Большая тяга в маленькой трубе
каждый, кто эксплуатирует свое судно в холодное время года, мечтает о надежном источнике тепла. Однако зачастую печка-камелек не хочет разгораться на сырых дровах, дымит — одним словом говорят «нет тяги».
Для своей плавучей дачи «Березка» я изготовил камелек размерами 450X250X300 мм. Зная заранее, что топить придется не сухими березовыми дровами, а плавающими дощечками да плавником, опять же далеко не сухим, я сделал специальную трубу, обладающую повышенной тягой.
Устройство понятно из фото и рисунка. Принцип действия прост. Поток воздуха (всегда имеющий место — либо при движении судна, либо в виде хотя бы небольшого дуновения ветра), ударяясь о стенку трубы 2 и проходя между ней и кольцом 3, подбрасывается вверх и создает дополнительную тягу в трубе.
Верхняя съемная часть трубы разделена перегородками на сектора. Перегородки служат для ускорения потока воздуха, а также для крепления кольца. В расширенной части трубы закреплена защитная сетка с ячейкой 1X1 мм. Это расширение позволяет сохранить площадь проходного сечения трубы. Сетку необходимо периодически чистить. Для защиты от дождя служит козырек. Высота трубы от крыши рубки 700 мм.
Камелек с трубой данной конструкции радует экипаж «Березки» теплом на протяжении уже нескольких сезонов.
«Салют» вместо весла
В случае отказа двигателя на больших высокобортных мотолодках и катерах движение чаще всего возможно при помощи короткого весла-гребка, входящего в комплектацию судна. Однако, как метко было замечено владельцами каютных мотолодок типа «Москва», «Ладога», такое весло годится лишь для поднятия сигнала бедствия.
Гораздо надежнее иметь на борту легкий подвесной мотор (например, «Салют»), который удобно крепить на специальном кронштейне на транце лодки.
Так, ленинградец В. Петрунин уже несколько сезонов с успехом применяет «Салют» на мотолодке «Москва». Моторчик помогает преодолевать мелководные, с каменистым дном участки, где есть опасность потерять гребные винты основных моторов. При движении под «Салютом» со скоростью 3—5 км/ч наезд на подводное препятствие не представляет опасности.
Устройство параллелограмного кронштейна ясно из фото. Его конструкция позволяет фиксировать мотор в походном положении, когда он поднят из воды, а также производить мелкий ремонт двигателя, не снимая его с лодки. Подъем кронштейна с мотором облегчает пружина.
Кронштейн изготовлен из стального угольника 32X32X3 и листовой стали.
Печка, пригодная даже для надувнушки
Занимаясь парусным туризмом, я часто задумывался о возможных способах приготовления горячего питания непосредственно в походных условиях, чтобы не зависеть от обстоятельств и не нарушать привычный образ жизни. И выход нашел.
Я взял банку из под лака (D=160 мм) и детскую кастрюлю (D=100 мм) емкостью 450—400 г. Из алюминиевой проволоки сделал ручки, как показано на чертеже Банку обернул асбестом и поставил в чехол из плотного материала, предварительно вырезав отверстие для топки и заслонку. Топить такую печку можно сухим спиртом (таблетки) или деревянными чурками.
Она совершенно безопасна при использовании на любых судах, даже на надувнушках. Моя печка имеет максимальную площадь обогрева кастрюли и минимальную потерю тепла На 1—1,5 таблетках сухого спирта в течение 5—8 минут можно вскипятить чай, а на 2—3 сварить суп или кашу из пакетов за 10—15 минут.
Колпачок для свечи
Часто запасные запальные свечи хранят вместе с инструментом в одном ящике или сумке. Как правило, такие свечи — грязные, мокрые, залепленные маслом и ржавчиной — в нужный момент не работают.
В своей практике я использую подходящие по размерам капроновые или полиэтиленовые пробки, которые насаживаю со стороны электродов на резьбовую часть свечи. Пробка герметизирует электроды от влаги, свеча под ней всегда чистая и сухая, готовая к постановке на мотор.