Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Консультации
  • Улучшение судов
  • 1991 год
  • Водометный катер из мотолодки «Казанка-2М»
Подкатегории раздела
Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Водометный катер на основе чертежей мотолодки «Альга»
Водометный катер «Изумруд» проходит испытания
Водометный прогулочно-туристский катер типа морские сани
Скоростной водометный катер «Изумруд»
Водометный быстроходный катер «Феникс»
Водометный катер на гидролыжах
Пластмассовый одноместный водометный катер
Самодельный водометный катер на основе проекта «МК-29»
Лодка «Южанка» на основе прогулочной мотолодки «Казанка»
Модельные испытания новой мотолодки «Казанка»
Ходовые испытания дюралевой мотолодки «Казанка-5»
Комфортабельный туристический водометный катер «Турист»
Новая модель четырехместной мотолодки «Казанка-5»
Комфортабельный водометный каютный катер «RZ-8»


Водометный катер из мотолодки «Казанка-2М»

Год: 1991. Номер журнала «Катера и Яхты»: 152
          0


Свою мотолодку «Казанка-2М» решил превратить в водометный катер, использовав для этой цели имеющийся у меня двигатель «ГАЗ-21». Для расчета водомета решил использовать методику, предложенную Ю. М. Войнаровским в «КиЯ» №119. Однако расчеты для меня оказались довольно сложными и громоздкими. Поэтому обращаюсь через журнал к автору статьи с просьбой помочь в расчетах водомета.

Меня конкретно интересуют ответы на следующие вопросы:

1. На какую максимальную скорость можно рассчитывать, если применить на катере имеющийся у меня шестилопастной ротор от катера «Восток» (D = 200 мм; H = 210 мм)? Какова должна быть ширина спрямляющих лопаток?

2. Каким должен быть шаг ротора для данного диаметра (D = 200 мм) для получения максимальной скорости при нагрузке два-три чел. и запасе топлива 60 л?

3. Как перевести значение угла φ для рабочего колеса (РК) с поворотными лопастями в шаг для РК с фиксированным шагом?

4. Каково будет водоизмещение катера?



Методика, содержащаяся в статье «Как рассчитать оптимальный водомет» (см. «КиЯ» №119), позволяет на базе серийно испытанных рабочих колес (РК) спроектировать водометный движительный комплекс, который гидродинамически оптимально сбалансирован с характеристиками плоскокилеватого глиссирующего корпуса. Последовательность расчета такова:

1. Для условий длительного эксплуатационного режима по внешней характеристике двигателя «ГАЗ-21» определяем мощность N = 60 л. с. и частоту вращения n = 3200 об/мин (53,33 об/с). Для получения максимально достижимой скорости остается резерв мощности (71 л. с.) при 3400 об/мин (на облегченном корпусе).

2. Рассчитываем параметр N·n2 = 17,07·104 (где n — об/с) и наносим его значение на кривую номограммы (рис. 9).

3. Со шкалы этой же кривой снимаем величину n·D = 10,62 (в нанесенной точке).

4. Поделив значение n·D на n (об/с), получаем диаметр РК: D = 0,1991 ≈ 0,2 м.

5. Проводя вертикаль и горизонталь через указанную точку, на соответствующих шкалах номограммы снимаем T·n2·10—4 = 49; V0 = 12,7 м/с (или 45,7 км/ч), β = 0,2917; Vc = 0,491; φ = +3,4°


6. Делением значения T·n2 на n2 (об/с) получаем величину тяги водомета (ВД): T = 172, 3 кг.

7. Определяем КПД полной тяги:


8. Обращаясь к рис. 11, где нанесены кривые изменения H/D для целых φ, при угле φ = +3,4° находим шаговое отношение на конце лопасти (при r = 1,0): H/D = 1,21 или Н = 242 мм; как видно из этого рисунка, шаг лопасти увеличивается к ступице (до H/D = 1,72 на r = 0,55 или H = 344 мм); а кривая изменения шага находится промежуточным графическим построением между кривыми, куда попала точка при φ = +3,4°. Геометрические характеристики 6-лопастного РК приведены на рис. 10, причем отношение А/АD = 1,42 означает отношение суммарной фактической площади развернутых лопастей к площади кольцевого диска, ограниченного концами лопастей и ступицей; отношение диаметра ступицы к диаметру РК dст = 0,55, в/D — относительная ширина сечений лопасти, лежащих на секущих цилиндрических поверхностях с относительным радиусом r.

9. Пользуясь рис 1, б, при известном Vs снимаем коэффициент сопротивления водозаборника CD = 0,078.

10. Рассчитываем гидродинамическое сопротивление водозаборника:


11. Вычисляем воздушное (лобовое) сопротивление корпуса «Казанки-2М», ширина которого В = 1,65 м, высота ~1 м:



12. При ψ = 0,02 находим сопротивление (которое должно быть) остроскулого голого корпуса при глиссировании:


13. Используя корпусную диаграмму оптимальных характеристик глиссирования (рис. 13; при βк=15° и xg=1,8 м), наносим на нее точку при Rг.к = 140 кг и V = 12,7 м/с. Получаем ходовой вес катера Δ = 900 кг и ширину глиссирования В = 1,05 м. Полученные данные можно уточнить по диаграммам оптимизированных характеристик глиссирования, опубликованным в «КиЯ» №144.

