Парусная лыжа — вид спорта, заслуживающий широкого распространения
Наша справка: «Парусная монолыжа» — национальный класс с 1989 года. Материал — не регламентируется. Длина лыжи не более 2,6 м, ширина — не более 0,16 м, площадь паруса — до 7,3 м2 (обмер по свободному классу «Дивизион-II»), Конструктор — Юрий Плизник (Таллинн). Близкий аналог за рубежом — «Уинтерборд», парусные сани на трех лыжах (Финляндия ). Крупнейшие соревнования в стране — «Беломорские игры» (Архангельск), открытый чемпионат Ленинграда, Кубок Москвы, «Праздник Севера» (Мурманск), первенство Эстонии (Таллинн).
По итогам выступлений на этих соревнованиях определяется обладатель Кубка Ассоциации зимнего виндсерфинга СССР. В различные годы победителями становились: Н. Николаев (Архангельск); В. Мартусь (Ленинград); А. Ноздрин (Москва); Б. Филимонов (Москва); Ю. Гросс (Москва); В. Мальцев (Мурманск).
Ни для кого не секрет, что говорить о массовости нашего паруса сейчас не приходится. Вид спорта этот относится к числу «дорогих» и, соответственно, львиная доля средств, выделяемых на его развитие, уходит на «спорт высоких достижений».
Курс на массовость берется в нашей стране с надоедливой периодичностью. Только при этом обычно не говорится, как же этой желанной цели достичь. Вряд ли можно рассчитывать в наши тяжелые времена на быстрое появление недорогих, общедоступных яхточек, на которых можно и овладевать азами паруса, и участвовать в соревнованиях... Виндсерфинг — самый, пожалуй, массовый и демократичный вид парусного спорта в нашей стране, тоже испытывает немало проблем, связанных с дефицитом и дороговизной. Кроме того, страна наша — далеко не из тропических, и даже в Сочи, где находится учебно-тренировочный центр сборной СССР, условия для зимних тренировок далеко не идеальные.
Где же выход? Как приобщить к парусу сотни, тысячи людей, мечтающих о ветре и «белом треугольнике»?
Об этом новом, быстро завоевывающем популярность виде состязаний, способном в короткие сроки приобщить к парусному спорту многих жителей северных районов страны, рассказывает член президиума ассоциации зимнего виндсерфинга СССР Вячеслав Олегович Мальцев (Мурманск):
— Ассоциация наша создана в январе 1989 года, в феврале — утвержден устав. Устав крайне демократичный, начиная от организации штаб-квартиры ассоциации в Архангельске, а не в Москве (создали наконец-то такой прецедент), и заканчивая свободным допуском на любые соревнования. Да, мы прекрасно понимаем, что участвовать в чемпионате страны может далеко не каждый, но приехать на отборочные соревнования, погоняться и, если не попал в первую сотню сильнейших, иметь шанс остаться зрителем — на это имеет право любой член ассоциации.
На мой взгляд, выигрышных моментов у этого вида спорта — три. Первое, это возможность его культивирования в северных районах страны, где снег лежит до восьми месяцев в году. Второе — зрелищность Когда вы впервые увидите, как лавина из восьмидесяти человек несется на бакштаге со скоростью 50—60 км/ч, то состояние ваше, уверяю, будет близким к шоковому. На соревнованиях по парусной лыже гонка проходит за 15—20 минут. И это на стандартной олимпийской дистанции!
И, наконец, третье, и самое главное — низкая стоимость снаряда и удобства при его перевозке. В Ленинграде, на чемпионате мира по буерному спорту, вице-президент ИЯРУ А. А. Кислое подошел к выступавшим с показательными гонками на парусной лыже. «Парус сами делали? И во сколько он вам обошелся? В пятнадцать рублей?!»
Проехались ребята, показали свое мастерство. В тот день ветер был слабый, и буера, в том числе самого что ни на есть иностранного производства стояли. А наши лыжники на глазах у расстроенных буеристов носились весь день со скоростью 20—40 км/ч.
Что касается перевозки, то все снаряжение укладывается в пакет длиной три метра и весом 15 кг. Его сдают в багажный отсек самолета и спокойно летят на соревнования.
Спортсменов парусная лыжа привлекает, прежде всего, ощущением полета. Как, наверное, на дельтаплане. В гонках даже солидные, взрослые мужчины словно сбрасывают груз десятков лет. Достаточно посмотреть на их азартные лица.
Сам я ходил на судах многих классов: «Финн», «Торнадо», «Луч», «Виндгляйдер». Про лыжу знал задолго до того, как начал ею заниматься. Правда, поначалу она не вызывала у меня особого интереса. Но когда научился с ней управляться — все остальные виды стали казаться пресными.
За рубежом внимательно следят за развитием в СССР парусной лыжи, но у себя пока особо не культивируют. Был момент, когда на руководство ФПС СССР вышел президент ассоциации зимнего виндсерфинга ФРГ и предложил провести у нас по парусной лыже чемпионат мира. Но, к сожалению, бюрократы наши испугались и ответили, что парусная лыжа у нас еще на низком уровне.
Такое отношение к нам, неверие в нас и послужили толчком к созданию ассоциации и борьбе за полную самостоятельность. И теперь мы стараемся все предусмотреть и избежать ошибок, которые были сделаны, к примеру, в парусной доске.
Нашу демократичность мы пытаемся закрепить на каком-то законодательном уровне — в уставе, положении о проведении соревнований. Главное для нас — чтобы человек, приехав на соревнования, получил удовольствие.
Когда парусные лыжники разъезжаются после соревнования, кажется, что разъезжается большая семья. Раньше так же было и у виндсерфистов. Но лотом... Очки, секунды, медали... И это все оттого, что парусная доска попала в официальную структуру Госкомспорта СССР и сразу потеряла что-то очень нужное для простых людей.
Поэтому и такой вопрос обсуждался у нас в ассоциации: «Как мы относимся к олимпийскому движению? Будем ли стремиться к тому, чтобы стать олимпийским видом?» Все признали: не стоит предпринимать какие-то шаги для включения в олимпийскую программу. В этом мы солидарны с позицией буеристов, которые тоже говорят: «А зачем это нам? Собрались, приехали, погонялись, получили удовольствие... Есть 60-летиие, есть 20-летние. И все прекрасно уживаются».
При всей своей динамичности, при больших физических и психических нагрузках, эмоциональная сторона этого вида спорта очень здорово поддерживает человека в его борьбе за долголетие.
Материальная часть, экипировка
Официальный рекорд скорости на парусной лыже в стране — 69,5 км/ч — установил в 1987 году 45-летний спортсмен из Москвы Юхан Гросс Но по свидетельству самих гонщиков, в гонках показываются и большие скорости — до 80 км/ч.
Поэтому обязательной принадлежностью экипировки является мотоциклетный или хоккейный шлем, очки, наколенники и щитки, предохраняющие спортсмена от травм.
Лыжа используется стандартная, применяемая для прыжков с трамплина И даже не новая, а уже свое отработавшая, списанная — из тех, которые, как правило, сжигаются (рис. 1).
Шарнир — обычный от парусной доски или так называемый полужесткий, обеспечивает перемещение мачты в двух плоскостях: вокруг своей оси и вперед-назад (рис. 2). Вбок мачта идет только с лыжей (люфт вправо-влево в пределах 10—15 градусов). Такая конструкция обеспечивает лучшую устойчивость — пока держишь в руках мачту, лыжа вбок не завалится.
Мачта и гик такие же, как и на летней парусной доске. Надо только обязательно позаботиться о прочности пластмассовых оковок, так как при низкой температуре они могут просто рассыпаться.
Большинство гонщиков сами изготовляют мачту из стеклопластика или алюминиевых труб. Некоторые делают ее углепластикоаой. Практика показывает, что жесткие мачты лучше. Здесь уместно вспомнить крылатую фразу В. Манкина: «На мягкой мачте хорошо откренивать, но трудно выигрывать».
Сквозные латы необходимо применять достаточно легкого веса. Когда их много (как правило делают четыре пять, но доходит и до семи), парус становится излишне тяжелым.
Паруса, как правило, применяются плоские, скоростные. Летние паруса от «Виндгляйдера нужны только на глубоком рыхлом снегу, когда скорость небольшая и нужна большая тяга. Но гоняемся мы в основном по жесткому насту и в очень редких случаях по льду (в этом случае вместо прыжковой применяется слаломная лыжа с металлическим кантом).
Сейчас первенство среди материалов для пошива парусов держит пленка. Обычная дешевая лавсановая пленка. Материал, необходимый для изготовления современного паруса типа скрыло летучей мыши», обходится максимум в десять рублей. К тому же пленка практически одинаково растягивается во всех направлениях и удовлетворяет требованиям высокой гладкости.
Пленочные паруса большинство гонщиков шьет своими руками, так как технология очень простая.
Пошив парусов
Для парусной лыжи шьют паруса сегментной формы с пузом до 5 %. При раскрое из пленки профиль определяется а основном серпом по передней шкаторине и латами.
Простейший вариант (рис. 3) — это по шаблону вырезать пленку и пришить к ней карман. Форму такой парус держит за счет серпа и лат. Латы такие же, как на парусных досках — с переменной от 5—6 мм до 1 мм толщиной.
