Самодельная киповая планка
На небольших катерах удобно позади носовой утки по краям палубы иметь киповые планки. При их наличии швартовный конец от носовой утки пропускается через паз планки, что предохраняет палубу катера от истирания тросом во время стоянки.
Планка целиком изготовляется на фрезерном станке из бруска латуни размером 25X20X100 мм.
Планка, рассчитанная на капроновый трос диаметром до 10 мм, крепится к корпусу катера болтами М8. Кромки паза планки необходимо завалить по радиусу не менее 2 мм.
Обтекатель штага
Устройство с ликпазом для передней шкаторины стакселя, называемое в обиходе обтекателем штага, дает ряд преимуществ: улучшает работу стакселя, упрощает его регулировку и замену при изменении ветровых условий.
«Фирменные» обтекатели изготавливаются из специального прессованного алюминиевого профиля или из пластмассы. Наш обтекатель был сделан в условиях яхт-клуба, его конструкция успешно выдержала испытания трехгодичной эксплуатации на крейсерских яхтах типа «Конрад-30».
Обтекатель имеет сборно-разборную конструкцию, состоящую из отдельных секций длиной по 500 мм. Оболочка штага 1 изготовлена из трубы 16X1,5, в которой вдоль ее образующей прорезан паз шириной 8 мм. В трубе ликпаза 4 прорезан паз шириной 4 мм, она приклепана к планке 2X12 мм заклепками 3 диаметром 3 мм. Планка имеет две фаски 1,5X45° со стороны, прилегающей к трубе I. Для облегчения перемещения стакселя в ликпазе его кромки должны быть скруглены.
При сборке обтекателя на штаг накладывается оболочка обтекателя 1 и в ее паз на половину его длины вставляется планка 2 с трубкой ликпаза. К собранной секции пристыковывается следующая оболочка и ликпаз, и таким способом собирается весь обтекатель. Первая и последняя секции обтекателя имеют незаполненные участки, их необходимо дополнить укороченными оболочками. Для фиксации обтекателя по высоте штага на нем устанавливаются ограничители.
Возможно изготовить обтекатели и с двумя ликпазами: второй ликпаз приваривается или приклепывается к оболочке штага с диаметрально противоположной первому стороны.
Вертлюг и оттяжка гика
В «КиЯ» №142 описывался швертбот, в который мы с сыном превратили гребную шпоновую лодку «Кефаль». Думаю, что некоторые детали оснастки этой лодки заинтересуют других строителей мини-яхт.
Грот мы сшили из плотной бязи (ее часто называют «перовиком» и применяют для изготовления подушек). По рекомендации, опубликованной в «КиЯ», парус был пропитан раствором пенопласта в скипидаре и ацетоне что придало ткани дополнительную плотность и жесткость. К мачте и гику парус крепится при помощи карманов, пришитых по передней и нижней шкаторинам.
Гик присоединяется к мачте вертлюгом простейшей конструкции — его крестовина сварена из двух трубок 14X2. Разрезной хомутик можно передвигать по мачте для регулирования высоты гика (на топе мачты подвешен блок для подъема грота).
Оттяжка гика крепится карабином за дужку, согнутую из стальной нержавеющей проволоки диаметром 6 мм. Благодаря перемещению карабина по дуге 180° парус имеет правильную форму на всех курсах относительно ветра, в отличие от стационарного крепления конца оттяжки в ДП.
Как наложить марку
Лет 10—12 назад нас учили хорошему способу изготовления простой марки, описание которого не часто встретишь в литературе. Его преимущество заключается в том, что он позволяет получить марку или полубензель любой длины. При этом ходовой конец (рис. 1) протаскивается лишь под последние 12—15 витков в зависимости от толщины троса. Недостаток способа состоит в том, что он трудоемок, и при работе идет в отходы длинный ходовой конец.
Недавно я догадался (рис. 2), как соединить начало второго и окончание первого способа. Оставляем коренной конец 10—15 см длиной и обмотку продолжаем на петлю, образованную коренным концом, который уже обжат под первой частью марки.
Тут есть еще преимущество: петлю можно вытащить полностью, и оба конца нитки оказываются надежно обжатыми. В первом случае петлю вытаскивают осторожно до середины обмотки, а если марка тугая и длинная, то нитка часто обрывается, что является недостатком приема работы.