При скоростях V=30÷40 км/ч мотолодки движутся в режиме глиссирования, когда преобладающую роль играет сопротивление трения обшивки о воду. Шероховатость поверхности днища в общем случае увеличивает это сопротивление, причем в тем большей степени, чем более неровна поверхность. Однако при определенных параметрах шероховатости (размеры микробугорков, их форма и расстояние между ними) она практически не оказывает влияния на характер течения в пограничном слое1. Такая поверхность называется гидродинамически гладкой, и ее сопротивление трения не отличается от сопротивления идеальной абсолютно гладкой поверхности.
Для количественной оценки шероховатости используется среднеквадратичная высота бугорков — Кб, величина которой зависит от материала наружной обшивки корпуса, качества обработки и окраски ее поверхности. Гидродинамически гладкой поверхность будет в том случае, если выполняется условие
где Reб — число Рейнольдса, вычисленное по высоте бугорка, V — скорость обтекания обшивки, м/с; v — кинематическая вязкость; для пресной воды v=1,1·10—6 м2/с.
Таким образом, чтобы шероховатость не увеличивала сопротивления трения, среднеквадратичная высота бугорков не должна превышать величины
Для мотолодок со скоростями движения V=30÷40 км/ч (v=8÷11 м/с) получим:
причем большим скоростям соответствуют меньшие значения Kб max.
Для ориентировки приведем величины, характерные для некоторых видов шероховатости. Так, стальная свежеокрашенная поверхность (в частности, судовой корпус) имеет бугорки, среднеквадратичная высота которых лежит в пределах Кб=(20÷40)·10—3 мм; тщательно обработанная, шлифованная деревянная поверхность после покрытия лаком — Кб=(3÷8)·10—3 мм, покрытая тремя слоями нитрокраски — Кб=(10÷15)·10—3 мм.
Известно (см., например, «КиЯ» №148), что некоторое, на 7—10%, снижение сопротивления трения можно получить на ребристых поверхностях с продольными пазами пилообразной формы, расположенными вдоль потока.
Однако я бы, пожалуй, не советовал экспериментировать с такими покрытиями. Во-первых, для интересующих нас скоростей высота зубьев h и расстояния между ними s должны быть очень малыми — порядка десятых долей миллиметра. Во-вторых, борозды должны быть строго ориентированы по потоку. Нарушение любого из этих требований скорее всего даст совершенно противоположный эффект — повысит сопротивление.
Примечания
1. Это тонкий слой воды, вовлекаемый в движение подводной частью корпуса судна. Скорости частиц воды непосредственно на обшивке судна равны его скорости (они как бы прилипли к обшивке), а на внешней границе слоя равны нулю, т. е. скорости невозмущенного потока.