Следует заметить, что днище «Казанки-2М» имеет килеватость на миделе 17°, а на транце 7°, ширину глиссирующего участка днища (транца) В = 1,34 м и вогнутые обводы. Этим обусловлена большая величина Rг.к на подобной скорости, что подтверждается графиками буксировочных испытаний модели этой лодки, представленными в «КиЯ» №38. В результате пересчета кривой сопротивления модели лодки при Δ = 760 кг получается Rг.к = 160 кг на V0 = 45 км/ч, что и следовало ожидать (из-за чрезмерной смоченной поверхности днища и его сложной формы); установка про дольных реданов в этом случае ничего не даст.

14. Далее рассчитываем внешний КПД корпуса


учитывающий сопротивление водозаборника и влияние корпуса.


15. Получаем полный пропульсивный коэффициент системы водомет — корпус


16. Рассчитываем угол раствора (телесный угол) заднего торца спрямляющей лопатки (при лопаточном поджатии) при z=6


т. е. при диаметре сопла dc=Dрк=200 мм и диаметре внутреннего цилиндрического тела 0,55D=110 мм.

17. Находим (для справки) площадь отверстия на срезе сопла


при конструктивном поджатии струи β = 0,2917.

Расчет геометрии спрямляющих лопаток — отдельная тема. Кое какие сведения по этому во просу можно почерпнуть из статьи А. Братишко и С. Калинина в «КиЯ» №75.

В результате изложенного можно прийти к такому выводу, используемый ротор D = 200 мм и H = 210 мм с катера «Восток» для двигателя «ГАЗ-21» для лодки «Казанка-2М» не годится, так как рассчитан на большее число оборотов (видимо, под двигатель «М-412», развивающий 4500—5000 об/мин). Поэтому придется изготовить новое РК, обеспечив геометрию лопастей в соответствии с рис. 10. Из-за несоответствия корпуса расчетному варианту (на корпусных диаграммах) скорость может оказаться несколько меньше полученной в данном расчете; однако ее можно сохранить, незначительно снизив весовую нагрузку.

Режима максимальной скорости можно достичь путем уменьшения ходового веса до 600—650 кг и увеличения числа оборотов двигателя до n = 3400 об/мин (т.е. максимальной мощности N = 71 л. с.). Как показали специально выполненные расчеты, скорость V0 = 56,4 км/ч достигается при полной тяге Т = 155,3 кг; при этом следует обеспечить более кормовую центровку (xg = 1,4 м). Ширина глиссирующего участка днища, как и на основном режиме глиссирования, будет значительно больше оптимальной, однако это может компенсироваться за счет более плоского днища ближе к транцу (видимо, только на достаточно тихой воде).

Принимая конструктивный вес лодки 220 кг, вес топлива 50 кг, вес двух-трех пассажиров 180—240 кг (с малым багажом) и, наконец, вес силовой установки с ВД и аккумулятором 150 кг, получаем Δ = 600—660 кг, что близко к расчетной величине Поэтому скорость 55 км/ч вполне может быть обеспечена.


Понравилась ли вам эта статья?
+4

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Усовершенствование серийной яхты «Ассоль»
Усовершенствование серийной мотолодки «Казанка 5М-3»
Чертежи печатных плат эхолота из общедоступных деталей
Как замерить диаметр и шаг винта
Профили для килей и рулей
Советы капитанам по картам и прокладке курса
Рекомендации катерникам и яхтсменам по шлюзованию
Полезные мелочи: готовый швартов, отличительные огни, лодка...
Уроки тренера по вооружению и настройке швертбота «Оптимист»
Отзыв об эксплуатации катамарана «Альбатрос»
Портативный «камбуз» для малой лодки
Еще один построенный вариант швертбота «Креветка»
Опыт эксплуатации катера с газовым двигателем
Способ изготовления гребных винтов из сварной трубы
Надежный съемник маховика для моторов «Вихрь»

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Водометный катер из мотолодки «Казанка-2М»

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Матрица с изменяемыми обводами для формования корпусов
Консультации по моторам «Ветерок», «Прибой», «Нептун» и прочим
Полезные мелочи: топливо, талреп, съемник винта, соединить трубы...
Сбавляйте скорость моторного судна в гаванях
Сходный трап для катера
Потеря фальшкиля макси-яхты «Мартела» на гонке «Уитбред Рэйс»
Семь навигаций на катере на воздушной подушке «Гепард»
Опыт постройки и эксплуатации яхты микро-класса «Морской кот»
Приспособление для балансировки гребных винтов
Консультации по подвесным моторам «Вихрь» и прочие
Оптимальное покрытие днища мотолодки
Почему галопирует мотолодка типа «Фламинго»
Стоит ли ставить «Казанку» на крылья
Отвечает ГИМС: переоформление или продажа лодки
Рецепт приготовления рыбы капитана Бимстербоера


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 25 + 48 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории