Став несколько лет назад владельцем яхты «Ассоль», я вскоре обнаружил, что яхту можно сделать комфортабельнее и оборудовать ее для длительных туристских походов. При доработке каюты я постарался использовать все «мертвые» объемы. которые обычно пустуют на серийных яхтах. В то же время все дополнения оборудования делались таким образом,чтобы при необходимости можно было без особого труда возвратиться к исходному состоянию яхты.
Большинство владельцев «Ассолей» используют форпик в качестве рундука для хранения поясов, продуктов, одежды и другого имущества. Это нецелесообразно как из-за неудобства пользования этим рундуком, так и вследствие нарушения условий безопасности плавания — форпик должен служить запасом плавучести и иметь надежную крышку, которую не требуется часто открывать.
Я установил в форпике 12-вольтовую щелочную аккумуляторную батарею емкостью 45 А·ч. Она размещена в двух деревянных ящиках, которые поставлены в специальный деревянный ложемент друг на друга ступенькой, причем верхний ящик несколько смещен в кос. Чтобы зафиксировать его со стороны кормы, к крышке люка форпика приклепана коробка, упирающаяся в верхний аккумуляторный ящик. Коробка образует нишу, в которую помещен телевизор «Шилялис» (его антенна выведена наружу). Когда телевизор не работает, ниша закрывается дверцей с защелкой, а если телевизора на борту нет, то ниша используется как шкафчик.
В носовой части каюты я установил трапециевидный стол с выдвижными ящиками и рундуком под ними. Стол закреплен при помощи гаек-барашков за две шпильки крепления крышки форпика. Высота стола над сиденьями выбрана такой, чтобы под ним размещались ноги одного-двух человек, если появится необходимость ночлега в каюте трех-четырех человек. Когда же этого не требуется, под столом устанавливаются легкосъемные полки для кастрюль и переборка с дверцей, открываемой вниз. Получается что-то вроде письменного стола и шкафа. В них, как мы убедились впоследствии в дальних походах, помещается уйма необходимых вещей, которые имеют свое место и всегда под рукой. Нишу для телевизора обрамляют три полки для книг с дверцами из оргстекла.
Стол со шкафом нисколько не мешает при вылезании через форлюк наружу, наоборот, он служит прочной и очень удобной ступенькой. Благодаря большой поверхности стола, на нем удобно работать с картой, а через форлюк, расположенный над ним, можно наблюдать горизонт, брать пеленги переносным пеленгатором и пользоваться секстаном.
Обедать за этим столом неудобно, поэтому я сделал съемный столик, который передней кромкой опирается на немного выдвинутый средний ящик основного стола, а задней кромкой — на две металлические стойки. Оба стола окантованы бортиками, препятствующими падению посуды при крене и качке.
Когда на яхте собираются 4 человека или эти столы снимаются для облегчения веса яхты на гонках, мы используем дополнительный столик, прикрепленный на шарнирах к передней кромке верхней ступеньки трапа. Обычно этот столик висит вертикально и служит крышкой, которая закрывает имущество, находящееся по бокам швертового колодца. В рабочее положение столик ставится на упор, прикрепленный на петлях к его нижней поверхности.
Нижняя ступенька трапа также сделана на петлях, что позволяет легко доставать продукты и другое имущество, находящееся в районе швертового колодца (идея позаимствована мною у одноклубника А. Т Баринова).
В верхних пазухах «гробов» между наружным бортом и внутренним бортом кокпита установлены с обоих бортов вешалки с четырьмя крючками каждая, которые закреплены за подкладки крепления уток стаксель-шкотов.
Пространство за первой ступенькой трала у входа в каюту использовано для оборудования шкафчика с двумя полками для туалетных принадлежностей и других мелких вещей. На дверце этого шкафчика, открывающейся вниз, впоследствии были наклеены изображения знаков судоходной обстановки, закрытые снаружи тонким листом оргстекла.
Удобное место для хранения лат получилось в угловой выемке подволока близ входной двери. Для них здесь установлены на шурупах две алюминиевые планки. Латы отсюда можно доставать, находясь в кокпите. Из кокпита можно достать и огнетушитель, который закреплен с левого борта у трапа при помощи штатного кронштейна.
Окончательно каюта приняла жилой и уютный вид, когда я прикрепил к бортам теплоизолирующие коврики из поролона толщиной 20 мм, обшитые декоративной тканью. Верхние края ковриков зажаты между тонкими деревянными рейками, которые надеваются на крючки, закрепленные винтами вант-путенсов со стороны кормы, а в носовой части привинченные к краям стола. В каюте теперь стало значительно меньше поверхностей, на которых в холодные ночи конденсируется влага.
