От редакции
Вы уже знаете, что «читают лекции» в нашем «Университете спортивного мастерства» обычно известные, умудренные опытом люди — гонщики-чемпионы, тренеры и судьи. Поэтому многих, наверное, удивит тот факт, что автору помещенной здесь статьи... всего-навсего 15 лет от роду. Но постараемся успокоить тех, кто сомневается, как говорят ученые, в презентативности этой публикации. Мы знаем многих парусных «теоретиков», которые часами могут рассуждать о взаимодействии парусов с потоком и тому подобных тонкостях, но, попав на борт яхты, хватаются не за те «веревки». Здесь случай обратный. Несмотря на юный возраст, наш автор — практик, причем с достаточно приличным опытом.
Ольга Кузнецова живет в Риге, занимается парусом в яхт-клубе ВМФ, имеет I спортивный разряд. В 1988 г. выиграла всесоюзные гонки с пересадкой «Хрустальный кубок» в Липецке, а в 1989 г. заняла первое место на всесоюзных соревнованиях на приз Героя Советского Союза И. Голубца в Анапе и второе место на международной Варнемюндской регате в ГДР. Выступала в классах «Оптимист», «Кадет» и «Луч-М». Поделиться своим опытом с начинающими юными яхтсменами решила по совету своих тренеров — Людмилы и Владимира Тюшевых. Трехкратный олимпийский чемпион, главный тренер сборной страны по парусу В. Г. Манкин, ознакомившийся со статьей до публикации, очень хорошо отозвался о работе юной спортсменки.
Говорят, что хороший старт — половина успеха в гонке. И действительно, неудачно взяв старт, очень трудно прорваться вперед. В этом я не раз убедилась на собственном опыте.
Вообще-то говоря, дать конкретные указания, как действовать на старте, практически невозможно. Вариантов здесь очень много. Кроме того, обстановка в районе старта постоянно находится в движении — ветер может неожиданно изменить направление и силу, соперники, которые тоже не стоят на месте, вдруг перекроют намеченный вами «коридор»... Все это способно в корне изменить намеченный заранее план старта. Да так чаще всего и случается. Например, вы собираетесь стартовать правым галсом, но ветер вдруг резко меняет направление и те яхты, которые находились у невыгодного конца линии, оказываются после сигнала с на ветра.
Опытные спортсмены способны предвидеть все эти «фокусы» — ведь за их плечами сотни гонок в самых разных условиях. Начинающим, да еще и в предстартовом волнении, это удается далеко не всегда.
Я хочу рассказать о самых легко осуществимых и при этом надежных способах старта, о том, как действовать в типовых ситуациях, коснувшись самых основных моментов — выбора места на стартовой линии и галса.
Начну с «азбучных истин». Допустим, стартовая линия выставлена так, что правый и левый галс одинаково выгодны. В этом случае лучше стартовать правым галсом, который дает право дороги, причем, с правого конца линии, что позволит в наиболее полной мере воспользоваться этим правом — «подрезать нос» тем яхтам, которые идут левым галсом (рис. 1).
Предположим, что в результате захода ветра левый галс получил преимущество — т. е. на нем вы можете идти круче к генеральному курсу, чем на правом (рис. 2). (Чтобы определить это, лучше ориентироваться на сам первый знак, а не на линию — она далеко не всегда выставлена строго перпендикулярно генеральному курсу). В этом случае лучше стартовать левым галсом. Но чтобы успеть пройти по носу яхт, идущих правым галсом, надо очень точно рассчитать время, скорость и расстояние и пересечь линию одновременно со стартовым сигналом на хорошем ходу у самой вешки.
При большом количестве яхт старт левым галсом может оказаться невозможным. Чтобы воспользоваться его преимуществами, придется стартовать правым, а за линией повернуть на левый (рис. 3). Если с наветра имеются яхты соперников, то придется либо «тянуть» правый галс до тех пор, пока они не повернут, либо сделать поворот, но увалиться под них, ведь право дороги — на их стороне (рис. 4). Если вы не ошиблись, и левый галс действительно является более выгодным, эта «жертва» скоро окупится.
Теперь представим, что более выгоден правый галс — у правого конца линии собралось много яхт. Левому галсу в этой ситуации ничего не светит — не стоит и пытаться. Здесь лучше всего сразу прорываться на подветренную позицию, но если не удалось, то стартовать лучше все равно с наветренной стороны линии, пусть даже после всех, но только не с подветра.
Это, на мой взгляд, хуже всего (рис. 5). Чтобы такой способ принес успех, лучше заранее разогнаться. Пока те яхты, которые стояли на линии, не успели набрать ход, можно успеть поравняться с ними или даже вырваться вперед, ведь для разгона соперникам придется у валиться, и между ними и судейским судном появится свободное пространство. Такой план старта требует точнейшего расчета, иначе можно влететь в группу стоящих яхт и заработать протест.
Теперь рассмотрим случай, когда оба галса одинаково выгодны, а большая группа судов все-таки собралась у одного из концов линии — скорее всего по той причине, что линия выставлена под углом к направлению на первый знак (обычно более выгодным оказывается ее правый конец — левую вешку иногда заметно сносит вниз). Тогда нужно постараться стартовать со свободного конца линии, но главное — вовремя. Если в такой ситуации вы стартовали левым галсом и видите, что не сможете прийти по носу яхт, идущих правым галсом, лучше заранее «скрутиться», пока они не закрыли вам ветер (рис. 6).
В случае, когда ощутимое преимущество у левого галса, а вешка стоит высоковато. — большинство яхт скапливается у левого конца линии и стартует левым галсом (хотя бывает это довольно редко). Если вы будете ждать старта, стоя на правом конце линии, и подберете шкоты одновременно с сигналом, толку от вашего права дороги на правом галсе не будет — левый галс успеет проскочить у вас перед носом. В лучшем случае вам удастся «подрезать» аутсайдеров. Чтобы успеть пересечь дорогу основной массе яхт, лучше заранее разогнаться, идя вдоль старта правым галсом. Здесь тоже нужен тонкий расчет, чтобы появиться перед яхтами, идущими левым галсом, в нужный момент. После того как вы сделаете свое "черное" дело — заставите их увалиться или повернуть, можно повернуть и на выгодный левый галс (рис. 7).
Если ваш класс стартует не первым, то планировать свои действия легче: можно понаблюдать за предыдущим классом и разобраться, какой галс имеет преимущество и какой конец линии наиболее выгоден, определить, как расположится на линии основная группа яхт.
Преимущество тех способов старта, о которых я рассказала, — в заранее набранной скорости. Точный расчет, умение вовремя появиться в нужной точке при любом расстоянии, курсе и силе ветра нужно предварительно отработать. Только тогда все эти приемы принесут успех.