Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Консультации
  • Техника плавания
  • 1990 год
  • Надежные способы старта парусной яхты
Подкатегории раздела
Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Заметки капитана яхты «Флора» о плавании к месту старта Операции Парус-89
Способы маневрирования яхты для спасения утопающего
Руль — новая проблема парусной яхты
Гидроэлектрический генератор для парусной яхты
Маленькие хитрости для капитана парусной яхты
Вечный руль для парусной яхты «Ассоль»
Первое плавание парусной яхты «Mari-Cha IV»
Испытания российской парусной яхты «Мастер-27,5»
История тридцатилетней парусной яхты «Варяг»
Как организовать стартовую процедуру по всем правилам парусной культуры
Способ крепления галсового угла небольшой яхты
Опыт постройки парусно-моторной яхты «Тиша»
Испытания парусно-моторной яхты «Hunter 326»
Вспомогательный мотор на парусной яхте


Надежные способы старта парусной яхты

Год: 1990. Номер журнала «Катера и Яхты»: 146
          0


От редакции


Вы уже знаете, что «читают лекции» в нашем «Университете спортивного мастерства» обычно известные, умудренные опытом люди — гонщики-чемпионы, тренеры и судьи. Поэтому многих, наверное, удивит тот факт, что автору помещенной здесь статьи... всего-навсего 15 лет от роду. Но постараемся успокоить тех, кто сомневается, как говорят ученые, в презентативности этой публикации. Мы знаем многих парусных «теоретиков», которые часами могут рассуждать о взаимодействии парусов с потоком и тому подобных тонкостях, но, попав на борт яхты, хватаются не за те «веревки». Здесь случай обратный. Несмотря на юный возраст, наш автор — практик, причем с достаточно приличным опытом.

Ольга Кузнецова живет в Риге, занимается парусом в яхт-клубе ВМФ, имеет I спортивный разряд. В 1988 г. выиграла всесоюзные гонки с пересадкой «Хрустальный кубок» в Липецке, а в 1989 г. заняла первое место на всесоюзных соревнованиях на приз Героя Советского Союза И. Голубца в Анапе и второе место на международной Варнемюндской регате в ГДР. Выступала в классах «Оптимист», «Кадет» и «Луч-М». Поделиться своим опытом с начинающими юными яхтсменами решила по совету своих тренеров — Людмилы и Владимира Тюшевых. Трехкратный олимпийский чемпион, главный тренер сборной страны по парусу В. Г. Манкин, ознакомившийся со статьей до публикации, очень хорошо отозвался о работе юной спортсменки.



Информация об изображенииОльга Кузнецова
Ольга Кузнецова
 
Говорят, что хороший старт — половина успеха в гонке. И действительно, неудачно взяв старт, очень трудно прорваться вперед. В этом я не раз убедилась на собственном опыте.

Вообще-то говоря, дать конкретные указания, как действовать на старте, практически невозможно. Вариантов здесь очень много. Кроме того, обстановка в районе старта постоянно находится в движении — ветер может неожиданно изменить направление и силу, соперники, которые тоже не стоят на месте, вдруг перекроют намеченный вами «коридор»... Все это способно в корне изменить намеченный заранее план старта. Да так чаще всего и случается. Например, вы собираетесь стартовать правым галсом, но ветер вдруг резко меняет направление и те яхты, которые находились у невыгодного конца линии, оказываются после сигнала с на ветра.


Информация об изображенииРисунок 1.
Рисунок 1.
 
Опытные спортсмены способны предвидеть все эти «фокусы» — ведь за их плечами сотни гонок в самых разных условиях. Начинающим, да еще и в предстартовом волнении, это удается далеко не всегда.

Информация об изображенииРисунок 2.
Рисунок 2.
 
Я хочу рассказать о самых легко осуществимых и при этом надежных способах старта, о том, как действовать в типовых ситуациях, коснувшись самых основных моментов — выбора места на стартовой линии и галса.

Информация об изображенииРисунок 3.
Рисунок 3.
 
Начну с «азбучных истин». Допустим, стартовая линия выставлена так, что правый и левый галс одинаково выгодны. В этом случае лучше стартовать правым галсом, который дает право дороги, причем, с правого конца линии, что позволит в наиболее полной мере воспользоваться этим правом — «подрезать нос» тем яхтам, которые идут левым галсом (рис. 1).

Предположим, что в результате захода ветра левый галс получил преимущество — т. е. на нем вы можете идти круче к генеральному курсу, чем на правом (рис. 2). (Чтобы определить это, лучше ориентироваться на сам первый знак, а не на линию — она далеко не всегда выставлена строго перпендикулярно генеральному курсу). В этом случае лучше стартовать левым галсом. Но чтобы успеть пройти по носу яхт, идущих правым галсом, надо очень точно рассчитать время, скорость и расстояние и пересечь линию одновременно со стартовым сигналом на хорошем ходу у самой вешки.


Информация об изображенииРисунок 4.
Рисунок 4.
 
