспортных судов. Глубины на основном и дополнительных судовых ходах составляют 8—35 м. (По данным Большой Советской Энциклопедии, размах колебаний уровня 6 м). Основной судовой ход, ведущий по Куйбышевскому водохранилищу, обозначен буями, которые выставляются по оси судового хода (осевые ограждения); при этом черно-белые буи стоят на прямолинейных участках, а черно-красные — в местах поворотов; нумерация буев ведется от г. Тольятти.
Отдельные участки судового хода на Куйбышевском водохранилище обозначены в дополнение к осевым буям щелевыми створами. Кроме того, на берегах этого водохранилища установлены ходовые знаки и знаки «Ориентир», которые действуют для судов транспортного флота только весной или осенью, когда осевые буи на штатные места еще не выставлены или уже сняты. Однако туристские суда, совершающие плавание по Куйбышевскому водохранилищу, могут в любое время навигации использовать указанные выше знаки для ориентировки и следовать безопасно вдоль тех берегов, на которых знаки эти установлены.
Основной судовой ход, ведущий по Саратовскому водохранилищу, огражден буями по латеральной системе и береговыми створными знаками; на левой стороне судового хода стоят черные буи, на правой — красные; нумерация ведется от г. Балаково.
Наиболее сложными для судоходства участками являются районы портов Куйбышева и Тольятти, где наблюдается интенсивное движение судов всех типов; кроме того, ниже шлюзов, расположенных в Тольятти, наблюдаются значительные колебания уровня воды, достигающие иногда 2,5 м.
По гидрометеорологическим условиям наиболее сложно плавание через Куйбышевское водохранилище. На случай шторма и непогоды маломерные суда могут найти защиту от ветра и волнения в убежищах и укрытиях, показанных на карте-схеме; выбор того или иного убежища или укрытия зависит от направления ветра и волнения.
При плавании от Казани до Октябрьска необходимо руководствоваться «Местными правилами плавания судов и плотов в Волжском бассейне» последнего года издания.
В соответствии с этими правилами:
- на акватории рейдов, каналов, портов и пристаней скорость судов не должна превышать 12 км/ч;
- движение судов по трассам, имеющим осевую плавучую обстановку, осуществляется правой стороной, т. е. осевые буи остаются всегда по левому борту;
- запрещается подходить к водосливным плотинам на расстояние ближе 500 м;
- пропуск туристских и маломерных судов через шлюзы производится при помощи буксировки; пребывание людей на этих судах во время шлюзования запрещается.