Гоночный вариант (рис. 4) уже сложнее. Здесь чаще всего применяется вертикальный раскрой из пленки шириной 150 см. Выкраиваем заднюю шкаторину, к передней части пришиваем лавсановый или дакроновый сегмент. Внизу и вверху (приблизительно на 1/4 длины) делаются закладки. По нижней шкаторине к шкотовому углу пускается полотнище и здесь тоже можно сделать закладку, что обеспечит натяг задней шкаторины и заставит работать верхушку.
Если парус у вас первый, шейте его с расчетом на коррекцию. Простота раскроя и преимущества пленки позволяют легко изготавливать идентичные паруса.
Я, например просто изгибаю мачту и по линии изгиба определяю серп. И как правило, грубых ошибок не бывает.
Обмер парусов осуществляется по правилам класса «Дивизион-II». Площадь паруса не должна превышать 7,3 м2; длина мачты не более 5,30 м; количество лат не оговаривается. Также не регламентируется и материал, применяемый для его изготовления.
Так как на соревнования разрешается заявлять два паруса, есть смысл иметь их разной площади: поменьше — на сильный ветер, побольше — на слабый.
Обеспечение прочности — один из главных моментов, на который необходимо обратить особое внимание.
Ко да на скорости около 60 км/ч спортсмен падает, топ мачты на большой скорости втыкается в снег или лед, что может привести к поломке мачты и разрыву паруса. Поэтому прочность на разрыв должна быть на порядок выше, чем у летних парусов. Для этого делаются усиления даже сверх того, что считается разумным. Например, фаловый угол укрепляется капроновыми стропами, идущими до первой латы; аналогично делается и на галсовом. В заднюю шкаторину вшивается кевларовая нить При падениях быстро происходит истирание кармана, поэтому необходимо надежно защитить его кромки.
Настройка на максимальную скорость
Важным подспорьем при обеспечении рационального профиля паруса являются специальные мачтовые упоры для лат (рис. 5), позволяющие обеспечить плавный вход потока воздуха без образования обычного «вихревого валика» за мачтой.
Если передняя шкаторина паруса набита недостаточно, то, как правило, при больших скоростях обтекания на парусе получается складка, идущая сверху по диагонали к шкотовому углу. И поэтому надо обязательно предусмотреть запас по длине мачты, чтобы поставить внизу мощные тали с 3—4-кратиым выигрышем по силе.
Если в гонке на парусной доске можно потравить шкот, то на лыже, при значительно больших усилиях, этого уже не сделаешь. Здесь как настроил парус перед гонкой — так и выступаешь. Оптимальную степень натяжения шкота для определенных ветровых условий подбирают на тренировках.
На парусной лыже большое значение имеет комплекс «парус — мачта». Парус должен шиться только под конкретную мачту. Имеется в виду поведение мачты на конечных углах прогиба.
когда она работает «на пределе». Важно, чтобы оптимальная форма паруса выдерживалась и при средних скоростях обтекания, и при сильных порывах. Решающее значение имеет высокая жесткость мачты.
Начальное обучение
Первое, что необходимо — это приучить человека просто к лыже (без паруса). Дать покататься ему на лыже с горки, устроить соревнования — кто с горы дальше проедет.
На следующий день еще 15—20 минут катания с горки — и можно выдавать парус. Если человек уже имел навыки хождения на летней парусной доске, то он может пойти и сразу. А если обучается новичок, то пусть просто отрабатывает равновесие, стоя на лыже с мачтой и гиком.
Можно покататься, поставив тренера на лыжу вторым номером — это здорово помогает ускорить обучение, дает возможность прочувствовать все ощущения.
Я у себя в Мурманске применяю такую методику: объяснил, дал попробовать, пять минут по-корректировал и отошел. Дальше корректировать бесполезно — человек настолько уходит в себя, что ничего не слышит. Пусть сам полчаса или час повозится, лишь бы не сломал. Когда устанет, начнет оглядываться и на других. Еще полчаса, и у человека начинает пропадать вера в то, что эта конструкция вообще может передвигаться. Здесь важно, чтобы рядом катался кто-то знающий... Когда вокруг легко и просто носятся на лыжах ребята, которые держат гик одним пальцем и выделывают всякие трюки, вроде езды задом наперед, то и самому хочется научиться владеть этим снарядом.
Даешь новичку день помучиться. А поутру он становится на лыжу и... поехал. Начальное обучение занимает обычно не более двух дней.
А уж дальше его от лыжи за уши не оттащишь.
Был у нас один крейсерист-консерватор, который постоянно любил повторять: «Это не парусный спорт Это неизвестно что!» Три года он терпел, не решался... Но в прошлом году не выдержал, попробовал. Теперь сам всех за лыжу агитирует. Я не знаю таких людей, которых лыжа оставила бы равнодушными.