Пришлось переделать и крышку входного люка в кормовой переборке каюты. В заводском варианте это был закладной фанерный щиток, и, чтобы его вынуть из пазов, необходимо было закрепить гик на одном борту. Я установил двустворчатую дверь на рояльных петлях, на каждой из створок в верхней части поставил жалюзньные решетки для улучшения вентиляции каюты. Для запирания двери крышки ахтерпика использовал пальцеобразные мотоциклетные замки, для установки которых достаточно проделать два отверстия — одно с пазом под бородку замка в крышке и второе в комингсе люка. Для большей прочности можно поставить на эпоксидном клее с внутренней стороны металлические накладки.
Так как зазор между крышкой ахтерпика и его комингсом оказался достаточно большим, мною был использован небольшой алюминиевый швеллер для заполнения упомянутого зазора.
Снаружи яхты также сделан ряд полезных усовершенствований.
В стандерсе мачты вместо скобы установил блоки для фалов, что значительно облегчило постановку парусов.
В одном из отверстий в штаг-путенсе закрепил носовую утку, сделанную из двух обрезков труб и длинного болта, для крепления якорного или швартовного троса.
Сделал удлинитель румпеля длиной 400 мм.
На погоне гика-шкота установил два передвижных эбонитовых шарика — фиксаторы точки крепления гика-шкота к погону. В сильный ветер они сдвигаются к бортам, а в слабый — фиксируют точку крепления гика-шкота в районе ДП. В каждом шарике пропилен паз, в который введен погон, а чтобы он не соскочил с троса при ослаблении винта, в шарик ввернут стопорный винт М4. Фиксаторы позволяют избавиться от одного неприятного явления, присущего тросовому погону — они не дают крюку блока гика-шкота заскочить за клетневку огона и застрять на ней. В таких случаях крюк приходится освобождать вручную, иначе он может соскочить в самый неподходящий момент.
Традиционное расположение якоря в носовой части яхты на «Ассоли» неудобно — он мешает при каждой швартовке, а еще больше мешает якорный конец, который просто некуда деть. А если управляешь яхтой в одиночку, при постановке на якорь необходимо бросать румпель и бежать в нос. Поэтому я решил хранить якорь на транце в кармане, изготовленном из швеллера и алюминиевого листа. Карман прикрепил через деревянную прокладку двумя болтами к транцу с правою борта.
Якорный трос при помощи альпинистского карабина одним конном пристегивается к отверстию для фалиня в штаг-путенсе. обносится снаружи ванты и крепится на правой кормовой утке. Основная часть якорного троса, собранная в бухту, надевается на веретено якоря или укладывается на палубе в правом углу у транца. Для фиксирования веретена якоря на привальном брусе установлена лирообразная защелка, прикрепленная двумя болтами.
Теперь ни якорь, ни якорный коней не мешают, якорь всегда находится под рукой у рулевого и готов к мгновенной отдаче.
Нужно еще учесть, что с кормы отдавать якорь приходится гораздо чаще, чем с носа, — при каждом подходе к необорудованному для причаливания берегу или швартовке к причалу носом.
Для вывода из ахтерпика бензинового шланга к подвесному мотору я использовал корпус авиационного штепсельного разъема, представляющий собой короткий алюминиевый цилиндрический патрубок с фланцем и резьбовой заглушкой на цепочке.
Меня беспокоило го обстоятельство. что человеку, упавшему за борт, очень трудно вернуться обратно в яхту, а особенно женщине, не обладающей достаточной физической силой и ловкостью Вначале я сделал веревочный шторм-трап с тремя жесткими ступеньками, но оказалось, что далеко не каждый может по нему забраться в яхту. Поэтому я сделал забортный трап из дюралевых швеллеров, который можно быстро пристегнуть к рыму погона гика-шкота и правому полуклюзу на транце при помощи альпинистских карабинов. Когда трап не нужен, он хранится в ахтерпике.
В ахтерпике собирается довольно много имущества, особенно в походе, и разложить его в строгом порядке трудно. Из-за кривизны днища все сваливается в кучу в центре, канистры не желают стоять вертикально, предметы, имеющие прямоугольные кромки, протирают днище при кренах и качке. Для исключения этого недостатка я установил в ахтерпике рыбины. Под два штатных верхних болта, крепящих моторный кронштейн, поставил планку с большим количеством крючков для хранения различных тросов и других подвешиваемых предметов.
Все упомянутые шкафы, полки, столы и другие усовершенствования намного улучшают удобство эксплуатации яхты и ее интерьер, что подтвердили многие владельцы других «Ассолей», побывавшие у нас ка борту.