При большом количестве яхт старт левым галсом может оказаться невозможным. Чтобы воспользоваться его преимуществами, придется стартовать правым, а за линией повернуть на левый (рис. 3). Если с наветра имеются яхты соперников, то придется либо «тянуть» правый галс до тех пор, пока они не повернут, либо сделать поворот, но увалиться под них, ведь право дороги — на их стороне (рис. 4). Если вы не ошиблись, и левый галс действительно является более выгодным, эта «жертва» скоро окупится.

Информация об изображенииРисунок 5.
Рисунок 5.
 
Теперь представим, что более выгоден правый галс — у правого конца линии собралось много яхт. Левому галсу в этой ситуации ничего не светит — не стоит и пытаться. Здесь лучше всего сразу прорываться на подветренную позицию, но если не удалось, то стартовать лучше все равно с наветренной стороны линии, пусть даже после всех, но только не с подветра.

Информация об изображенииРисунок 6.
Рисунок 6.
 
Это, на мой взгляд, хуже всего (рис. 5). Чтобы такой способ принес успех, лучше заранее разогнаться. Пока те яхты, которые стояли на линии, не успели набрать ход, можно успеть поравняться с ними или даже вырваться вперед, ведь для разгона соперникам придется у валиться, и между ними и судейским судном появится свободное пространство. Такой план старта требует точнейшего расчета, иначе можно влететь в группу стоящих яхт и заработать протест.

Информация об изображенииРисунок 7.
Рисунок 7.
 
Теперь рассмотрим случай, когда оба галса одинаково выгодны, а большая группа судов все-таки собралась у одного из концов линии — скорее всего по той причине, что линия выставлена под углом к направлению на первый знак (обычно более выгодным оказывается ее правый конец — левую вешку иногда заметно сносит вниз). Тогда нужно постараться стартовать со свободного конца линии, но главное — вовремя. Если в такой ситуации вы стартовали левым галсом и видите, что не сможете прийти по носу яхт, идущих правым галсом, лучше заранее «скрутиться», пока они не закрыли вам ветер (рис. 6).

В случае, когда ощутимое преимущество у левого галса, а вешка стоит высоковато. — большинство яхт скапливается у левого конца линии и стартует левым галсом (хотя бывает это довольно редко). Если вы будете ждать старта, стоя на правом конце линии, и подберете шкоты одновременно с сигналом, толку от вашего права дороги на правом галсе не будет — левый галс успеет проскочить у вас перед носом. В лучшем случае вам удастся «подрезать» аутсайдеров. Чтобы успеть пересечь дорогу основной массе яхт, лучше заранее разогнаться, идя вдоль старта правым галсом. Здесь тоже нужен тонкий расчет, чтобы появиться перед яхтами, идущими левым галсом, в нужный момент. После того как вы сделаете свое "черное" дело — заставите их увалиться или повернуть, можно повернуть и на выгодный левый галс (рис. 7).

Если ваш класс стартует не первым, то планировать свои действия легче: можно понаблюдать за предыдущим классом и разобраться, какой галс имеет преимущество и какой конец линии наиболее выгоден, определить, как расположится на линии основная группа яхт.

Преимущество тех способов старта, о которых я рассказала, — в заранее набранной скорости. Точный расчет, умение вовремя появиться в нужной точке при любом расстоянии, курсе и силе ветра нужно предварительно отработать. Только тогда все эти приемы принесут успех.


Понравилась ли вам эта статья?
+7

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Швертовый колодец со створками
Полезные мелочи: якорь, спуск лодки, багажник, ткань, наконечник...
Пробник электрика для походных условий
Съемник гребного винта для мотора «Нептун»
Спидометр на моторной лодке с датчиком из алюминиевого сплава
Возможность использования на катере двигателя от «Запорожца»
Нужны ли четыре лопасти на гребном винте?
Пять вопросов на проверку знаний правил парусных соревнований (часть 3)
Отзыв об эксплуатации швертбота «ЛЭС-750»
Техника безопасности использовании пропан-бутана на малых судах
Простой цифровой тахометр
Два варианта отопления на яхтах и катерах
Консультации по моторам «Нептун», «Вихрь» и прочим
Ножевое устройство на гребной вал для защиты винта
Мастерство управления швертботом класса «Финн»

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Надежные способы старта парусной яхты

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Опыт постройки и эксплуатации мотолодки тримарана «Радуга-46»
Полиэтиленовый тент для байдарки от дождя
Использовать энергию выхлопных газов
Байдарка на подводных крыльях
Консультации по моторам «Ветерок», «Стрела», «Вихрь» и прочим
Исправление и доводка парусов путем перешивания
Испытания новой картоп-лодки «Океан-1»
Ремонт виндсерфера «Мустанг» своими руками
Обогрев рубки мотолодки от системы охлаждения мотора
Полезные советы по работе со стеклопластиком
Консультации по моторам «Ветерок», «Москва», «Вихрь» и прочим
Правила и советы по безопасности экипажа судна
Подготовка парусной лыжи и обучение катания
Испытания и отзывы о надувной лодке «Язь-31»
Бермудский грот на сегарсах


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 24 + 27 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории