В общем случае в состав комплекта аппаратуры для работы лодочного двигателя на пропан-бутановой смеси входят (в том порядке, как проходит газ эту аппаратуру):
- газовый баллон с ручным вентилем;
- газовые шланги;
- испаритель жидких фракций газа;
- редуктор I ступени;
- редуктор II ступени;
- краник-дозатор;
- газовый смеситель на карбюраторе.
Кроме того, при переводе на газ двухтактных двигателей (с сухим картером) необходимо смонтировать систему смазки.
Испаритель изготавливается из трех витков медной трубки диаметром 8—10 мм. Диаметр трубки может быть и больше, но в этом случае придется изготавливать и припаивать соединительные устройства — штуцера по диаметру шланга.
Редуктор I ступени служит для понижения давления газа в баллоне до величины 0,5-3 кгс/см2, которая устанавливается при регулировке редуктора. При этом редуктор компенсирует все перепады давления, которые могут возникать в баллоне в процессе эксплуатации (от расхода газа, от изменения температуры и др.), и создает оптимальные условия для работы редуктора II ступени.
Редуктор I ступени изготавливается путем небольших доработок промышленного регулятора давления газа типа РДГ-6. Штатный клапан этого регулятора имеет диаметр проходного отверстия 1,6 мм. Его необходимо увеличить в зависимости от мощности конвертируемого двигателя рассверливанием или заменить клапан на специально выточенный штуцер. Для лодочных двигателей увеличивать диаметр клапана более 4,5 мм нет необходимости. Штатную мембрану из маслобензостойкой резины лучше заменить на более толстую, толщиной 3—5 мм. Можно использовать мембраны от старых автомобильных тормозных камер. Более толстой (1—1,5 мм) должна быть также тарелка на мембране. Для того чтобы мембрана прочнее зажималась между корпусом и крышкой редуктора, необходимо увеличить площадь их контакта. Я, например, с этой целью с корпуса и крышки стачивал на станке буртики. Для обеспечения расстояния, необходимого для закрытия клапана, устанавливается на дополнительной прокладке кольцо.
Редуктор II ступени служит для регулирования подачи газа непосредственно в карбюратор (через краник-дозатор). При незначительной переделке может быть использован промышленный регулятор давления газа типа РДГ-8. У него также необходимо увеличить диаметр отверстия клапана в зависимости от мощности установленного двигателя. Для двигателя «Л6», например, достаточно отверстия диаметром 3—4 мм. Диафрагму можно оставить штатной, но для повышения надежности работы редуктора ее лучше заменить на более толстую (до 1 мм) или поставить сдвоенную штатную.
Редуктор должен обеспечивать поступление газа в зависимости от его наличия и степени разрежения на выходе, соответствующей разрежению, создаваемому в карбюраторе. Для этого штатную регулировочную гайку завинчивают в крышку до последних ниток резьбы и в таком положении закернивают. В ней просверливают отверстие под шток, который проходит внутри пружины и имеет на конце тарелку для удержания пружины, а также нажимное устройство для регулировки ее натяжения. Теперь изменившееся направление тяги пружины обеспечивает закрытие клапана при неработающем двигателе. Если детали штока, соединяющего его с мембраной, касаются при работе редуктора закерненной гайки, то между корпусом и крышкой редуктора необходимо устанавливать кольцевую проставку.
При настройке редуктора необходимо прежде всего натянуть пружину так, чтобы клапан был закрыт и не давал утечек газа при неработающем двигателе. Нельзя ее пережимать, так как для работы редуктора потребуется разрежение большей величины, что затруднит запуск двигателя. Чем туже будет затянута пружина, тем беднее будет рабочая смесь, и наоборот. Натяжение пружины регулируют при работающем двигателе, причем после каждого изменения натяжения пружины двигателю дают перегазовку. Пружину фиксируют в том случае, когда двигатель быстро набирает обороты и устойчиво работает.
Между редуктором II ступени и карбюратором диаметр шланга должен быть не менее 9 мм, а длина его не превышать 1 м. В противном случае увеличивается аэродинамическое сопротивление движению газа по шлангу, редуктор теряет чувствительность к разрежению, ухудшается приемистость двигателя. Краник-дозатор на этом шланге облегчает регулировку редуктора II ступени и обеспечивает удовлетворительную работу двигателя в случае обеспечения оптимального состава рабочей смеси.
При запуске бензинового двигателя, переведенного на газ, необходимо помнить, что дроссельная заслонка должна быть приоткрыта на 3—4 мм. Только в этом случае создается достаточное разрежение в карбюраторе и обеспечивается поступление необходимого для запуска количества газа. При большем или меньшем открытии заслонки двигатель запускается плохо или не запускается совсем.
Газовый смеситель представляет собой отрезок трубки с резьбой М10Х1. Он вворачивается в карбюратор позади дроссельной заслонки скошенным концом вниз и устанавливается скосом в сторону всасывающего коллектора двигателя.
Все элементы аппаратуры можно монтировать в любом месте моторного отсека и в любом положении, обеспечивающем удобное обслуживание двигателя, за исключением редуктора II ступени. Он должен устанавливаться обязательно пружиной вниз с учетом максимально допустимой длины шланга до карбюратора. Только в этом положении вес подвижных частей редуктора (мембрана, шток с присоединенными деталями) при неработающем двигателе помогает пружине удерживать клапан редуктора закрытым и облегчает настройку редуктора.
При переводе на газ 4-тактных двигателей система смазки не требует каких-либо доработок. А вот для 2-тактных двигателей (с сухим картером) возникает необходимость в монтаже специальной системы подачи масла в двигатель. В простейшем виде масло из отдельного бачка может поступать в масляную капельницу, а из нее через игольчатый клапан подается в штуцер, ввернутый в карбюратор. Масляный бачок можно изготовить из любой подходящей емкости; газовых баллонов емкостью 1 л, корпуса паяльной лампы и т. п.
В качестве масляной капельницы, которая выполняет также роль клапана-отсекателя при неработающем двигателе, можно использовать поплавковые камеры от старых карбюраторов К-36, К-16 и др. Камера с главным (перепускным) каналом отрезается от корпуса карбюратора. Из нее выворачиваются все жиклеры, заглушаются ненужные отверстия, вворачиваются штуцера для подключения шлангов на входе и на выходе, изготавливается узел крепления камеры на двигателе.
Игольчатый клапан, регулирующий подачу масла в двигатель, может быть использован как готовым, так и самодельным. Хороши клапана от старых мопедов, портативных газовых плит.
Шланги для масляной системы желательно использовать прозрачные пластиковые (медицинские) с внутренним диаметром не менее 6 мм, которые можно приобрести в аптеках. В них можно легко контролировать как наличие масла, так и его дробление, что очень важно на участке от игольчатого клапана до штуцера на карбюраторе. Масляная капельница должна быть закреплена на 5—10 см ниже уровня штуцера, а масляный бачок нужно установить выше капельницы с таким расчетом, чтобы даже при минимальном уровне масла в нем обеспечивался подпор в поплавковой камере.
Перед запуском игольчаты клапан должен быть открыт на 1,5—2 оборота. Количество подаваемого масла настраивается по цвету выхлопа. После прогрева двигатели через 10—15 мин возникает необходимость корректировки подачи масла, как правило, в сторону уменьшения (требуется прикрыть игольчатый клапан на 0,25—0,5 оборота).