В «КиЯ» №145 рассказывается о том, что американцы предлагают режущие устройства, которые устанавливаются перед гребным винтом и защищают его от водорослей, плавающих тросов и т. п. Но попробуйте-ка воспользоваться такими устройствами там, где идет промысловый лов рыбы сетями! Там рыбаки вас со света сживут и лодку утопят за порчу сетей. А вот меня и моего товарища И. П. Косенко рыбаки даже не ругали.
А все дело в том, что когда у нас была общая моторная лодка, переделанная из спасательной шлюпки и снабженная двигателем «ПД-10», мы оборудовали такую защиту винта, что ни трава, ни сети, ни топляк за 10 лет эксплуатации на гребной винт не попадали.
Устройство, правда, применимо только для лодок со стационарными двигателями, у которых гребной вал выходит через киль под очень острым углом (около 12°) и опирается на кронштейн, а винт крепится на валу за кронштейном.
Чтобы подводные помехи не касались гребного винта, их надо отвести от лопастей винта вниз и в стороны. Вот мы с товарищем и сделали «ласточкин хвост» с тремя перьями. Одно перо в виде длинной треугольной пластины крепится к килю. В том месте, где оно пересекается со шпорой, в пластине сделан фигурный вырез по переднему контуру шпоры, к которой она приклепывается хомутиком. Конец пластины проходит ниже винта и выступает в корму за кромку лопастей на 2—3 см. Таким образом получился как бы вертикальный стабилизатор, который защищает винт спереди и снизу.
Боковые «хвосты» изготавливаются из такого же листового железа толщиной 2,5 мм и через отогнутые проушины соединяются с вертикальным «хвостом» при помощи заклепок. Они также крепятся к кронштейну болтиком М6 (ниже втулки гребного вала). В кормовых кромках сделаны полукруглые вырезы, а концы «хвостов» выступают в корму за габарит винта на 2—3 см.
Горизонтальные плоскости должны быть расположены так, чтобы по ходу лодки создавали минимальное сопротивление.