Наш экипаж принял «Былину» от Ленинградской судостроительной верфи ВЦСПС в июле прошлого года.
Ходовые испытания новой яхты проводились с 29 июля по 4 августа. Проверялись мореходные качества, маневренность «Былины» и производилась настройка ее такелажа. Испытания выявили ряд недостатков в проводке бегучего и стоячего такелажа, в размещении отдельных элементов ее вооружения. В частности, было признано необходимым установить дополнительный штаг, изменить проводку бакштагов, перенести точку крепления гика-шкота, установить дополнительные киповые планки и пр. Устранение замечаний на судоверфи заняло четверо суток.
9 августа «Былина» вышла в свой первый поход по маршруту Ленинград — Таллин — Ленинград. Экипаж внимательно следил за поведением яхты в различных погодных условиях. Надо отдать должное коллективу судоверфи — «Былина» спроектирована н построена добротно. Острый устремленный вперед форштевень обеспечивает хорошую всхожесть на волну и практически исключает заливание палубы водой. Яхта хорошо управляется и не лежит на руле даже в сильный ветер, имеет мягкий ход и очень незначительно рыскает на попутных ветрах. Комплект из 11 парусов позволяет обеспечить оптимальную площадь парусности при изменении силы ветра.
«Былина» имеет хорошую центровку при различных вариантах парусности в широком диапазоне изменения скорости ветра.
Просторная светлая каюта, широкие диваны, небольшой, но удобный камбуз обеспечивают хорошую обитаемость яхты. По мере освоения «Былины» экипажу она нравилась все больше и больше. Переход от Таллина до Ленинграда (190 миль) при ветре 3—5 баллов в галфвинд и полный бейдевинд занял 31 час.
Вполне понятно волнение, с которым экипаж яхты и ее конструктор ждали испытаний в гонках. Первый старт яхты состоялся 16 августа в 100-мильной гонке соревнований на приз Балтийского морского пароходства. Экипаж яхты — дебютант в гонках больших крейсерских яхт, и это не могло не отразиться на результатах. На первом этапе гонки яхта шла под лавировочным стакселем, хотя погода позволяла нести генуэзский. Это н помешало «Былине» занять место в лидирующей группе с первых минут гонки. После исправления ошибки «Былина» быстро вырвалась вперед, убедительно демонстрируя свое преимущество в ходе перед большинством яхт-участниц. На финише «Былина» была четвертой, уступив призовые места яхтам класса Л6 «Синяя птица», «Фортуна» и «Чайка», В следующей гонке экипаж получил убедительное подтверждение того, что первый успех «Былины» был не случайным. После старта «Былина» уверенно пошла вперед, лидировала на всей дистанции (около 50 миль в ла-вировку) и пришла третьей.
Трудно сказать, как сложится дальше спортивная судьба «Былины», но пока ясно одно: среди ленинградских крейсерско-гоночных яхт появилось перспективное в гоночном отношении судно.