Ладожское озеро — самое большое озеро в Европе. Площадь его 18400 км2. Оно принимает через реку Свирь воды Онежского озера, а через Волхов— озера Ильмень. Вытекает из него единственная река — Нева.
Берега северной части озера — высокие, скалистые, живописные. В них вдается множество небольших бухт и заливов; на подходе к берегам расположены шхеры и группы островов, в том числе крупный Валаамский архипелаг с островом Валаам, достопримечательности которого привлекают десятки тысяч туристов.
Берега южной части Ладожского озера преимущественно низкие, песчаные; окаймлены пляжами и песчаными отмелями. Местами около них расположены отдельные камни и скопления камней — рифы.
Гидрометеорологические условия для плавания туристских судов сложные; в течение почти 50% навигационного периода бывает погода, при которой выходить в озеро нельзя или опасно. Летом наиболее часты ветры северной половины горизонта. Шторма начинаются обычно в конце августа и достигают наибольшей повторяемости в октябре. Северные штормовые ветры силой 8—9 баллов могут развести в южной части озера волны высотой до 6 м.
Сравнительно часто наблюдается зыбь, которая стоит иногда по нескольку суток; высота волн при этом достигает 1,2—1,5 м.
Туманы наиболее часты весной и в начале лета; продолжительные туманы с моросью бывают осенью.
Наблюдаются поверхностные течения, во многом зависящие от силы и направления ветров. Течения имеют замкнутую циркуляцию, направленную против часовой стрелки; скорость течений при обычных условиях не более 1 км/ч.
Обычно озеро замерзает в конце ноября, а очищается ото льда в начале мая.
Ладожское озеро по условиям плавания относится к морскому разряду водных бассейнов.
Всем судам категорически запрещается выход в Ладожское озеро без рейсового прогноза погоды и без разрешения диспетчерской службы Северо-Западного речного пароходства; диспетчерские пункты имеются во всех крупных населенных пунктах, расположенных на берегах Ладоги. Порядок подготовки судов к переходу через Ладожское озеро определен «Инструкцией по переходу судов через Ладожское и Онежское озера».
При плавании по Ладоге необходимо пользоваться откорректированными морскими картами и лоциями.
Приведенная на вкладке туристская карта-схема является обзорно-справочным пособием для судоводителей-любителей.
Выход судов из Невы в Ладожское озеро осуществляется по Кошкинскому фарватеру, довольно сложному для плавания. Действуют сильные свальные течения, которые сносят судно на каменистые кромки фарватера; местами скорость течения на фарватере достигает 11 км/ч. При движении по Кошкинскому фарватеру надлежит править точно по створам, регулируя ход судна так, чтобы обеспечить его хорошую управляемость.
На карте-схеме пунктирными линиями показаны рекомендованные курсы, ведущие от истока Невы и от устьев рек Свирь и Волхов к острову Валаам и к наиболее значительным городам, расположенным на берегах северной части озера.
Основными ориентирами при плавании вдоль берегов озера служат маяки, светящие знаки, приметные мысы, а также церкви и характерные строения в прибрежных селениях и городах. Отдельные опасности, лежащие на подходе к берегам, ограждены светящими буями и вехами по кардинальной системе.
Светло-голубым цветом на карте-схеме обозначены районы, где глубины менее 20 м; районы с глубинами более 20 м, занимающие в основном среднюю и северную части озера, обозначены темно-голубым цветом.
При плавании вдоль берегов южной части озера надо соблюдать особую осторожность вблизи Кареджского рифа, остерегаться отдельных каменистых банок, лежащих в бухте Петрокрепость, а также Стороженского рифа, расположенного на западной стороне Свирской губы. При плавании в Волховской губе и вдоль восточного берега Свирской губы надо иметь в виду, что в этих местах выставляются рыболовные сети и заколы.
Глубины при подходе к берегам северной части озера уменьшаются резко, скалы и банки обычно приглубы.